Проблема коррупции в системе власти в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть проблему коррупции в системе власти в современной России. Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть причины возникновения коррупции
- рассмотреть различные определения коррупции
- рассмотреть коррупцию в современной России и проблему борьбы с ней
- проанализировать различные источники и литературу по данной проблематике

Содержание

Введение……………………………………………………………..…3
Глава 1. Причины возникновения коррупции в России
Дефиниция коррупции…………………………………………..….5
Причины возникновения коррупции……………………………....7
Глава 2. Коррупция в современной России…………………………………..12
Заключение……………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

антикоррупционная политика.docx

— 48.37 Кб (Скачать документ)

Проблема коррупции  в системе власти в современной  России 
                                                                                                              
 
 
Содержание 

Введение……………………………………………………………..…3 
Глава 1.  
 
Причины возникновения коррупции в России 
 
    Дефиниция коррупции…………………………………………..….
 
    Причины возникновения коррупции……………………………....7 
Глава 2. 
 
Коррупция в современной России…………………………………..12 
Заключение……………………………………………………………20 
Список литературы…………………………………………………...22 
                                           
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

 

 
       Уровень коррупции считается одной  из существенных проблем современного российского общества. Однако системного представления о масштабах и  специфике этого явления на данный момент не сформировано. И сбор данных, и научный их анализ на данном этапе  неполны и не представляют возможности  создать некоторую цельную картину  происходящих процессов. Во многом общественное представление о коррупции и  сегодня опирается на мифы и стереотипы, эмоциональные суждения и некорректное обобщение частного опыта. 
 
        По различным оценкам, вот уже в течение нескольких лет страна находится в первой десятке наиболее коррумпированных государств. На высокий уровень коррупции в стране жалуются иностранные инвесторы. Последние социологические опросы свидетельствуют о том, что даже такая, поразившая страну проблема, как невыплата гражданам заработной платы, отходит в их сознании на второй план перед ростом преступности и коррупции.

По  свидетельству руководства  Министерства внутренних дел РФ, число  дел, возбужденных против коррупционеров, несмотря на наблюдаемый в последние  годы рост, остается крайне малым: в 1995 г. - 3504. Из них 66% открыто в отношении работников органов государственного управления, 27,4% - в отношении работников правоохранительных органов. Подавляющее большинство выявленных правонарушений (78%) являются должностными, в том числе около половины составляют факты взяточничества[1]. Согласно оценкам того же министерства, за минувшие три года милиция выявила больше 700 случаев, в которых должностные лица были связаны с организованной преступностью, но прокуратура выдвинула обвинения только по небольшой части этих дел. 
 
       Актуальность темы данного исследования определяется тем, что уровень коррупции в современной России растет большими темпами. Следовательно, российскому правительству нужно вырабатывать политику активного сопротивления этому феномену. Поэтому, тема данной работы актуальна в настоящее время. 
 
       Цель работы – рассмотреть проблему коррупции в системе власти в современной России. 
 
       Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи: 
 
 - рассмотреть причины возникновения коррупции 
 
 - рассмотреть различные определения коррупции 
 
 - рассмотреть коррупцию в современной России и проблему борьбы с ней 
 
 - проанализировать различные источники и литературу по данной проблематике 
 
       Для написания работы я использовала различные источники литературы. Это помогло ознакомиться с проблемой коррупции с разных сторон. 

Глава 1. 
 
Причины возникновения коррупции в России 

1.1.          
Дефиниция коррупции 
 
       Мнения экспертов относительно определения коррупции разделились. Большая часть предпочла рассматривать коррупцию в широком смысле, подводя под это понятие использование служебного положения в корыстных целях, общее разложение власти. Другая часть экспертов предпочла трактовать коррупцию как сделку, когда выгоду получают две стороны, участвующие во вручении и получении взятки (в широком смысле). Подчеркивается при этом изменение функции власти под воздействием коррупции.  
 
        Характеризуя коррупцию, часто указывают на одну сторону — должностное лицо, которое «приватизирует государственные функции», превращает государственную службу в бизнес, участвует в рынке коррупционных услуг. Некоторые эксперты не включают в понятие коррупции то, что обычно называют низовой коррупцией.  
 
