Прокуратура Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 00:45, контрольная работа

Описание

В своей работе я рассмотрю такой важный институт Конституционного права Российской Федерации как прокуратура.
Актуальность исследования данного института неоспорима, поскольку прокуратура – это единственный орган государственного механизма, предназначение которого заключается в контроле государственных органов, надзоре за соблюдением законов, проверке законности нормативно-правовых актов на территории Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Прокуратура.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)


2

 

Министерство образования Российской Федерации

Московская академия предпринимательства при Правительстве г.Москвы

Тульский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я     Р А Б О Т А

 

по  курсу:

Конституционное право Российской Федерации

 

ТЕМА:

Прокуратура Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:

кандидат юридических наук, доцент Бушуев Игорь Иванович

 

 

Студентка:

Рожкова Ольга Львовна

 

 

 

 

 

Тула 2003 г.

 

 

 

ПЛАН

 

 

1.      Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

1.1.           История становления и развития прокуратуры. . . . . . . . .  3

 

2.      Основная часть.

2.1.           Прокуратура и органы государственной власти. . . . . . . .   7

2.2.           Система и структура прокуратуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . .   8

2.3.           Функции прокуратуры и направление прокурорской

деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  10

2.4.           Прокурорский надзор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

 

3.      Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

 

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ВВЕДЕНИЕ                                                                                              

 

В своей работе я рассмотрю такой важный институт Конституционного права Российской Федерации как прокуратура.

Актуальность исследования данного института неоспорима, поскольку прокуратура – это единственный орган государственного механизма, предназначение которого заключается в контроле государственных органов, надзоре за соблюдением законов, проверке законности нормативно-правовых актов на территории Российской Федерации.

История прокуратуры насчитывает 284 года, за это время она видоизменилась, по-разному функционировала, в зависимости от политических взглядов главы российского государства, меняла свои задачи, совершенствовала свою структуру. Очень важно исследование истории прокуратуры, поскольку представляется возможность, учитывая прошлое, делать прогнозы, выявлять тенденции дальнейшего развития.

Переход к новым экономическим условиям, естественно, потребовал пересмотра некоторых принципов деятельности прокуратуры, совершенствования ее форм и методов. Однако, нельзя не признать, что сложившаяся в нашей стране система прокуратуры выдержала испытание временем.

Она может без коренных структурных изменений служить действенным механизмом современного государственного и общественного устройства, успешно справляться  с поставленными перед ней задачами.

 

Задачи работы :

-         проследить развитие прокуратуры;

-         определить роль прокуратуры в системе государственной власти;

-         установить основные функции прокуратуры;

-         рассмотреть проблемы и перспективы деятельности прокуратуры;

-         обобщить материалы исследования прокуратуры.

 

Методы исследования – исторически-правовой анализ литературы, сравнительно-правовой анализ положения прокуратуры в различные периоды жизни российского общества.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 16-начала 17 века до настоящего времени.

 

 

 

 

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1. История становления и развития прокуратуры.

 

12 января 2006 г. Юридическая общественность отпраздновала 284-ю годовщину образования российской прокуратуры.

В настоящее время, когда в Российской Федерации активно осуществляется судебная реформа и закладываются основы правового государства, особенно важно глубоко изучить историю возникновения прокуратуры, как государственного органа, учреждения прокуратуры в Российской империи, перенесения на российскую почву сложившихся в западных странах принципов ее организации и деятельности, создания прокуратуры в Советской России, а затем в СССР и в Российской Федерации.

В странах Европейского континента прокуратура впервые была образована во Франции в 14 веке.

Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр I. Период конца 16-начала 17 века был отмечен значительным ростом преступности, должностных злоупотреблений, казнокрадства и взяточничества, что вызвало насущную потребность в создании государственной службы по борьбе с этими негативными явлениями. Указом от 12 января 1722 года Петр I учреждает прокуратуру во главе с генерал-прокурором. За образец, как уже отмечалось, берется прокуратура Франции. Но это не было слепым подражанием. При создании прокуратуры учитывались особенности государственного устройства, экономического положения, общественных отношений, сложившихся в Российской империи.

Прокуратура была призвана осуществлять надзор за соблюдением законов. Создавая прокуратуру, Петр I наделил сотрудников этого государственного органа необходимыми полномочиями, обеспечив тем самым их престиж, влияние и авторитет в российском обществе. Прокуроры занимали высокое положение в табели о рангах среди государственных чиновников.

Понимая высокое предназначение генерал-прокурора, Петр I весьма тщательно подходил к выбору первого генерал-прокурора. Им стал известный в Российской империи государственный деятель П.И.Ягужинский.

В соответствии с Указом от 12 января 1722 года осуществляемая прокурорами деятельность «в охранении силы и действия законов при их применении» велась в следующих формах: «1) наблюдение, 2) предложение с напоминанием или предостережением и 3) протестация и доношение высшему органу надзора»[1]

Необходимо отметить, что в эпоху Петра 1 деятельность органов прокуратуры в установлении режима законности в Российской империи, а главное, в борьбе с поборами, взяточничеством и казнокрадством была эффективна.

После смерти Петра I, в период царствования Екатерины I, прокурорский надзор еще сохранял свое государственное предназначение – осуществлять наблюдение за исполнением законов. Императорским Указом от 7 марта 1726 г. «О должности Сената» были подтверждены все прежние прерогативы генерал-прокурора и высшей прокуратуры.

Во время царствования Анны Иоанновны (1730-1740) под влиянием Берона и других «временщиков» деятельность генерал-прокурора и всей системы органов прокуратуры практически была сведена на нет, хотя внешне все оставалось, казалось бы, неизменным.

