Социально-этнические общности и национальные политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:11, творческая работа

Описание

Э́тнос (от греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными.

Содержание

o Этнос
o Нация
o Национальный вопрос и его структура
o Ассамблея народов Казахстана

Работа состоит из  1 файл

Социально-этнические общности и национальная политика.pptx

— 96.09 Кб (Скачать документ)

Карагандинский  Государственный  Медицинский Университет 

Кафедра Истории Казахстана и СПД 

СРС

Тема: Социально-этнические общности и национальных политики 
 
 

Выполнил:

Студентка  группы ОЗ

...

Проверил:

Преподаватель... 
 

ПЛАН 
 
 

    • Этнос
    • Нация
    • Национальный вопрос и его структура
    • Ассамблея народов Казахстана

Этнос 

     Э́тнос (от греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

Нация 

     На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием

Национальный  вопрос 

     Национальный вопрос, совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В эксплуататорском обществе Национальный вопрос возникает в ходе борьбы наций и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития.

Ассамблея народов Казахстана 

     Ассамблея народов Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства.

            Идея  создания Ассамблеи народов Казахстана была впервые высказана Президентом  страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости.

            Цели  и задачи Ассамблеи, структура и  организация работы, основные направления  деятельности определены в Положении  об Ассамблее народов Казахстана и Стратегии Ассамблеи, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан  от 26 апреля 2002 года № 856.

Деятельность  Ассамблеи направлена на решение следующих  задач: 

    • - содействие  сохранению в республике межнационального  и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;
 
    • - выработка  предложений по проведению государственной  политики, способствующей развитию  дружественных отношений между  представителями национальностей,  проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному  возрождению и развитию на  основе соблюдения принципа равноправия; 
 
    • - формирование  политической культуры граждан,  опирающейся на цивилизованные  и демократические нормы; 
 
    • - обеспечение  учета многообразных национальных  интересов в проводимой государством  национальной политике;
 
    • - поиск компромиссов  для разрешения возникающих в  обществе социальных противоречий.

     Первый Президент Республики Казахстан является пожизненным Председателем Ассамблеи. Председатель Ассамблеи определяет и утверждает основные направления деятельности Ассамблеи. Председатель Ассамблеи имеет двух заместителей. Заместители Председателя Ассамблеи назначаются на основании рекомендации Совета Ассамблеи актами Президента Республики Казахстан.

            Сессии  Ассамблеи созываются Председателем  Ассамблеи. Дата, место проведения и  предполагаемая повестка дня сессии Ассамблеи объявляются за месяц  до начала ее работы. Сессия созывается не реже одного раза в год. Внеочередная сессия Ассамблеи созывается Председателем  Ассамблеи по собственной инициативе или по просьбе не менее одной  трети от общего числа членов Ассамблеи  и проводится в месячный срок со дня принятия решения.

            Состав  Ассамблеи формируется из числа  представителей государственных органов, национально-культурных и других общественных объединений, а также иных лиц  с учетом их авторитета в обществе, общественно-политической активности. В настоящее время Ассамблея  имеет в своем составе 350 членов.

     Рабочим органом Ассамблеи является Секретариат, структурно входящий в состав Администрации Президента РК.

            Необходимо  отметить, что Ассамблея в своей  работе тесно взаимодействует с  малыми ассамблеями, которые созданы  во всех областных центрах и в  городах Астане и Алматы. Малая ассамблея выполняет функции представительства Ассамблеи народов Казахстана в регионе, одновременно являясь консультативно-совещательным органом при акиме соответствующей области, города Астана или Алматы.

            Кандидаты в члены Ассамблеи народов  Казахстана выдвигаются решениями  сессий малых ассамблей по предложениям национально-культурных центров, а  от региональных и республиканских  общественных объединений рекомендуются  решениями их высших органов.

      За годы своей деятельности Ассамблея обсудила важные вопросы социально-политической жизни общества, связанные с дальнейшими экономическим и политическим реформированием казахстанского общества. Новые перспективы развития национальной политики открылись с принятием Стратегии Ассамблеи народов Казахстана, закрепленной Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856.