        Одни  специалисты, говоря о коррупции, как правило, имеют в виду взаимодействие между властью и бизнесом, между государством и гражданами, другие  указывают и на такую разновидность, как подкуп одних чиновников другими, чаще нижестоящими в отношении вышестоящих.[2] 
 
       Одним из наиболее кратких и достаточно точных определений коррупции является такое: коррупция – это использование служебного положения для достижения личных корыстных целей. Поскольку корыстное использование служебного положения практически всегда предполагает получение каких-то компенсаций, можно дать другое краткое определение: коррупция – это подкуп и продажность государственных и муниципальных чиновников, должностных лиц, политиков и общественных деятелей. Оба эти определения признают коррупцией злоупотребление государственной должностью или общественным статусом с целью извлечения личной или корпоративной выгоды.[3] 
 
       Самое распространенное определение коррупции – это злоупотребление служебным положением с корыстной целью.[4]   
 
       Выделяются три основных вида коррупции: 
 
Вид 1. «Верхушечная» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти (некоторые считают, что это и есть единственная «настоящая» коррупция, коррупция как таковая) 
 
Вид 2. «Низовая» коррупция – коррупция, в которую вовлечены различные организации, иногда наделенные властными полномочиями, а иногда нет, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям. 
 
Вид 3. Деловая коррупция – вне или внутри хозяйствующих объектов, а также в СМИ. Внутренняя коррупция, по мнению экспертов, чаще всего является следствием просчетов в менеджменте.[5] 
 
       Последствия коррупции: 
 
 - Рост недоверия населения к государству и государственным, общественным и экономическим институтам, подрывается легитимность власти и общественная мораль. 
 
 - Криминализация и торможение экономики 
 
 - Ущерб авторитету страны и инвестиционной привлекательности России 
 
 - В итоге коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов, превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество, работающее на принципах круговой поруки, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы. После таких структурных изменений институт уже не может функционировать в нужном режиме и не способен выполнять позитивных общественных функций.[6] 
 
 
1.2.          
Причины возникновения коррупции 
 
       Борьба с коррупцией не должна ограничиваться установлением запрета и привлечением к ответственности лиц, совершивших правонарушения данной категории. Прежде всего это должна быть деятельность по устранению причин, порождающих данное социальное явление. 
 
       Вот почему их выявление и анализ представляются крайне важными для разработки государственной антикоррупционной политики. 
 
       В России уровень частоты взяточничества значительно превышает уровни в других странах с сопоставимой величиной среднедушевого ВВП. Это означает, что Россия является исключением из ожидаемой тенденции, а именно ожидания, что уровень коррупции будет снижаться по мере того, как страны будут становиться богаче.  
 
       Если классифицировать уровни коррупции по конкретным сферам, то наиболее проблематичными, особенно в сравнительном выражении, являются следующие:  
 
1) получение государственных заказов; 
 
2) получение лицензий и разрешений на ведение бизнеса; 
 
3) взаимодействие с противопожарной службой и строительной инспекцией; 
 
4) неофициальные платежи при решении налоговых вопросов и уплате налогов.[7] 
 
       По мнению специалиста по проблемам коррупции в России Глинкиной С.П., должно быть выделено несколько групп причин, среди которых: 
 
- слабые возможности по борьбе с коррупцией ввиду неадекватности российского законодательства и низкой эффективности правоохранительной системы; 
 
- кризисная ситуация в экономике, где господствуют неопределенность прав собственности, рентоориентированное поведение, монополизм; 
 
- особенности национального менталитета и состояния общественной морали.[8] 
 
       В силу ряда причин непродуктивная (т.е. рентоориентированная)[9] деятельность оказалась в обществе значительно более выгодной для субъектов хозяйствования и отдельных индивидов, чем деятельность продуктивная (т.е. предпринимательство). Среди причин, оказавших решающее влияние на сложившуюся ситуацию, следует отметить, прежде всего, масштабы перераспределяемого национального богатства и характер проводимой приватизации. 
 
       Второй причиной, приведшей к расцвету рентоориентированной деятельности в России, является особое положение чиновничества. Их численность превысила численность бюрократии в бывшем СССР. По имеющимся оценочным данным, подтверждаемым и социологическими исследованиями, не менее 70% чиновников - взяточники[10]. 
 
       Пышному расцвету коррупции способствует целый ряд особенностей российского менталитета. Среди них: влияние азиатской культуры и ценностей прошлых лет, предопределяющих особую роль дружеских отношений и семьи в жизни гражданина. Действие этих факторов практически исключает возможность создания "безличной бюрократии", которая работала бы согласно принципам, в которых нет места личным предпочтениям и симпатиям. 
 
