Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:16, шпаргалка

Описание

1)АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛАРУСИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX века.
2) Война 1812 г. и ее итоги для Беларуси.
...
41)Укрепление связей Беларуси со странами СНГ, союз республики Беларусь и РФ. Союз Беларуси и России.

Работа состоит из  1 файл

Ekzamen_Belarus.docx

— 123.60 Кб (Скачать документ)

Несмотря на огромные усилия руководства  страны, направленные на преодоление  последствий чернобыльской катастрофы, а также на помощь, оказанную правительственными организациями и общественностью  зарубежных стран, проблема Чернобыля  и сегодня остается острой. Нужны  еще немалые средства и определенное время. В целом же преодолеть последствия  такой крупной техногенной катастрофы, как чернобыльская, Беларусь сможет только с помощью международного сообщества.

35)Общественно политическая жизнь Республики Беларусь во второй половине 90 г 20 в.

36) Республика Беларусь в мировом сообществе

Сегодня становится очевидным, что  сохранить независимость и устойчивое развитие страны можно только проводя  динамичную разностороннюю внешнюю  политику.

Беларусь активно вовлечена  в мировую торговлю и всесторонние межгосударственные отношения.

Современный период развития белорусского общества характеризуется переходом  к рыночным отношениям, многоукладностью экономики, существованием многообразия форм собственности - государственной, коллективной, частной и др. При  этом изменение отношений собственности  было вызвано не только политическими  причинами, оно произошло в силу объективной необходимости, так  как с ростом объемов производства, его масштабов, динамизма, а также  с усложнением хозяйственных  связей, возникла потребность в усложнении управления, что в условиях административной системы потребовало увеличения числа лиц, принимающих решения. Однако рост числа таких лиц имеет предел, когда система управления достигает «критической точки» и дальнейшее увеличение числа ее работников не перестает решать задачи управляемости объектов. Решением данной проблемы можно считать делегирование прав принятия и реализации решений на нижние уровни с целью повышения экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования, что неразрывно связано с изменением отношений собственности [8; с. 6].

Сегодня в Республике Беларусь внедряется модель малой открытой социально-ориентированной  экономики, ведущая роль в которой  отведена государственному сектору, что  обусловлено зависимостью государства  от импорта энергоносителей, отсутствием  другого стратегического сырья, а также необходимостью преодоления  последствий аварии на Чернобыльской  АЭС.

Характерной чертой экономической  политики Беларуси в середине 1990-х  гг. было сочетание жесткого стабилизационного  курса в денежно-кредитной сфере  с медленными темпами рыночных преобразований в других областях. При этом задача создания широкого слоя собственников  в Республике Беларусь не ставилась, а в промышленности предполагалось провести эволюционную структурную  перестройку.

Специфика экономики Республики Беларусь, традиции развития научно-технического комплекса, высокие затраты на социальные расходы, менталитет населения требуют  иного подхода к выбору методов  реформирования собственности, чем  в других странах с развивающейся  экономикой. Для Беларуси не приемлемы методы «шоковой» приватизации, так как, во-первых, количество предприятий, находящихся в государственной собственности, позволяет осуществлять тщательный выбор методов и способов реформирования того или иного предприятия, а во-вторых, Беларусь не располагает большим количеством однородных социально значимых производств, которые можно было бы безболезненно отдавать в частные руки в условиях отсутствия сформировавшихся институтов рыночной экономики.

Процесс реформ, включающих формирование предпринимательства, приватизацию и  акционирование в Республике Беларусь начался, однако, существует множество  нерешенных задач, среди которых  недостаточная личная материальная заинтересованность руководителей  предприятий в развитии акционирования и трудового коллектива в приватизации, несовершенство нормативной базы использования  корпоративных облигаций и др.

В то же время, уже приватизированные  предприятия - акционерные общества, в Беларуси при адапционном развитии сталкиваются с множеством проблем, среди которых можно выделить следующие: отсутствие достаточных собственных инвестиций и сложность привлечения иностранного инвестиционного капитала; сохранение определенного неравенства условий хозяйствования акционерных обществ по сравнению с государственными предприятиями; несоответствие организационных структур образовавшихся акционерных обществ новым целям и задачам; формальное отношение к функционированию маркетинговых и брендинговых служб, созданных в некоторых таких обществах.

Важнейшими составляющими белорусской  модели развития на современном этапе  являются следующие:

обеспечение сильной и эффективной  государственной власти, способной  обеспечить политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

равенство различных форм собственности, в основе которого лежит эффективность  ведения хозяйства;

построение многовекторной внешнеэкономической политики как важнейший фактор стремительного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

активизация интеграционных экономических процессов со странами Евросоюза, СНГ и, прежде всего, с Россией;

проведение эффективной социальной политики государства, инвестирование в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а  также оказание адресной социальной помощи;

построение социально ориентированной  рыночной экономики, что требует  пересмотра, как теоретических концепций, так и практических подходов к  организации управления предприятием.

Учитывая выше сказанное, можно  сказать, Республика Беларусь официально провозгласила курс на построение такой  экономической системы, которая  бы сочетала бы в себе преимущества высокоразвитого рыночного хозяйства  с обеспечением эффективной социальной защиты населения [3; с. 66].

Механизм обеспечения социально-экономического развития Республики Беларусь на современном  этапе основан на Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития.

Разработка Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР- 97) было начала правительством в 1997 г. и  была основана на идеях, принципах и  методологических подходах Повестки дня  на XXI век, определенных Конференцией ООН  по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). НСУР- 2020 учитывает изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь и современные международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений по устойчивому развитию Всемирной встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.

