Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:47, реферат
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся и развивающемся рыночном хозяйстве Республики Казахстан является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики государства. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1 Законодательные основы регулирования социальной защиты в Республике Казахстан
1.2 Государственное финансирование развития социальной защиты в Республике Казахстан
1.3 Современное состояние государственной политики в области социальной защиты населения
Глава 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1 Проблемы реализации социальной политики в сфере социальной защиты населения
2.2 Пути совершенствования государственной политики в области социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 2. Мероприятия по совершенствованию государственной политики в области социальной защиты
3.1 Проблемы реализации социальной политики в сфере социальной защиты населения.
К сожалению, наряду с позитивными изменениями, имеется в социально-трудовой сфере и ряд острых проблем, первая из которых - высокая чувствительность национального рынка труда к внутренним и внешним факторам движения трудовых ресурсов. Она проявляется в несбалансированности спроса и предложения на рабочую силу, как по количеству, так и по качеству; сохранении относительно высокого уровня безработицы; в высокой доле занятости в трудоемких и низко производительных отраслях (31,2 процента из общего числа занятых приходится на долю сельского хозяйства) и доле самостоятельно занятого населения (34 процента от численности занятого населения в 2010 году, в том числе 1,3 миллиона человек, занятых на личном подворье). Нельзя не отметить и низкое качество рабочей силы (из общей численности занятых 26,8 процента составляют лица с высшим образованием, 37,7 - со среднеспециальным, 35,5 имеют среднее общее образование).
Основным инструментом регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступают коллективные договора. Основанные на партнерстве и взаимодоверии участников трудовых отношений, они позволяют четко определить обязательства сторон и привлечь работников к решению производственных и социальных вопросов. Но, к сожалению, эта система очень медленно внедряется в сфере среднего и малого бизнеса. К настоящему времени колдоговора имеет лишь каждое пятое малое предприятие.
Есть проблемы и во внедрении стандартов безопасности и охраны труда. На сегодня лишь немногим более трех процентов предприятий промышленности внедрили систему МОТ-СУОТ 2001. И это становится причиной многочисленных нарушений трудовых прав граждан. Только в прошлом году госинспекторами труда в ходе проведенных проверок выявлено 104 тысячи нарушений, из них 53,1 процента - нарушения законодательства о труде, более 45 - нарушения требований по обеспечению безопасных условий труда.
Относительно низким остается уровень оплаты труда, особенно у работников бюджетной сферы, сельского и лесного хозяйства. Неадекватны сегодняшнему уровню жизни размеры пенсионных и социальных выплат. Рост реальных доходов населения сдерживает повышение индекса потребительских цен. Дальнейшего совершенствования требует механизм оценки уровня бедности и порога социальной поддержки отдельных категорий населения.
Решение обозначенных проблем и выполнение государством принятых на себя социальных обязательств по дальнейшему повышению благосостояния населения страны в непростых условиях сегодняшнего дня положены в основу стратегического плана министерства. В отличие от традиционного планирования развития областей социальной защиты он предусматривает целевой подход к управлению социальными рисками, вызывающими уязвимость человека или категорий населения при наступлении неблагоприятных обстоятельств - традиционные меры соцзащиты становятся инструментами в механизме преодоления социального неблагополучия.
Анализ текущей ситуации позволяет выделить следующие виды социальных рисков: потеря (отсутствие) работы; нарушения трудовых прав; неуправляемая миграция населения; уязвимость при наступлении старости, нетрудоспособность, а также другие социально значимые обстоятельства снижения дохода ниже установленного порогового минимума. Исходя из этого, министерством предусматривается ряд комплексных мер.
В соответствии с поручением Главы государства и антикризисной программой Правительства политика занятости будет направлена на сохранение и создание новых рабочих мест; расширение занятости в строительстве и ремонте дорог, на сельскохозяйственных работах; использование различных форм временной занятости и направление высвобождающихся работников на обучение.
Принимаются меры по систематическому мониторингу занятости, особенно на предприятиях и в регионах, наиболее подверженных риску сокращения объемов производства и высвобождения трудовых ресурсов.
