Социальная политика государства как часть государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма. В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
§1 Социальная политика государства как часть государственного управления……………………………………………………………………….4
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства………………………........................................................................4
1.2 Функции и методы социальной политики…………………………………………………....................................8
1.3 Основные направления социальной политики…………………………………….……..............................................14
1.4 Экономическая социальная политика: проблемы согласования………………………....................................................................19
1.5 Механизм формирования доходов населения…………………………………………….........................................22
§2 Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения …………..........................................................................................24
2.1 Социальная политика: реформы и обязательства………………………………………...........................................24
2.2 Приоритеты социальной политики России………………………………………….……..........................................27
2.3 Социальные проблемы современной России……………………………………….……..............................................31
2.4 Результаты реализации социальной политики в России на сегодняшний день………………………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………….……......39
Список используемой литературы ……………………………….…...............41

Работа состоит из  1 файл

kursach_Egora.docx

— 116.71 Кб (Скачать документ)

Формирование рыночной экономики  в России невозможно без действенной  социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к  рынку требует разграничения  социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в  отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются  в специальных социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и  за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы  и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через  подготовку кадров, организацию фонда  помощи безработным с установлением  величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень  жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

Индексация осуществляется путем регулирования номинальной  зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором – заранее  делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная  индексация нацеливает предприятия  на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.

Результаты осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы, на лицо значительные сдвиги в выплатах населению, но тем  не мене уровень нищеты в стране говорит о малой ее эффективности.

 

 

Заключение

Рыночные механизмы, возбуждающие дух предпринимательства, соревнования, деловой активности, напряжения трудовой энергии людей, являются главным  источником роста национального  богатства и, следовательно, увеличения личных доходов работников, массы  и доли этого богатства, выделяемого  на поддержку фундаментальной науки  и культуры, на воспитание и образование  детей, на содержание инвалидов и  т.п. Чем богаче нация, тем более  значительные потоки средств она  может направлять на социальное развитие. Убедительные примеры - Германия и Япония, которые от послевоенной разрухи  и нищеты, заменив тоталитарные механизмы  рыночными, сумели достичь блестящих  результатов в темпах экономического роста, повышения и качества жизни  населения.

Социальная сфера, отрасли  услуг и духовного воспроизводства - не только потребители национального  богатства, но и его производители. В перспективе значимость сферы  услуг, в качестве источника общественного  богатства будет нарастать, прежде всего за счет рыночных услуг. Развивая науку и образование, культуру и здравоохранение мы способствуем увеличению национального богатства - единственного источника роста уровня и качества жизни.

Социальная сфера становится все более эффективным полем  приложения капитала. Спрос на услуги здравоохранения, образования, культуры, искусства в развитых странах  растет опережающими темпами, увеличивается  доля вложенного в эти сферы капитала, приносящего высокие прибыли. В  начале 90-х годов продажа видеокассет  с США превысила 10 млрд. долл. в  год. Быстро растет рынок программного и мультимедийного продукта, огромны  доходы мощных телерадиокомпаний. Ренессанс  искусства, превышение его в крупнейший экономический ресурс, американский футуролог Джон Нэсбитт считает  одной из десяти глобальных тенденций 90-х годов. Это одна из характерных  черт становится гуманистически - информационной постиндустриальной цивилизации, которая  станет доминирующей в следующем  веке. Десятки миллиардов долларов прибыльного вкладываются в медицину, здравоохранение, услуги отдыха, туризм, который вскоре завоюет первенство на мировом рынке, потеснив нефть.

На этом фоне мирового прогресса, сложившиеся в России, в связи  с переходом к рынку, тенденции  представляются уродливыми и противоестественными. А именно: обнищание десятков миллионов  работающих, пенсионеров и членов их семей, уменьшение вложений в социальную сферу, сокращение рождаемости и  средней продолжительности жизни, ухудшения ее качества для большинства  населения.

Россия исторически обладает крупнейшим в мире духовным потенциалом. Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом десятков поколений, используется из рук  вон плохо, расхищается, скудеет.

Россия может сохранить  высокое звание великой державы, одно из лидирующих мест в мировом  сообществе XXI века не путем увеличения добычи и экспорта исчерпаемых полезных ископаемых (нефти), не на основе могущества своего ВПК (который теряет одну позицию за другой). Основа ведущего места России в мировом сообществе - в ее духовном потенциале, высоком интеллекте и богатейшем культурном наследии, развитой системы образования. Если у нас сохранятся преобладающие ныне тенденции, то народ будет продолжать нищать, страна надолго откатится на дальнюю периферию мирового прогресса, накопленное за тысячелетие российской истории духовного богатства будет бездарно растрачено. Но если мы сумеем изменить приоритеты социально - экономической стратегии государства и частного капитала, сделать сферу науки, культуры, образования и здравоохранения полем выгодного применения государственного и частного капитала, перспектива возрождения России и решения сложнейшего комплекса проблем социального характера будет успешно решена.

После рассмотрения и анализа  вышеизложенных проблем и предложений  по их решению, без которых немыслимо  существование и плодотворная жизнедеятельность  нашего общества, напрашивается единственно  возможный в этой непростой ситуации вывод, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики и успешного создания эффективного социально-защитного  механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение  в жизнь нормативно-законодательных  актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. М.А. Асжина, Г.Г. Чибриков. Основы экономической теории”-М.: “Норма”, 1996г

2. С. А. Глазьев. О правительственном плане действий в области социальной политики на 2000-2001 г.г.:  “РЭЖ  - 2000”, №8.

3. В. И. Захаров, Ф. П. Удалов. Контуры социальной политики России: ”ЭКО - 2000”, №10.

4. А. В. Московская,  С. В. Московская.  Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости: “Вопросы экономики”: 1999 г., №11.

5. А.И. Стребков. Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители». - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002,. выпуск 12. С.396-403

6. С.С. Смирнов, Н. А.  Исаев. “Социальная политика. Новый курс”: “Вопросы экономики” ,1999г,  № 2

7. Е. А. Тишин. Актуальные проблемы социального развития: “Экономист”, 1997 г., №4.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальная политика государства как часть государственного управления