Социология и политология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:13, контрольная работа

Описание

Общество - сложная система, которая состоит из мно¬жества элементов - групп, слоев, классов и т.д. Эти эле¬менты можно объединить понятием "общность".
В социологии нет единого подхода к вопросу о том, что такое социальная общность. Определений существует множество. «Социологическая энциклопедия» даёт определение общности социальной как: «объединения людей, в которых создана и сохраняется, хотя бы в течение короткого периода, социальная связь, т.е. все относительно устойчивые формы совместной деятельности людей»

Содержание

1. Понятие социальной общности. ……………………………………………...2-4
1.1. Виды социальных общностей. Этнокультурные общности.
Территориальные общности. Общности по сходству поведения.
Социально-демографические общности……………………………5-9
1.2. Лидерство в социальных группах…………………………………...9-11
3. Политическая культура: сущность, структура и функции. Уровни
политической культуры: знания, чувства, оценки. Основные типы
политической культуры……………………………………………………..11-15
Список используемой литературы……………………………………………......15

Работа состоит из  1 файл

социология и политология.doc

— 256.00 Кб (Скачать документ)

На основе поведенческих  признаков выделяют такие случайные  скопления людей (агрегаты), как толпа, публика, аудитория.

Толпа – это кратковременное объединение случайных людей в пространстве, которых собрал общий интерес. Она не имеет статусной структуры, взаимодействия здесь случайны, отсутствуют общие нормы поведения. С исчезновением собравшего толпу интереса она быстро рассеивается. Но при некоторых условиях она может перейти к активным действиям. В толпе снимается внешний контроль за поведением индивида, и обычно законопослушные люди могут превратиться в разъяренных хулиганов. Человек в толпе попадает под власть эмоций и утрачивает личную ответственность.

Публика – если толпу объединяет случайный интерес, то публика специально собирается ради определенной общей цели. Она – на трибуне стадионов, в большом зрительном зале, на концертной площадке. Публику объединяет сходство мнений, поэтому она соблюдает правила, принятые в избранном ею типе зрелищ. Например, на концерте свистят, кричат и хлопают по окончании номера, а на футбольном матче это можно сделать в любой момент. Но публика остается стихийным собранием людей и может превратиться в неуправляемую толпу.

Аудитория – это: термин используется в двух значениях. Во-первых, аудиторией называют публику, которая собирается в более замкнутых помещениях (в сравнительно небольших кинотеатрах, лекционных и концертных залах). Второе значение используется социологами при исследовании СМИ. Говорят об аудитории телезрителей, радиослушателей, читателей. В этом случае она объединяет людей, связанных общим каналом потребления информации [Ист.1, с. 164-165].

Нельзя не отметить важность изучения всего разнообразия социальных групп, существующих в обществе. Во-первых, потому, что сама социальная структура общества представляет собой совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей. Во-вторых, вся жизнь человека, живущего в обществе людей, протекает в социальных группах и под их непосредственным влиянием: в школе, на работе и т.д., ибо только в групповой жизни он формируется, как личность, находит самовыражение и поддержку.

 

      1. Лидерство в социальных группах.

ЛИДЕРСТВА ТЕОРИИ, концептуальные интерпретации механизмов доминирования, подчинения и влияния в группе, причин и особенностей поведения членов группы, объединяющих действия других для осуществления какой-либо целей.

Проблема  лидерства рассматривалась в различных социологических и политических теориях (Геродот, Плутарх, Н.Макиавелли, Т. Карлейль, Р.Эмерсон, Г.Тард и др.). Однако лидерство теории оформились в рамках социологии малых групп и социологической психологии, поэтому в них доминирует анализ психологических и социологическо - психологических качеств лидера. В рамках «теории черт» лидерство связывают со специфическими чертами индивида и, в частности, с проблемами утверждения Я-концепции: ориентированные на власть люди обычно обладают идеализированной Я-концепцией, а их стремление к лидерству — способ компенсации низкого уровня собственного достоинства. «Ситуационная теория» анализирует поведение лидера, который прилагает усилия к признанию и власти только при возникновении благоприятных возможностей или при острой необходимости в лидере, например, в экстремальной ситуации. «Харизматическая» концепция лидерства рассматривает действия «естественных лидеров», т.е. выдающихся людей с нетипичной индивидуально заложенной совокупностью черт («харизмой»). Концепция «сублимационного» или «идентификационного» лидерства анализирует действия субъекта, который в поисках власти и признания идентифицирует себя с «великим» делом и посвящает ему всю жизнь. Религиозные и политические движения насчитывают многих мучеников и героев, отчужденных от самих себя. Борьба за великое дело становится для них борьбой за достижение самоуважения: такие лидеры персонифицируются как праведные люди, которые отдали свою жизнь за других. Сублимация может принимать и другие формы: попытки внести вклад и стать лидером в искусстве, науке, спорте и т.д. Теория «определяющей роли последователей» рассматривает лидерство как результат групповой ориентации на выдвижение лидера и готовности следовать за ним. «Синтетическая» (комплексная или реляционная) теория рассматривает лидерство как сложную функцию ситуации, ожиданий последователей и качеств самих лидеров.

