Проблемы системы социальной защиты Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:47, реферат

Описание

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся и развивающемся рыночном хозяйстве Республики Казахстан является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики государства. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1 Законодательные основы регулирования социальной защиты в Республике Казахстан
1.2 Государственное финансирование развития социальной защиты в Республике Казахстан
1.3 Современное состояние государственной политики в области социальной защиты населения
Глава 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1 Проблемы реализации социальной политики в сфере социальной защиты населения
2.2 Пути совершенствования государственной политики в области социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Проблемы системы социальной защиты РК.rtf

— 369.71 Кб (Скачать документ)

 

Рассматривая же соотношения между расходами республиканского и местных бюджетов, то можно ясно увидеть, что в основном концентрация на социальные расходы происходит в центре, т.е. являются основными бюджетными программами Министерства труда и социальной защиты.

При этом больше половины, около 66% средств всего республиканского бюджета направляются на пенсионные программы, вызванное тем, что ежегодно растет число получателей пенсионых отчисленний из республиканского бюджета.

 

2.3 Современное состояние государственной политики в области социальной защиты населения.

Главными приоритетами государственной политики нашей республики, в соответствии с установками Президента страны, были и остаются развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения. Реализуемые в этих целях программы Правительства направлены, прежде всего, на сохранение занятости и повышение уровня доходов, социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения. Даже в условиях разразившегося мирового финансового кризиса государство не отказалось от соцподдержки своих граждан. Напротив, принимает все меры к тому, чтобы неуклонно повышать благосостояние всех казахстанцев.

В 2010 году расходы государства на соцобеспечение и социальную помощь составили 566,5 миллиарда тенге, что на 22,5 процента больше по сравнению с 2009 годом и в три раза выше по отношению к 2005-му. Растущее финансирование соцпрограмм позволило повысить уровень социальных выплат для всех категорий получателей. К примеру, минимальные размеры пенсионных выплат из солидарной системы (с учетом базовой пенсии) составили 17,4 тысячи тенге, средние - 28,6 и максимальные - 47,3 тысяч. При этом средние размеры за последние пять лет увеличились почти в два раза. Кроме того, около 150 тысяч человек стали получать пенсии из накопительной пенсионной системы.

Средние размеры государственных соцпособий по инвалидности от общего заболевания выросли с 4271 тенге в 2005 году до 12514 тенге в 2010-м. Дополнительным источником доходов для инвалидов - участников системы обязательного соцстрахования стали социальные выплаты из АО «ГФСС». В истекшем году их среднемесячный размер составил 4,8 тысячи тенге. У лиц, потерявших кормильца, размеры пособий на одного иждивенца достигли 11315 тенге, или увеличились более чем в два раза по отношению к 2005 году.

Восстановлены пособия для лиц, относящихся ко второму списку. В прошлом году их размер составлял восемь месячных расчетных показателей. Более одного миллиона человек получили специальные госпособия в размерах от одного до 15 МРП в зависимости от законодательно определенного статуса той или иной категории получателей.

В два раза увеличены единовременные пособия на рождение ребенка, в 1,6 раза - ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (от 5840 тенге на первого ребенка до 7582 тенге на четвертого и более детей). Данные средства получили около 350 тысяч семей.

Начиная с 1 января 2008 года, введено страхование по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. На выплаты связанных с этим пособий из АО «ГФСС» израсходовано более 25 миллиардов тенге.

Таким образом, социальные выплаты из республиканского бюджета ежемесячно и своевременно получали 4,3 миллиона человек или около трети населения страны.

Кроме того, для поддержки малообеспеченных семей местным исполнительным органам были дополнительно выделены 1,1 миллиарда тенге на оказание адресной социальной поддержки, 1,7 миллиарда - на выплату детских пособий, 3,6 миллиарда - на представление жилищной помощи. Это позволило оказать дополнительную соцпомощь более чем одному миллиону казахстанцев.

Возможности соцобеспечения и соцподдержки, в конечном счете, зависят от состояния трудовой сферы. Поэтому самой действенной социальной политикой была и остается политика занятости населения. В этой связи деятельность Министерства труда и социальной защиты населения направлена, в первую очередь, на снижение уровня безработицы и соцзащиту безработных, а также на их возращение в «пул работающих».

