Социальные институты в сфере политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:16, контрольная работа

Описание

Цель исследования - изучить социальные институты в сфере политики. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
·Исследовать понятие политического института;
·Изучить понятие института власти;
·Изучить понятие института государства;
·Изучить понятие института политических движений и партий.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………….3
2. Понятие политического института…………………………………….5
3. Институт власти…………………………………………………………7
4. Институт государства………………………………………………….10
5. Институт политических движений и партий………………………….13
6. Понятие гражданского права…………………………………………..16
7. Субъекты гражданского права…………………………………………19
8.Заключение………………………………………………………………..40
Список литературы………………………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

политология17 вар (2).docx

— 74.03 Кб (Скачать документ)

Государство - это часть  общества, его социальный институт, который обладает властью, силой  и авторитетом, необходимыми для  распределения ресурсов и средств, поддерживающих данную социальную систему. Существуют две основные парадигмы  социологического исследования государства  как социального института.

Первая идет от К. Маркса, который рассматривал государство  как институт, укрепляющий и защищающий власть правящего, господствующего  класса. Основная функция этого социального  института сводилась к подавлению сопротивления угнетенною класса, имевшего все права стать господствующим вследствие его ведущей роли в общественном производстве. Отсюда следовало, что институт государства находится в постоянном конфликте в силу того, что должен обращать внимание прежде всего на борьбу классов за ограниченные ресурсы.

Вторая парадигма в  характеристике государства как  социального института идет от структурно-функционального  анализа. В нем главное значение придается тем аспектам политической власти государства, которые основаны не на социальном конфликте, а на сотрудничестве. Т. Парсонс, к примеру, утверждает, что  политическая деятельность государства  представляет собой скорее процесс  координации, чем борьбу между классами за распределение ресурсов и контроль над ними.

Основными признаками государства  как социального (либо социально-политического) института являются: 1) наличие власти в виде системы государственных  органов, учреждений и организаций; 2) деятельность особых механизмов этой власти в ходе реализации социальных функций государства; 3) сложившаяся  система правовых норм и установлений, санкционированных политической властью; 4) наличие отграниченной территории, определенных пространственных рамок  распространения этой власти.

Рассматривая государство  как социальный институт, мы должны понимать его сложность и структурную  расчлененность. Строго говоря, это  не просто институт, а «институт  институтов». В самом деле, в структуре  государства действует целый  ряд социальных институтов, с которыми люди постоянно соприкасаются в  своей жизни.

Во-первых, это институты  народного представительства, осуществляющие в стране публичную власть. В России это институты Государственной  думы, президентства, муниципального самоуправления, глав администраций и др. Во-вторых, это институты управления (правительство, администрация на местах, учреждения, представляющие правительство и администрацию). В-третьих, это институты юстиции и правосудия, связанные с правом, законом, которому все должны неукоснительно подчиняться. В-четвертых, это инстшуты, охватывающие вооруженные силы, государственную безопасность, органы охраны общественного порядка, карательные учреждения. Это также институты различных форм контроля и надзора.

Все названные выше институты  выполняют различные функции  и имеют неодинаковый удельный вес  в государстве. Но при этом существуют социальные функции государства  как института в целом. Они  присущи, разумеется, и тем блокам институтов в структуре государства, которые были отмечены выше. Среди  основных социальных функций государства  как инстигута необходимо назвать  в первую очередь обеспечение  стабильности, устойчивости и социального  порядка в обществе. Эту функцию  можно определить также и как  интегративную, поскольку порядок  и стабильность я н-ляются необходимой  предпосылкой социальной интеграции.

Вторую социальную функцию  института государства охарактеризуем как регулятивно-распределитель'ную. Располагая определенными ресурсами  и ценностями (а без них государство  не может существовать), оно распределяет их в интересах различных социальных институтов, действующих в сферах экономики, полиш-ки, образования, пауки, культуры, здравоохранения, социальною обеспечения. Сами ценности и ресурсы, имеющиеся в распоряжении государства  «изначально» (земля) И концентрирующиеся  в результате его деятельности (строительство  сооружений, зданий, сбор налогов и  т.д.), служат основным источником его  силы и могущества. Чем больше ресурсов у государства и чем рациональнее оно их распределяет в интересах  общества, тем оптимальнее условия  для эффективного функционирования всей общественной системы. Поэтому  не случайно многие западные социологи считают распределительную функцию государства важнейшей.