В типологии  лидерства различают: лидерство  демократическое и авторитетное, формальное и неформальное, с ориентацией на задачу и с ориентацией на отношения.

Продуктивные  в анализе взаимоотношений в малых группах лидерства теории не могут претендовать на научность в объяснении проблем социального лидерства в масштабах больших сообществ [Ист. № 5, с. 178].

Лидер — обязательно  выдающаяся, яркая личность, оказывающая  воздействие на окружающих. От рядовых граждан или членов партии, движения он отличается в первую очередь личностными свойствами: сильной волей, умением владеть собой и ориентироваться в сложных социальных ситуациях, убежденностью и верой в свою систему ценностей, готовностью бороться и отстаивать ее и т. д. Так называемая теория черт наделяет лидера такими качествами, как энергичность, сильный характер, развитый интеллект, привлекательность, тактичность, интерес к людям, чувство юмора и др.

Вместе с тем для  появления лидера необходимы поддержка  и выдвижение его окружением. Каждой политической группе (партии, общественному движению, обществу в целом) нужен лидер с определенными качествами. Тот, кто с большой вероятностью может стать, например, президентом США, имеет мало шансов быть избранным в России, и наоборот. Причина здесь кроется в разных исторических судьбах, различиях в культуре, менталитете, ценностях, нормах политической жизни, уровне благосостоянии и т. д. Поэтому для выдвижения лидера важны не только свойства его личности, но и характеристики его поддерживающих и выдвигающих.

Кроме того, следует учитывать  то, что лидеры появляются в конкретных политических условиях. Каждая политическая ситуация требует определенного лидера (ситуационный подход). Например, характер вооруженной борьбы между парламентом и королем Англии в XVII в. выдвинул  лидером парламентских сил О. Кромвеля — человека с железной волей, блестящего полководца, сильного политика и убежденного врага аристократии.

Наконец, лидер появляется как необходимый для общества атрибут, выполняющий определенные функции:

  • мобилизация людей на достижение групповых или общественных целей;
  • выработка программы решения проблем;

♦ критика существующих порядков или способов решения проблем.

Лидеров, так же как и власть, М. Вебер подразделил на следующие типы:

  • рациональный, который осуществляет свою роль на основе разума и законов;
  • традиционный, который выдвигается по обычаю, традиции;
  • харизматический лидер, опирающийся на свои необычные способности. В этом он убеждает окружающих, наделяющих его харизмой.

Различными путями появляются лидеры в авторитарных и демократических обществах. В условиях авторитаризма появление лидеров носит случайный характер. Лидеры подбираются руководителем для решения задач, далеких от нужд общества (стабильность авторитарного правления или предотвращение появления сильной оппозиции).

В демократическом обществе лидеры формируются и процессе борьбы и «естественного отбора». Лидером становится только тот, кто выражает интересы больших групп населения.

Различным образом происходит регуляция поведения, функционирования и завершения политической карьеры лидеров. В авторитарном обществе все определяется верхами: кто, на какой должности и сколько должен находиться. При демократии контроль осуществляет общество. Партии, общественные организации, средства массовой информации держат под постоянным «обстрелом» деятельность лидеров. Кто не справляется, не проявляет необходимых качеств, не выполняет обещаний и возлагаемых надежд, тот сходит с политической арены [Ист. № 4, с. 68-69].

 

 

  1. Политическая культура: сущность, структура и функции. Уровни политической культуры: знания, чувства, оценки. Основные типы политической культуры.

Термин «политическая  культура» ввел в научный обиход немецкий философ-просветитель Иоганн Готфрид Гердер (работа «Идеи к философии истории человечества»). Истоки теории политической культуры также связаны с исследованиями в области культурной и политической антропологии, социальной и этнической психологии, теории национального характера (Б. Малиновский, В. Вундт, Л. Гумплович, Н. Данилевский, Н. Бердяев, Э. Эриксон, П. Сорокин).

Теория политической культуры сформировалась в 50-60-е гг. XX в. В 1963 г. вышла книга американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура», в которой была целостно изложена концепция политической культуры. В дальнейшем теорию политической культуры развивали Л. Пай, Р. Фейген, С. Липсет, Р. Пэтнэм, Р. Инглхарт.