За отчетный период создано 238,2 тысяч рабочих мест и более десяти тысяч социальных рабочих мест; трудоустроены 216,6 тысяч человек или 87,3 процента лиц, обратившихся за содействием в данном вопросе. Завершили обучение и переподготовку 26,4 тысяч безработных, 100,7 тысяч человек приняли участие в общественных работах.

Для сокращения молодежной безработицы в большинстве регионов использовалась молодежная практика. Более сорока процентов выпускников учебных заведений, принявших участие в данной акции, трудоустроены. Проведено около тысячи ярмарок-вакансий, по итогам которых работу получили почти 27 тысяч человек.

Важная часть нашей деятельности касается предупреждения сокращения рабочих мест, а также связанных с этим увольнений. В соответствии с поручением Главы государства, Правительством создана межведомственная рабочая группа, которая анализирует динамику производства и влияет на ситуацию на рынке труда, несколько обострившуюся под воздействием мирового кризиса. Министерство совместно с Федерацией профсоюзов РК и НЭП «Союз «Атамекен» инициировало заключение меморандумов с крупными компаниями по сохранению рабочих мест и предотвращению массового высвобождения работников.

К настоящему времени подписано уже 434 меморандумов, направленных на максимально возможное использование работодателями мер, предусмотренных трудовым законодательством. Это введение режима неполного рабочего времени; временный перевод работника на другую работу с выплатой не менее двух третей среднемесячной зарплаты по прежней работе; выплата компенсации в размере не менее пятидесяти процентов от заработной платы в случае приостановки производства и вынужденного простоя.

Итоги показательны: около 25 тысяч человек, подлежащих высвобождению на 331 предприятии, переведены на другую работу либо на неполный режим занятости, или отправлены в отпуск с выплатой компенсации, но с сохранением рабочих мест. Кроме того, для смягчения социальных последствий потери работы, наряду с адресной соцпомощью, начали использоваться возможности соцстрахования.

Еще один блок наших задач касается развития трудовых ресурсов. К сожалению, надо признать, что в настоящее время рынок труда в стране не сбалансирован: при наличии безработицы сохраняются вакансии (14-15 тысяч единиц ежемесячно). Это связано с несоответствием качества и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы потребностям работодателей, а также с низкой трудовой мобильностью трудовых ресурсов. Не хватает, в первую очередь, квалифицированных кадров. Речь идет о врачах, учителях, инженерах, менеджерах. В большом дефиците - токари, фрезеровщики, механики, инструментальщики. Учить некому и учиться не у кого. С одной стороны, безвозвратно ушло целое поколение специалистов, с другой - слаба система профобразования.

Существующий дефицит трудовых ресурсов становится основанием для привлечения иностранных специалистов. Однако это лишь частично решает проблему. Анализ мировой практики свидетельствует о том, что решение проблемы нужно увязывать с развитием человеческого капитала и созданием необходимых условий для достойного труда. Знаковым событием в этом отношении стало проведение 22 августа 2008 года в г. Рудном (Костанайская область) с участием Главы государства международного Трудового форума по государственно-частному партнерству в формировании конкурентоспособных кадров.

Значимым направлением работы остается развитие системы социального партнерства. И здесь нельзя не отметить важность состоявшегося в январе 2008 года в г. Жезказган с участием Главы государства республиканского Форума по социальной ответственности бизнеса, на котором подписано Соглашение между министерством и социально-ориентированными бизнес-структурами по продвижению принципов Глобального договора ООН в сфере социально-трудовых отношений.

В подписанном документе определены основные индикаторы социальной ответственности бизнеса: оплата труда, его охрана и безопасность, профподготовка, переподготовка, повышение квалификации; квота приема на работу молодежи (не менее пяти процентов от штатной численности работающих), обязательное профилактическое лечение работников с расходами на одного человека не менее двадцати тысяч тенге в год; ведение прозрачного бизнеса, разработка системы и методики управления корпоративной этикой, формы социальной отчетности.

Инициированная Главой государства на форуме акция «Заключите коллективный договор» оказалась весьма продуктивной: на 1 января этого года количество соответствующих документов уже превысило сорок тысяч. Если в начале прошлого года системой колдоговоров было охвачено каждое десятое из действующих предприятий, то сейчас - каждое четвертое.