            За  прошедшие десять лет Ассамблея  народов Казахстана превратилась в  авторитетный общественный институт гармонизации межнациональных отношений.

            Заметно увеличилась финансовая поддержка  со стороны государства. Ежегодно государство  оказывает финансовую поддержку  деятельности национально-культурных объединений и малых ассамблей, для руководителей национально-культурных центров утверждены Президентские  гранты.

            Начавшийся  активный процесс возрождения национальных культур привел к созданию 22 республиканских  и региональных национально-культурных центров, которые объединяют 470 областных, городских и районных организаций.

     Сегодня в республике имеют этнообразования: немцы - 49, казахи - 40, корейцы - 36, татары – 29, славяне – 27, чеченцы и ингуши - 26, азербайджанцы – 23, уйгуры - 21, русские - 20, украинцы - 19, евреи - 18, поляки - 16, турки - 14, греки -12, армяне - 11, белорусы - 10, дунгане – 10, курды, узбеки по 8, казаки – 6, туркмены, болгары, дагестанцы по 4, кыргызы, таджики по 3, карачаевцы и балкарцы, китайцы, чуваши, каракалпаки по 2, ассирийцы, чехи, народы Прибалтики, грузины, осетины, лезгины, иранцы, буряты, венгры, румыны по 1.

            В стране действует более 100 национальных школ, функционирует 170 воскресных школ, где изучаются 23 родных языка. В трех школах национального возрождения  работают 29 отделений по изучению 12 родных языков. На финансовую поддержку  этих школ Правительство страны выделяет ежегодно 12 млн. тенге. Кроме того, им оказывается помощь и из местного бюджета.

            В Казахстане издается 4 республиканских  и 15 региональных национальных газет, работает 6 национальных театров (казахский, русский, немецкий, уйгурский, корейский  и узбекский).

     Ежегодно выходит в свет несколько десятков новых книг на языках этнических групп. Стали традиционными ежегодные массовые народные праздники Наурыз, Масленица, Рождество и др.  

            Деятельность  Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как  страны эффективно решающей проблемы межнациональных отношений. Вклад  Ассамблеи по достоинству оценен на самом высоком уровне. Генеральный  секретарь ООН Кофи Аннан, совершивший визит в нашу страну, назвал Казахстан примером межнационального согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств мира. Высоко отозвался о казахстанском народе и Римский Папа Иоанн Павел II, посетивший Казахстан.

Литература 

       Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма — М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. — 320 с. — ISBN 5-93354-017-3.

    Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм — М.: Праксис, 2002. — 416 с. — ISBN 5-901574-07-9.

    Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности — М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. — 272 с. — ISBN 5-8163-0058-X.

    Гавров С.Н. Национальная культура и модернизация общества — М.: МГУКИ, 2003. — 86 с.

    Геллнер Э. Нации и национализм — М.: Прогресс, 1991.

    Паин Э. Между империей и нацией — М.: Новое издательство, 2004. — 248 с. — 1500 экз. — ISBN 5-98379-012-9.

    Собуль А. Проблема нации в ходе социальной борьбы в годы Французской буржуазной революции XVIII века // Новая и Новейшая история. — 1963. — № 6. — С. 43-58.

    Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. — СПб.: Алетейя, 1998.

    Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению = Das nationale — М.: Канон+, 2001. — 400 с. — ISBN 5-88373-154-6.

    Яковенко И. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999.

       Юрий  Семёнов «Этносы, нации, расы»

    Юлиан Бромлей «К вопросу о сущности этноса»

    Юрий Семёнов  «Этнос, нация, диаспора»

    Валерий Тишков «Этнос или этничность?»

    В. И. Козлов О  КЛАССИФИКАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

    Кара-Мурза С. Г. «Теория и практика конструирования  народов»

    Филиппов В. Р. Парадигматика этнологии // Бюллетень  Владикавказского института управления. Вып. № 10, 2003

    Лев Гумилёв  «Этногенез и биосфера Земли»

    Спасибо за внимание!

Информация о работе Социально-этнические общности и национальные политики