Императрица Елизавета Петровна (1741-1761), вступив на престол, восстановила полномочия прокуратуры и возглавляющего ее генерал-прокурора в пределах, сформулированных Указом Петра I от 12 января 1722 г. Одним из первых указов Елизаветы Петровны явился Указ от 12 декабря 1741 г. о восстановлении полномочий Сената, состоявшего при нем генерал-прокурора и всей системы органов прокуратуры.

В царствование Екатерины II (1762-1796)  прокурорский надзор был не только полностью восстановлен, но и усовершенствован. Прокуратура обрела ряд новых полномочий, был существенно расширен предмет надзора прокуроров, особенно в пределах губерний. В соответствии с высочайшим Манифестом от 15 декабря 1763 г. Сенат был поделен на 6 департаментов; первый из них ведал государственными, политическими и внутренними делами с обязательным участием в его заседаниях генерал-прокурора. В остальные были назначены обер-прокуроры.

При Павле I (1796-1801), одержимом идеей «все созданное Екатериной II изменить и переделать»,   был существенно ослаблен прокурорский надзор, как в центре, так и на местах. В значительной мере были сокращены штаты прокуроров.

Во время царствования Александра I (1801-1825) прокурорский надзор был возрожден, причем генерал-прокурор наделен полномочиями министра юстиции.

Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в царствование Александра 2 (1855-1881).

В 1862 г., еще  до судебной реформы 1864 г., Государственный Совет Российской империи принял Основные положения о прокуратуре, в которых определялись государственное назначение прокурорского надзора, его содержание, задачи и полномочия прокуроров. Весьма четко было сформулировано назначение прокуратуры: « ... наблюдение за точным и единообразным исполнением законов Российской империи». Основные положения о прокуратуре устанавливали принципы  организации и деятельности прокуратуры, являвшееся незыблемыми на протяжении всего периода существования Российской империи. К их числу были отнесены единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора, осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры, осуществление «...верховного надзора в империи генерал-прокурором (он же министр юстиции), строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, несменяемость прокуроров, независимость прокуроров при принятии ими любого решения от местных влияний.

После убийства 1 марта 1881 г. Александра II его преемник Александр III принял меры к усилению судебной репрессии в отношении революционно настроенных масс. Рескриптом Александра III была учреждена комиссия во главе с генерал-прокурором Н.В.Муравьевым, которая в течение шести лет упорно работала над проектом закона об усилении прокурорского надзора, о превращении прокуратуры в сугубо карательный орган.

Реакционным, карательным органом прокуратура России продолжала оставаться вплоть до ликвидации ее вместе с рухнувшим царским самодержавием в 1917 г. Именно реакционная сущность царской прокуратуры послужила основной причиной того, что в Советской России прокуратура как государственный орган по надзору за точным и единообразным исполнением законов была создана только в мае 1922.г., т.е. спустя более четырех лет после совершения Октябрьской революции.

С годами деятельность органов прокуратуры совершенствовалась, прокуратура заняла особое место в системе государственных органов, основное предназначение которой состояло в осуществлении надзором за исполнением закона государственными органами, должностными лицами и гражданами.

До 1933 г. организационно и структурно органы прокуратуры входили в состав Верховного суда СССР. Это двойственное положение (с одной стороны, прокуратуры осуществляли надзор в уголовном и гражданском судопроизводстве, а с другой стороны - они находились в составе Верховного суда страны) служило в определенной степени препятствием к осуществлению прокурорами надзора за соблюдением законов при рассмотрении  судами уголовных и гражданских дел и законностью и обоснованностью вынесенных судом приговоров, решений и постановлений.

Конституция (Основной Закон) СССР, принятая 5 декабря 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства ввела понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Этой прерогативой был наделен Прокурор Союза ССР (ст.113). Кроме того, что весьма важно, в Конституции (ст.117) был закреплен принцип независимости органов прокуратуры от местных органов и подчинение их только Прокурору СССР.

Важное значение в укреплении трудовой и исполнительной дисциплины в органах прокуратуры имело Положение о поощрениях и дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей органов прокуратуры, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1964 г.

Усилению централизации и единства прокурорского надзора способствовала Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 г. Следует подчеркнуть, что ни одна из прежних Конституций нашего государства не уделяло столь большого внимания прокуратуре как одному из государственных органов страны, сколько его уделяла Конституция СССР 1977 г. Достаточно сказать, что прокуратуре была отведена самостоятельная  глава (гл.21, ст.164-168), в которой раскрывались основополагающие принципы не только организации, но и деятельности органов прокуратуры. В Конституции (ст.168) было закреплено положение о том, что «органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР».

В Законе «О Прокуратуре СССР», принятом  30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР, получил закрепление принцип демократизации и гласности в деятельности органов прокуратуры, что было особенно важно для устранения нарушений закона, причин и условий, способствовавших указанным нарушениям. Расширение пределов прокурорского надзора за исполнением законов было особенно необходимым в деле охраны прав и законных интересов граждан.

Поворотным пунктом в истории органов прокуратуры в целом и Прокуратуры СССР в частности явилось реализация постановления Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1991 г. «Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР».

Важной вехой в истории отечественной прокуратуры является принятие 18 октября 1995 г. Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации», в котором нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры в совместных условиях. В Законе подчеркивается, что органы Прокуратуры РФ образуют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Говоря о задачах, стоящих перед прокурорами, Закон от 18 октября 1995 г. определяет, что они заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, охраны социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав Российской Федерации и республик в составе РФ, прав других национально-государственных и административно-территориальных образований, общественных и политических организаций и движений.

Информация о работе Прокуратура Российской Федерации