Г. Алмонд выделил  два уровня политической системы: институциональный и ориентационный, выражающий формы ориентации населения на объекты политики. Эти ориентации делятся на познавательные (знания о политике, политических институтах, механизмах осуществления власти); эмоциональные (чувства людей к тем, кто осуществляет власть; доверие, презрение и т.д.); оценочные (суждения, мнения, опирающиеся на ценности, стандарты).

По мнению Г. Алмонда, в совокупности эти ориентации и составляют политическую культуру. Их анализ позволяет понять, почему одинаковые по форме институты власти в разных странах действуют по-разному, выяснить причины конфликтов, мотивацию политического поведения граждан. Понятие политической культуры связывалось с ценностными мотивациями, верованиями людей, с субъективным контекстом политики. Оно стало проявлением того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют то, что видят.

Политическая  культура – это совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере. В них воплощаются ценностные представления людей о политике, нормы взаимоотношений общества и государства. Это совокупность знаний, ценностей, идеалов, идей, норм, моделей политического поведения, обеспечивающих единство и взаимодействие участников политического процесса. Политическая культура проявляется в политическом поведении, в отношении к политике.

Политические культуры государств взаимосвязаны не как  «низшая – высшая», а как самостоятельные духовные системы. Они выражают «генетический код» народа в атрибутах государственности (флаг, герб, гимн). Они не выступают как универсальное явление, так как не все граждане признают и одни и те же образцы культуры (патернализм или партнерство в отношениях с государством выступают как норма для одних и отвергаются другими).

 

Политической  культуре свойственны определенные функции:

  • идентификации (потребность человека в принадлежности к группе, общности);
  • ориентации (понимание человеком собственных возможностей при реализации прав и свобод);
  • адаптации (потребность человека в приспособлении к меняющейся среде);
  • социализации (становление человека как гражданина, выполнение политических функций, реализация гражданских прав);
  • интеграции (сосуществование в рамках определенной политической системы);
  • коммуникации (взаимодействие субъектов политики на базе общепринятых норм, стереотипов).

Под воздействием политической культуры воспроизводятся  устойчивые формы политической жизни, ценности. Потому и в условиях реформ целые слои населения могут поддерживать прежние порядки, а революции заканчиваются либо возвратом к прежним стандартам, либо террором, чтобы принудить людей принять новые порядки.

Как сложное  многоуровневое явление политическая культура имеет определенную структуру. Так, В. Розенбаум считает, что ориентации людей являются базовыми компонентами политической культуры. Он выделяет следующие блоки ориентации:

  • относительно институтов государственного управления;
  • по отношению к «другим» через осознание принадлежности к нации, государству;
  • относительно собственной политической деятельности.

Политические  культуры различаются по ценностным ориентациям, способам политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, конфессиональным и другим группам. Тем самым выделяются политические субкультуры – религиозные, этнические, элитарные, молодежные. Компонентами политической культуры выступают стереотипы, мифы, символы [Ист. № 1, с. 212-214].

Структура политической культуры достаточно сложна.

Основные уровни:

а) мировоззренческий (когда  человек соизмеряет представления  о политике со своей индивидуальной картиной мировосприятия);

б) гражданский (на котором  индивид вырабатывает понимание  своего политического статуса);

в) собственно политический (это уже собственное отношение  личности к конкретному политическому  пространству и протекающему в нем политическому процессу).

Эти особенности ценностных ориентиров вытекают из принадлежности людей к тем или иным конкретным социальным, территориальным, демографическим  группам. Совокупность ценностных установок  социальных групп формирует политическую культуру общества в целом, причем она являет собой своего рода конгломерат образований.

Структурно  политическая культура представляется в виде уровней:

  • познавательной ориентации, включающей знания о политической культуре;
  • системе, составляющих ее ролях, носителях этих ролей и особенностях функционирования системы;
  • эмоциональной ориентации, отражающей чувства по отношению к политической системе, ее функциям, участникам и их деятельности;
  • оценочной ориентации, выражающей личное отношение человека к политической системе и ее составляющим [Ист. № 4, с. 83-84].

 

      1. Типы политической культуры

Известность получила классификация, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (1963 г.). Авторы проанализировали формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США, Мексики и выделили три «чистых» типа политической культуры:

  • патриархальный («местечковый», приходской), для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политике и ожиданий от политической системы. Граждане ориентированы на местные ценности – общину, род, клан, деревню, племя;
  • подданнический тип отличается сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем активности граждан. Человек связывает свои ожидания с политической системой, но в то же время опасается санкций, наказания с ее стороны;
  • активистский, партиципаторный (раrticipation – участие) тип характеризуется вовлечением граждан в политическую жизнь, их включенностью в общественные дела. Через выборы, группы интересов, партии граждане артикулируют свои интересы и влияют на процессы принятия политических решений. В то же время они законопослушны, лояльны к политической системе.

Информация о работе Социология и политология