Кроме того, развитие получила практика заключения меморандумов и соглашений по соцответственности бизнеса между местными исполнительными органами и работодателями. Более четырех тысяч таких документов, появившихся с начала года, предполагают социальное инвестирование на сумму около семидесяти миллиардов тенге. А это заметно повлияет на развитие регионов в части возведения новых школ, учреждений здравоохранения, объектов культуры, спорта и соцзащиты, поддержки малообеспеченных граждан.

В целях поддержания усилий социально-ориентированного бизнеса Указом Президента республики объявлен конкурс «Парыз». Анализ материалов, представленных участниками, а это около трехсот предприятий и объединений, свидетельствует о значительном внимании соцпартнеров к сохранению рабочих мест, повышению квалификации работников, организации их отдыха, содействию в решении жилищных и иных социальных проблем.

На улучшение обеспечения потребностей экономики в рабочей силе, повышение мобильности трудовых ресурсов направлена и реализация государственной миграционной политики. За годы независимости наша республика стала активным участником мировых миграционных процессов, что во многом связано с устойчивым экономическим ростом и повышением уровня жизни; отсутствием межнациональных конфликтов; выгодным геополитическим положением и малой плотностью населения, проживающего на обширной территории.

Центральное место в миграционной политике занимает регулирование этнической миграции. Начиная с 1993 года, переселение оралманов регулируется установлением квоты иммиграции, которая в последнее время (2005-2008 годы) составляла 15 тысяч семей ежегодно. С 2009 года, в соответствии с поручением Главы государства, она увеличена до двадцати тысяч.

На протяжении всех лет государство оказывало оралманам необходимую соцпомощь и поддержку. Им обеспечена доступность медобслуживания, образования и соцобеспечения; они отнесены к одной из целевых групп, в отношении которых применяются меры содействия занятости. Более 66 процентов этнических иммигрантов трудоспособного возраста заняты в различных сферах производства.

Характерная особенность последних лет - активизация внутренней миграции. В процессы межобластной и внутриобластной миграции в 1991-2007 годах оказались вовлечены более 4,7 миллиона человек. К настоящему времени численность внутренних мигрантов стабилизировалась на уровне трехсот тысяч человек в год. Основная их часть - сельское население.

Внутренняя миграция связана с сохраняющимися диспропорциями в региональном развитии и общей закономерностью расширения современных секторов экономики (промышленность, городское строительство, сфера услуг) за счет традиционных (сельскохозяйственных) с низкой производительностью и низким уровнем оплаты труда. При этом, однако, внутренние мигранты имеют весьма низкие адаптационные возможности, их перемещение происходит преимущественно стихийно, что ведет к напряжению на рынках труда, трудоизбыточности в одних регионах и дефициту рабочих рук в других.

Инструментом быстрого реагирования на трудовые потребности в условиях глобализации стала внешняя трудовая миграция. Для защиты внутреннего рынка труда и интересов местного персонала, минимизации ущерба занятости и заработкам граждан республики Правительство устанавливает и контролирует соблюдение квоты на ввоз иностранной рабочей силы, проводит политику замены зарубежных специалистов местными кадрами (в 2008 году квота составила 132 тысячи человек, фактически привлечено около шестидесяти тысяч).

С июня 2008 года вступили в действие новые Правила определения квоты, условий и порядка выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы. Документом упрощается порядок выдачи соответствующих разрешений, вводится балльная оценка квалификационных характеристик привлекаемых зарубежных работников, персонифицируется разрешение на их привлечение.

Важная особенность новых Правил - уточнение обязательств инвесторов по профподготовке, переподготовке и повышению квалификации местных кадров для дальнейшей замены ими иностранцев. По состоянию на 1 декабря 2008 года на предприятиях, привлекающих зарубежных специалистов, соответствующие процессы коснулись более пятидесяти тысяч наших граждан, 2,3 тысячи иностранных работников заменено казахстанскими.

В целях легализации и уменьшения давления на внутренний рынок труда подписан ряд соглашений с приграничными государствами (Кыргызстан, Россия, Таджикистан) по привлечению и использованию иностранной рабочей силы (в том числе для участия в сезонных работах). Для улучшения условий адаптации и интеграции этнических мигрантов и упорядочения внутренней миграции по поручению Главы государства разработана и утверждена программа «Нұрлы көш». Ее цель - рациональное расселение этнических казахов и граждан Казахстана, проживающих в неблагоприятных районах страны в интересах демографического и социально-экономического развития регионов и реализации потенциала участников.

Информация о работе Проблемы системы социальной защиты Республики Казахстан