В Национальной стратегии устойчивого  развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих  документов, утвержденных Президентом  и Советом Министров Республики Беларусь - Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001-2020 годы, Программа  развития промышленного комплекса  Республики Беларусь на 1998-2015 годы, Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы [20].

37) Многовекторность Международной  политики Республики Беларусь.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.( Формирование внешнеполитического курса. Республика Беларусь в системе международных отношений.)

Соседями Республики Беларусь являются Российская Федерация, Украина, Польша, Литва и Латвия. После признания  Республики Беларусь как суверенного  государства договоры о государственной  границе были подписаны с Полыней, Литвой и Латвией. У Беларуси нет  территориальных споров с Россией  и Украиной. 26 февраля 1992 г. Республика Беларусь подписала Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе. С этого  момента она не только стала равноправной участницей хельсинкского процесса, но и несет вместе с другими  государствами ответственность  за сохранение мира и безопасности в Европе.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. определила основные принципы внешней  политики суверенного государства. В 18-й статье записано: «Республика  Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства  государств, неприменения силы или  угрозы силой, нерушимости границ, мирного  урегулирования споров, невмешательства  во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права».

Республика Беларусь присоединилась к Договору об обычных вооруженных  силах в Европе. Она уменьшила  количество общих вооружений. В 1992 г. Беларусь вывела со своей территории тактическое ядерное оружие, несмотря на то, что стратегические и тактические  ядерные ракеты США и блока  НАТО оставались нацеленными на нее. Только в июне 1994 г. официальные круги  США информировали о перенацеливании своих ракет. В 1996 г. ядерное оружие было полностью выведено за пределы страны. Республика Беларусь — нейтральное безъядерное государство в центре Европы. Президент Республики Беларусь 3 июля 1996 г. предложил создать в Центральной и Восточной Европе пространство, свободное от ядерного оружия.

38) Провозглашение и укрепление государственного суверенитета Республики Беларусь. Конституция республики Беларусь 1994 г и её изменения

1В. СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННОЙ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ.

Внеочередной III Съезд народных депутатов  СССР в марте 1990 г. отменил 6-ю статью советской Конституции о руководящей  роли КПСС и ввел должность Президента СССР. Съезд на безальтернативной  основе избрал Президентом СССР М. С. Горбачева.

Решающий удар по СССР был нанесен  в мае — июне 1990 г. на I Съезде народных депутатов России в Москве. В результате напряженной политической борьбы Б. Н. Ельцин с незначительным перевесом  голосов был избран Председателем  Верховного Совета РСФСР. 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном  суверенитете РСФСР. События в Москве усилили центробежные тенденции  в стране, инициировали принятие подобных деклараций в других республиках. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР в составе советской федерации.

2В. Провозглашение независимости  Беларуси. Распад СССР.

События 19—21 августа 1991 г. в Москве ускорили процесс распада СССР. 25—26 августа 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета БССР придала Декларации о  государственном суверенитете БССР силу закона, а также приняла постановление  об обеспечении политической и экономической  самостоятельности Белорусской  ССР. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет  принял Закон «О названии Белорусской  ССР», в соответствии с которым  она стала называться «Республика Беларусь», а сокращенно — «Беларусь». Государственными символами Республики Беларусь были объявлены герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг.

В августе 1991 г. Верховный Совет  БССР временно приостановил деятельность КПБ на территории республики. Ее имущество  перешло в собственность государства.

8 декабря 1991 г. в Беловежской  пуще, в правительственной резиденции  Вискули (Пружанский район Брестской области) руководители России, Беларуси и Украины Б. Н. Ельцин, С. С. Шушкевич, Л. М. Кравчук, проигнорировав волю своих народов, высказанную на общесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., денонсировали Договор 1922 г. об образовании СССР и тем самым окончательно уничтожили большое и могущественное государство. Советский Союз прекратил свое существование. На руинах СССР было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). Документы, подписанные на встрече в Вискулях, были одобрены Верховными Советами России, Беларуси и Украины, большинство депутатов которых составляли бывшие коммунисты.

21 декабря 1991 г. на встрече  в Алма-Ате руководители 11 республик  бывшего СССР подписали Декларацию  об образовании СНГ. Членами  Содружества Независимых Государств стали все бывшие союзные республики, кроме Литвы, Латвии и Эстонии.

В связи с прекращением существования  СССР 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев сложил свои полномочия. Красный флаг СССР над Кремлем  был заменен трехцветным российским. Перестройка, начатая в целях  совершенствования социализма, закончилась  его уничтожением.

Парламентский период 1991—1994 гг. Введение президентской формы правления.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. Проведение реформ в 1991—1994 гг. позволило  создать в Беларуси необходимый  минимум основных рыночных институтов, нормативно-правовых документов, превратить систему государственного управления экономикой в новую систему, которая  в определенной степени опирается  на рыночные регуляторы.

Вместе с тем белорусская  экономика больше потеряла, чем приобрела. Для упомянутого периода характерны: разрушение ранее существовавших производственно-экономических  связей и «обвальный» спад производства на 50 % и более по сравнению с  концом 1980-х гг., что угрожало государству  потерей независимости и превращением в колонию; раскручивание инфляционной спирали и катастрофическое падение  курса белорусского рубля; критическое  положение с обеспечением народного  хозяйства энергоресурсами; стремительный  рост цен (их либерализация не привела  к установлению равновесных цен, что является особенностью рынка, основанного  на механизме свободной конкуренции); резкое падение уровня жизни большинства  населения, рост безработицы, нарастание других социальных проблем.

Модель рыночных реформ методом  «шоковой терапии» потерпела крах. Новый вариант реформ стал проводить  первый Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"