Социальная политика государства как часть государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма. В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
§1 Социальная политика государства как часть государственного управления……………………………………………………………………….4
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства………………………........................................................................4
1.2 Функции и методы социальной политики…………………………………………………....................................8
1.3 Основные направления социальной политики…………………………………….……..............................................14
1.4 Экономическая социальная политика: проблемы согласования………………………....................................................................19
1.5 Механизм формирования доходов населения…………………………………………….........................................22
§2 Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения …………..........................................................................................24
2.1 Социальная политика: реформы и обязательства………………………………………...........................................24
2.2 Приоритеты социальной политики России………………………………………….……..........................................27
2.3 Социальные проблемы современной России……………………………………….……..............................................31
2.4 Результаты реализации социальной политики в России на сегодняшний день………………………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………….……......39
Список используемой литературы ……………………………….…...............41

Работа состоит из  1 файл

kursach_Egora.docx

— 116.71 Кб (Скачать документ)

     Даже с учетом  инфляционно увеличенного розничного  товарооборота общий объем конечного  потребления товаров народного  потребления и услуг населения  составляет 38-40% ВНП. Это свидетельствует  о недопотреблении товаров и  услуг, означающим невозможность  нормального воспроизводства рабочей  силы. Недопотребление никоим образом  не означает, что свободные ресурсы  направляются в инвестиционную  сферу. Напротив, расхождение между  потенциалом накопления и реальным  накоплением остается крайне  высоким. В 1996 году объем инвестиций  в развитие экономики и социальной  сферы составил 370 трлн. рублей и  снизился на 18% по сравнению с  1995 годом.

    Вызывает опасение  и тот факт, что в среднем  по России прирост денежных  доходов за счет увеличения  оплаты труда в отраслях экономики  происходит более медленным темпом, нежели за счет прочих источников. Во многих регионах остается  острой проблема неплатежей, задержке  заработной платы. Средняя заработная  плата работников увеличивается  намного меньше официального  повышения минимального размера оплаты труда. Уровень жизни различных групп населения изменялся не в соответствии с трудовым вкладом, а в зависимости от степени приближения к верхним ступеням в иерархии власти. Происходит подмена в общественном сознании системы ценностей: все менее предпочтительным становится добросовестный, творческий труд: он не стимулируется соответствующим образом, а все более престижным – собственность, богатство, независимо от того какими способами они нажиты. С другой стороны, добросовестный и честный труд становится в массовом сознании чем-то ненужным, лишним; и парадоксальность сложившейся ситуации проявляется также в том, что собственный потенциал(знания, способности, навыки и опыт) по месту основной работы используется не достаточно. С проблемами социального развития напрямую связаны не только снижение уровня жизни трудящихся и расслоение населения по доходам, но и проблемы занятости. Занятость-это не только проблема трудовых отношений или социального развития субъектов хозяйствования, это прежде всего комплексная проблема, решение которой зависит от общеэкономической ситуации, бюджетной и кредитной политики государства, в которой занятость является определяющим фактором. Таким образом, анализ современных проблем социального развития свидетельствует, что для решения необходимо формирование целостной социально-экономической политики, как на региональном уровне, так и в масштабах государства в целом; оказание финансовой и кредитной помощи регионам. Это одна из самых главных задач федеральной власти, которая пока не выполняется.

 Исправление положения  требует ряда мер.

     Во-первых, федеральная социальная политика должна формироваться исходя из социально-экономической целесообразности, а не политических амбиций. Проблемы федерализма не должны становиться центром переплетения политики и экономики. Сегодня же при распределении федеральных налогов и субсидий одни регионы несут главную тяжесть по обеспечению бюджета федерации, а другие стали главными ”потребителями” этого бюджета.

     Во-вторых, успешное решение стоящих перед обществом социальных проблем возможно лишь при четком разграничении управленческой деятельности, как по объектам воздействия, так и по “проблематике”, без чего в принципе невозможно определить пределы управления.

    В-третьих, задачей управления социальным развитием является конкретизация генеральных целевых установок с учетом сложившейся системы государственного управления, местного самоуправления, а также социально-экономических условий и ограничений различного характера.

     В настоящее  время в условиях экономических,  структурных, социальных (отчасти  психологических) экологических  кризисных явлений эти задачи  могут быть сгруппированы следующим  образом:

- активная политика по повышению уровня жизни, социальной поддержки населения, созданию условий для реализации его возможностей самостоятельно обеспечить свое благосостояние.

- действенные меры на рынке труда по оптимизации структуры занятости и сокращению безработицы.

- формирование механизма социальной защиты социально неблагополучных и социально уязвимых категорий населения, социального обеспечения нетрудоспособного населения.

- разработка эффективной системы защиты гражданских прав личности и обеспечения безопасности.

- Институционные преобразования в социально – бытовой инфраструктуре и социально – культурной сфере с целью расширения возможностей получения соответствующих услуг населением, повышения качества обслуживания, обеспечение доступности для каждого минимального набора бесплатных услуг образования, здравоохранения и т. п.

 

2.2 Приоритеты социальной политики России

 

Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию  инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое развитие.

Реальностью сегодняшнего дня  стало изменение принципов финансирования социальной сферы - она все более  опирается на внебюджетные средства.

Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного  потребления на уровне 1991 года, повысив  потребительские расходы примерно в 1,8 раза.