В соответствии с ситуацией особое внимание уделено контролю использования местными исполнительными органами и предпринимателями всех возможных мер по обеспечению устойчивой и временной занятости. Акцент также делается на реализации программ профподготовки и переподготовки. Разрабатываются учебные программы для различных форм краткосрочного обучения и переобучения высвобождаемых работников (1-3 месяца); устанавливается прямая связь между подготовкой специалистов и их трудоустройством.
Для социальной помощи высвобождаемым работникам используются выплата страхового социального пособия по безработице в течение четырех месяцев (в соответствии со страховыми соцотчислениями); оказание соцподдержки за счет средств местного бюджета (Адресная Социальная Помощь, Государственные Детские Пособия на детей до 18 лет, жилищная помощь, единовременная материальная помощь).
Принимаются дополнительные меры по защите национального рынка труда в соответствии с интересами казахстанских работников. Квота на привлечение иностранной рабочей силы в 2010 году сократилась почти в два раза. Предусматривается также запретить привлечение иностранцев по тем специальностям и профессиям, которые в достаточной степени обеспечены местными кадрами.
Одновременно с участием отраслевых
министерств на среднесрочную перспективу
планируется: разработка прогнозов спроса
и предложения на рынке труда в рамках
профессионально-
Для предупреждения нарушений трудового законодательства, защиты трудовых прав и разделения ответственности между социальными партнерами за формирование условий для достойного труда предусматривается: расширение системы коллективно-договорных отношений; усиление контроля за реализацией основных социальных гарантий, в первую очередь, по своевременной выплате зарплаты; содействие принятию отраслевых (межотраслевых соглашений), устанавливающих минимальные социально-трудовые гарантии и поэтапное повышение уровня оплаты труда; реализация поручений Президента о повышении уровня оплаты и внедрение новой системы заработной платы работников бюджетной сферы.
Кроме того, предусмотрено введение независимого аудита и аттестации предприятий по условиям труда; стимулирование внедрения международных стандартов безопасности и охраны труда; создание региональных центров по обучению и повышению квалификации руководителей и специалистов в данной сфере.
Основные новации в миграционной политике связаны с реализацией программы «Нұрлы көш», которая для удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах с учетом спроса работодателей на конкретные виды специальностей предусматривает использование механизма квотирования. За три года предстоит принять более 60 тысяч семей мигрантов. Около половины из них предполагается направить в регионы, относящиеся к Северной оси территориального развития, что связано со значительным спросом на трудовые ресурсы для реализации прорывных проектов в области продовольственной безопасности. Примерно треть участников будет расселена в регионах, относящихся к Южной оси, и оставшиеся в областях Центральной оси. Все они будут обеспечены жильем на условиях ипотечного кредитования. Для оралманов также сохраняется предусмотренная действующим законодательством социальная поддержка.
Одним из ключевых показателей реальной эффективности госполитики вообще и антикризисной программы Правительства, в частности, становится соцобеспечение, социальная помощь и поддержка наиболее уязвимых слоев населения. В соответствии с установками Главы государства не может быть допущено ухудшение социального положения наших граждан. Финансирование соцпрограмм, ранее предусмотренные меры по улучшению жизни в стране должны быть выполнены в полном объеме.
Реализуется государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений. За счет средств республиканского бюджета Правительство выплачивает выходящим на пенсию пенсионерам разницу между суммой фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, с учетом индексирования на уровень инфляции, и суммой пенсионных накоплений на момент их выплаты.
Реализованы также планы повышения размеров государственных социальных выплат по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту; специальных государственных пособий.
Для предотвращения снижения доходов населения ниже черты бедности совершенствуются условия и повышаются размеры соцпомощи и соцподдержки малообеспеченных граждан. Начата работа по совершенствованию минимальных стандартов. С учетом динамики и структуры потребительских расходов будут внесены изменения и увеличен размер прожиточного минимума, что послужит основанием для поэтапного пересмотра и повышения порогового уровня и критериев оказания социальной помощи.
Будут уточнены условия оказания адресной социальной помощи для безработных, самостоятельно занятых, работающих и лиц, занятых по уходу за детьми. Для стимулирования экономической активности трудоспособной части малообеспеченного населения право на получение соцпомощи будет соотноситься с определенными обязательствами (участие в общественных работах, обучение и переобучение, временная занятость по направлению уполномоченных органов).