Обеспечение и первой, и  второй функций невозможно без осуществления  третьей основной функции института  государства - социального.контроля. Она  предполагает как регулирование  и регламентацию деятельности различных  общественных структур, так и в  особенности социальный контроль за отклоняющимся поведением. Только таким  путем можно создать условия  для стабильности и порядка в  обществе. Различные формы отклоняющегося поведения (наркомания, проституция, преступность и др.), получая возможность для  своего развития и распространения, не только подрывают общественный порядок, но и резко снижают авторитет  государства, уровень доверия к  нему. Это значит, что в таких  условиях государство не может рассчитывать на сколько-нибудь длительную поддержку  со стороны общества, а властные структуры и их лидеры вынуждены  будут уступить место другим, которые  найдут пути и средства установления эффективного социального контроля над различного рода отклонениями от правовых норм, действующих в данном обществе.

 

5. Институт политических движений и партий

 

Рассматривать институты  в политической сфере, не касаясь  вопроса о политических партиях  и движениях, - значит не понять процессов, происходящих в современной политической жизни. Наличие партий и движений - показатель ее развитости и определенной степени демократизма. Однопартийная  политическая система и отсутствие различных политических движений - характерные показатели тоталитарного  либо авторитарного режима. Политические движения, имея многовековую историю, лишь в XIX в. оказались связанными с политическими партиями, ведущими свою родословную с момента становления капитализма, развития демократических институтов и гражданского общества. Выражая самые разные групповые интересы, политические движения оказываются весьма многообразными. Среди них можно выделить собственно классовые движения - рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, буржуазные. Широко распространены межгрупповые и межклассовые движения - национально-освободительные, антифашистские, националистические и др.

Социологический анализ политических движений имеет большое значение в условиях современной России. Ширящийся  политический плюрализм привел к  появлению такого количества движений на федеральном и региональном уровнях, которые трудно даже подсчитать и  сказать определенно: их столько-то. Наиболее важно отметить, что все  эти движения характеризуются особым отношением к существующему политическому  строю. Среди них можно выделить: 1) консервативные, стремящиеся восстановить существовавший ранее строй; 2) умеренно реформаторские, ориентированные на сохранение существующего строя  при условии осуществления некоторых  качественных преобразований; 3) радикально реформаторские, жаждущие глубоких качественных трансформаций; 4) наконец, экстремистские, нацеленные на свержение существующего  строя и замену его новым.

Развитие политических движений преследует цель не только расширения своей массовой базы, но и создания на этой основе партий. Политическая партия тесно связана с каким-либо движением, часто возникает именно из него. Она предстает как особый, институционализированный феномен политического движения. Партия представляет собой организованную группу людей, которой присущ ряд  признаков: наличие общих целей, базирующихся на определенных идеях  и идеалах; стремление участвовать  в органах власти; ориентация па завоевание и осуществление власти; стремление обеспечить поддержку широких социальных слоев общества; наличие организации, дисциплины, программы, устава; существование специальных учреждений.

Историческая практика свидетельствует: всякое политическое движение стремится  обрести организацию, которой, собственно, и становится Партия. В ней возникают  свои структуры, аппарат. Появляются партийные  функционеры, для которых партийная  работа становится основным видом профессиональной деятельности.

Любая партия стремится создавать  свои учреждения, расширять свои ряды, влиять на государственные структуры  и общественные объединения. При  этом главной функцией политических партий является воздействие на государственную  власть. Если в стране существует мно-гопартийносчь, это способствует рассредоточению  политической власти, что, в свою очередь, приводит к поддержанию социального  и политического порядка и  ограничивает возможности сосредоточения всей полноты влас 1 и в руках  одного человека. Возникновение и  существование политических партий регламентируется законодательством. Будучи социальным институтом, партии имеют свою материально-финансовую основу. Это могут быть членские взносы, пожертвования бизнеса, средства профсоюзов, поступления от продажи  своей прессы. В ряде стран партии получают дотации из государственного бюджета, размер которых зависит  от числа завоеванных на выборах  мандатов. В этом случае партии обязаны  публично отчитываться о статьях  расходования денежных средств.

Поскольку политических партий достаточно много, возникает важный вопрос об их классификации и типологии. Одну из первых попыток его решить предпринял М. Вебер, применив исторический подход. Он разделил все партии па аристократические  группировки, политические клубы, современные  массовые партии. Нас, естественно, интересуют в основном последние.

Здесь имеет смысл сослаться  па одну из наиболее приня гых в  социологии классификаций, принадлежащую  польскому ученому Е. Вятру. В  соответствии с его классификацией партии делятся по следующим параметрам: а) по классовому характеру, т.е. рабочие, крестьянские, буржуазные и другие партии (имеет смысл говорить также  о межклассовых партиях, включающих представителей различных классов, прослоек и групп); б) по типу организационной  структуры - выделяются кадровые (состоящие  из одних профессионалов) и массовые партии; в) по месту, которое партия занимает в системе власти, - легальные  и нелегальные партии; г) по доминирующему  идеологическому облику - реформаторские, революционные, консервативные, реакционные, контрреволюционные, вождистские партии. К этой классификации мы добавили бы еще одну: деление партий на находящиеся  у власти и пребывающие в оппозиции  к ней, или правящие и не правящие. Критерием такой классификации  является социальная роль партии по отношению  к власти.