Предстоит перевод жилищно-коммунального  хозяйства на рыночные рельсы и его  демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном введение системы жилищных субсидий для беднейших слоев. Одна из главных задач – необходимо повышать размеры оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы социального страхования, относящихся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах “государство благосостояния” отводится трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части доходов или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Бедные семьи получают больше возможности для того, чтобы дать хорошее образование своим детям. Но одновременно возникает проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, которая заключается в парадоксальном явлении – количество людей, относимых к категории бедных может взрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки. Начинает расти социальная нагрузка на государственный бюджет и, следовательно, растущий дефицит. Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого ”пирога”.

 

Некоторые направления и реформы в сфере

образования, здравоохранения, жилья

 

За последние десять лет  в сфере образования произошли  следующие изменения:

1. изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику;

2. все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти;

3. происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.  

 

   Позитивно то, что  идет формирование новой законодательной  базы, растет влияние региона,  учитываются требования рынка  труда. В тоже время налицо явно недостаточное и не эффективное бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное и региональное неравенство в доступе к образованию. Среди явно обозначившихся тенденции осознание населением важности образования. Увеличивается доля платного образования, население постепенно осознает его необходимость. Исходя из этого реформа образования должна реально разделить бюджетные потоки – часть из них будет покрывать расходы на финансирование обязательных стандартов образования, другую необходимо отдать в руки населения, с тем, что бы семья сама выбирала для детей соответствующий уровень и качество образования. На платные образовательные услуги российские граждане тратят заметно меньше средств, чем на медицину. Тем не менее 28% семей платят за учебу детей внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. Благодаря государственной поддержке более 30% бедных семей бесплатно получают школьные учебники. Почти каждая пятая семья, где дети получают высшее образование в той или иной мере платят за него из личных средств. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают что не смогут оплатить обучение детей в вузе. Необходимо ввести государственный заказ на высшее образование путем предоставления грандов и образовательных кредитов, апробировать и широко внедрить систему общенационального тестирования.

     В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. По этому до 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. В тоже время финансовое положение сферы здравоохранения лучше, чем образования и культуры. Одновременно доля средств населения в оплате мед. услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

     Из подобного  положения существует два выхода: - либо менять закрепленные в  конституции гарантии предоставления  бесплатной мед. помощи, либо увеличить объемы финансирования. Исходя из этого, предлагается три варианта реформирования здравоохранения:

1. консервативный предлагает сохранение формально бесплатной медицины, свертывание системы обязательного мед. страхования, частичное восстановление вертикали административного управления системой здравоохранения.

2. радикальный означает пересмотр государственных гарантий, окончательный переход к обязательному мед. страхованию, реструктуризации сети мед. учреждений, по душевой налог с населения для обеспечения функционирования системы здравоохранения.

3. умеренный основан на сохранении формально бесплатной медицины, введении территориального планирования, снижение затрат в этой сфере. Предполагается официальный переход к согласованной долевой оплате мед. помощи за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования на основе единых тарифов.

     Еще более  неудовлетворительный итог проводимой  реформы оплаты жилья – давление  платежей за жилье сильнее  на те семьи, которые находятся в худших жилищных условиях. Задолженность чаще встречается у семей с более низким жилищным статусом: живущих на меньшей площади, в неприватизированных и коммунальных квартирах. Почти все едины в том, что к должникам за жилье нужен избирательный подход с учетом состава их семей. В целом преобладает неприятие политики, проводимой за последние годы в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг. Величина платежей за жилье практически не зависит от качества жилья, объема и качества предоставляемых коммунальных услуг, не увязано с уровнем доходов и со стоимостью жизни. Социально защищенное действие механизма жилищной компенсации мало влияет на проблемы долгов по квартплате. 

 

 

 

 

 

2.3 Социальные проблемы современной России

 

Можно утверждать, что в результате экономических, социальных и политических процессов  за последние 15-20 лет, российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований.

На этом фоне проведение любых реформ сталкивается с практически  неизбежным сопротивлением со стороны  групп специальных интересов, поскольку  рациональные действия «сверху» могут  их непосредственно затрагивать. Власть вынуждена прибегать к авторитарным и манипулятивным методам управления обществом, что еще больше усугубляет ситуацию. Нынешнее его состояние  характеризуют как стабильное прежде всего потому, что благодаря экономическому росту появилась возможность  направить существенные средства на социальные цели, например на «монетизацию льгот», которая обошлась федеральному бюджету в сумму, в несколько  раз превосходящую первоначально  запланированную. Любое значительное снижение цен на российские энергоносители, несмотря на наличие Стабилизационного  фонда, приведет к серьезным проблемам  с финансированием накопленных  социальных мандатов, если, конечно, экономика  уже в ближайшие годы не переориентируется  на новые приоритеты. Но, абстрагируясь  от цен на нефть, важно понимать, что раздробленное общество не отвечает потребностям высокотехнологичной, интеллектуальной и наукоемкой экономики, поскольку  требуемое качество человеческого  капитала не сводится только к физическому  здоровью населения и современному образованию. Нужны принципиально  иная социальная однородность общества, интенсивная мобильность его  слоев и жизненных укладов, что, конечно, не должно приводить к потере этнической и культурной идентификации.

Информация о работе Социальная политика государства как часть государственного управления