Расширяется доступность уязвимых категорий населения к получению специальных социальных услуг. В рамках реформирования системы соцобслуживания в текущем году планируется внести изменения в систему оказания таких услуг детям с неврологическими патологиями. В этой связи разработаны соответствующие стандарты по условиям содержания больных в домах-интернатах стационарного типа, в реабилитационных центрах дневного пребывания и на дому. Что касается последнего, то речь идет о дополнительном охвате более 17 процентов детей-инвалидов.
Ряд важных мер предусмотрен на среднесрочную перспективу. В частности, намечена разработка долгосрочной стратегии повышения размеров пенсионных выплат, которая будет направлена на обеспечение адекватности размеров пенсий прежним трудовым доходам и современному жизненному уровню граждан Казахстана. Планируется принятие мер, направленных на стабилизацию накопительной пенсионной системы и обеспечение сохранности пенсионных вкладов; совершенствование системы обязательного соцстрахования и повышение уровня социального обеспечения в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и наступления иных социально значимых обстоятельств; переход к электронному назначению пенсий и соцпособий для повышения качества государственных соцуслуг и снижения влияния человеческого фактора.
Все эти направления и новые подходы к социальной защите населения выступают реальным ответом на вызовы времени. Вместе с тем, нужно также помнить: сохранение социальной стабильности и повышение благосостояния населения во многом зависят не только от государства, но и от мобилизации усилий всех представителей общества и каждого гражданина страны.
Представленный в предыдущих главах анализ государственной социальной политики в таких сферах, как здравоохранение, образование и социальной защиты населения показал недостатки и проблемы эффективности реализации социальной политики. На сегодняшний день все реформы, проводимые в области образования, здравоохранения и социальной защиты населения не связаны со сменой приоритетов в государственной социальной политике, а направлены на повышение ее эффективности.
Следует обратить внимание на такие основные аспекты государственной социальной политики, как нормативно-правовая обеспеченность, финансирование государственным бюджетом расходов на социальные сферы, развитие сети учреждений образования, здравоохранения и т.д.
Анализ состояние нормативной правовой базы, позволил выделить две основные сферы приложения для анализа: базовые (законные) нормативные правовые акты и надстроечные (подзаконные) акты. И если в отношении первых можно говорить, что они достаточно проработаны и позволяют выстроить эффективно работающую государственную социальную политику, то касательно надстроечных документов этого утверждать нельзя. Исполнение государственных гарантий и реализация государственной социальной политики связана с значительными затруднениями, такими как недостаточностью финансирования социальных сфер, материально-техническим устареванием учреждений систем образования, здравоохранения и социальных служб и т.д.
Острой проблемой остается проблема государственного финансирования социальных сфер, в частности недостаточность, неэффективность расходования средств на образование, здравоохранение и социальной зашиты, вызванной недостаточностью прозрачности и подотчетности как органов государственного управления, так и учреждениями представляющих социальные услуги и социальную помощь.
При реализации государственной социальной политики центральные государственные органы и ведомства испытывают значительные проблемы, связанные с тем, что исполнение на местном уровне не эффективное. У государственных служащих даже есть поговорка: «Верхи (т.е. центральные ведомства) хотят, низы (местные исполнительные органы) не могут». Также и сами центральные органы не всегда взаимодействуют друг с другом.
При этом стоит отметить и значительные достижения в государственной социальной политике, что связано с экономическим ростом, ростом уровня благосостояния. В первую очередь стоит отметить, что государству удалось удержать от развала функционирующими системы образования, здравоохранения и социальной защиты. Во - вторых, реформы в социальных сферах в республике позволили образованию, здравоохранению и социальной защите достигнуть первенство функционирования их среди социальных систем стран СНГ. Стоит упомянуть слова Президента Республики Казахстан в послании народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030”: на новом этапе развития Казахстана»: «Мы взяли курс на последовательную социальную модернизацию. И мы многого достигли».
Информация о работе Проблемы системы социальной защиты Республики Казахстан