 

6. Понятие гражданского права 
 
Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. 
 
Гражданское право, прежде всего, призвано регулировать имущественный 
оборот в рыночной экономике, поэтому равенство участников означает 
отсутствие подчинения одного субъекта другому, автономия воли — 
возможность самостоятельно выбирать линию поведения без постороннего 
вмешательства, имущественная самостоятельность — обладание материальными благами и свободное распоряжение ими. Предметом гражданского права 
являются, во-первых, имущественные отношения. Их объектом может быть не только материальный предмет (дом, автомобиль, магнитофон), но и другие блага, которые нельзя потрогать или увидеть (например, имущественные права аренды, преимущественной покупки, работы и услуги, информация).Их бестелесная форма не мешает им менять владельцев, обеспечивать исполнение обязательств, в общем быть объектом гражданских прав наравне со своими осязаемыми и видимыми "собратьями". 
 
Нахождение объекта гражданских прав у какого-либо лица образует вещные 
гражданско-правовые отношения. Владелец вещи (например, собственник 
автомобиля) окружен безликим морем других субъектов гражданского права. 
Наш собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться 
автомобилем с одновременной обязанностью соблюдать права остальных 
субъектов. С другой стороны, любой субъект гражданского права может 
требовать от собственника соблюдения законных прав других лиц (скажем, 
не ездить на автомобиле по тротуарам), обязуясь при этом не совершать 
действий, наносящих собственнику ущерб. 
 
Другую группу имущественных отношений составляют обязательственные 
отношения. Они связывают лишь ограниченное число субъектов гражданского права при переходе имущества от одного лица к другому (например,собственник продает автомобиль другому гражданину). 
 
Личные неимущественные отношения, не имея в своей основе материального 
блага, тем не менее также регулируются гражданским правом, поскольку их 
свойства (в частности, принадлежать юридически равным субъектам 
правоотношений) позволяют применять к личным неимущественным отношениям те приемы правового воздействия, которые характерны для гражданского права. Ряд личных неимущественных отношений тесно связан с имущественными (так, неимущественное право авторства на произведение 
автоматически дает возможность его обладателю получить вознаграждение 
при опубликовании произведения). Другие неимущественные отношения лишены такого свойства. К ним относятся: право на доброе имя, деловую 
репутацию, личную и семейную тайну и др. Эти неотчуждаемые блага имеют 
первостепенное значение не только для участников правоотношений как 
субъектов гражданского оборота, но охраняются и в других общественных 
отношениях, поэтому участие гражданского права в их регулировании есть 
реализация принципа всемерной защиты этих прав. 
 
Регулируя отношения юридически равных и имущественно самостоятельных 
участников, гражданское право использует диспозитивный метод, когда 
стороны наделены максимальной свободой в распоряжении своими правами, и ограничения, устанавливаемые законом, проходят лишь там, где 
затрагивается свобода и права других субъектов. 
 
Российская система источников, закрепляющих гражданско-правовые нормы, в связи с быстро меняющимися экономическими отношениями, представляет собой многоуровневую пирамиду. Кроме статей Конституции РФ, закрепляющих лишь основы правового регулирования, к источникам гражданского права относятся: 
 
Часть I Гражданского кодекса РФ (действует с 1 января 1995 г.) Часть II 
Гражданского кодекса РФ (действует с 1 марта 1996 г.) 
 
Законы РФ, принятые после 12 июня 1990г. (даты принятия Декларации о 
независимости России) 
 
Основы гражданского законодательства Союза ССР 1991г., действующие на 
территории РФ с 3.8.1992г. 
 
Гражданский кодекс РСФСР 1964г. 
 
Указы Президента РФ Постановления Правительства, принимаемые во исполнение вышестоящих нормативных актов 
 
Акты министерств и иных федеральных органов, изданные в соответствии с 
их компетенцией. 
 
Источники права нижестоящей ступени принимаются в соответствии с нормами вышестоящих уровней, а Основы гражданского законодательства и ГК РСФСР 1964г. сохраняют свое действие в части, не противоречащей более весомым в юридическом отношении актам. 
 
Особое место занимают ратифицированные Россией международные договоры, которые имеют преимущество перед национальном законодательством, и в случае противоречия с российским правом применению подлежат нормы международного договора. 

Информация о работе Социальные институты в сфере политики