       Среди особенностей российского менталитета - слабое законопослушание, традиционно укоренившееся нигилистское отношение россиян к "написанному" закону, возникшее еще во времена феодализма. 
 
       Одной из серьезнейших проблем трансформируемой экономики является моральный кризис, поразивший общество ввиду обвального характера

преобразований и возникшего вакуума ценностей.[11] Ричард Пайпс пишет: "Можно оспорить мысль о том, что серьезнейшие проблемы России являются экономическими... экономические провалы представляются скорее следствием, нежели причиной нынешнего трудного положения России"[12]. 
 
       Перечисленные выше факторы формируют у значительно более широких, чем кажется на первый взгляд, слоев населения заинтересованность в сохранении правового беспорядка в экономической сфере, в росте теневой экономики и участии в ней. Именно здесь, в теневой экономике, сегодня решаются как проблемы обогащения, первоначального накопления капитала, так и задача физического выживания подавляющей части граждан. Как следствие этого мы имеем беспрецедентный рост экономической преступности, расширение шкалы преступлений и усложнение проблемы борьбы с ними. 
 
       Сегодняшняя Россия еще не завершила создание механизмов государственного финансового контроля, свойственных демократическому государству, что и является одной из причин коррупции в стране.  
       Об этом заявил Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, выступая 23 августа 2001 года перед участниками XI ассамблеи Организации контрольно-ревизионных органов стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ОЛАСЕФС), проходящей в г. Панаме. 
 
       Не отрицая факт достаточно широкого распространения коррупции в России, Сергей Степашин призвал международное сообщество не преувеличивать масштабы этого явления. Нередко, сказал он, под коррупцией подразумевают действия, вызванные отсутствием законодательно установленных процедур. В качестве примера Сергей Степашин сослался на случай с Bank of New York, когда "в действительности речь шла не об отмывании грязных денег криминальных структур, а о не оформленном надлежащим образом переводе за рубеж совершенно легальных капиталов крупных российских экспортеров".  
 
       Руководство России, подчеркнул Председатель Счетной палаты РФ, исходит из того, что главные причины коррупции в стране кроятся в излишней забюрократизированности экономики, в необходимости соблюдения правил, установленных не законами, а чиновниками. Вот почему подготовлен ряд законопроектов, предусматривающих устранение бюрократических барьеров, затрудняющих деятельность предпринимателей и инвесторов. Будет действовать принцип "единого окна", когда открытие нового бизнеса осуществляется в одном ведомстве. [13] 
 
       Одной из причин масштабной коррупции в России является низкая зарплата чиновников, несущие ответственность за значительные с финансовой точки зрения решения, считает Владимир Путин. 
                               "Уровень доходов в бюджетной сфере у государственных служащих пока не соответствует объемам тех решений, которые они принимают, то есть оплата их труда, с одной стороны, и важность решений, которые они принимают, с другой стороны, не сопоставляются", - сказал Путин в интервью американскому журналу Time.[14] 
       Коррупция, по признанию властей, является одной из главных проблем российского общества. "Коррупционный" рейтинг, составляемый ежегодно авторитетной международной организацией Transparency International, по итогам 2007 года поставил Россию на 143-е место по коррупции наравне с некоторыми африканскими государствами.[15] 
 
       При этом, по мнению президента, пока в обществе отсутствует понимание того, что деятельность чиновников, от которых зависят многомиллиардные решения, должна соответствующим образом оплачиваться. 
 
       Савченко Е.А, выделяет три основных группы причин коррупции в России: 
 
1.  Слабость законодательства (несовершенство правовых норм), неэффективность правоохранительной системы. В настоящее время действует множество постоянно изменяющихся и противоречащих друг другу законов и постановлений, причем многие из них не изменялись еще со времен СССР. Закон о коррупции так и не был принят. В такой ситуации правовой неясности явные коррупционные деяния становятся практически недоказуемыми. Все это способствует разрастанию коррупции. 
 
2.  Несформированность правовой базы в сфере экономики (неопределенность прав собственности, монополизм). Невиданное по масштабам перераспределение общественной собственности, характер проводимой приватизации на фоне правовой неясности способствуют превращению коррупционной деятельности в повседневную практику.[16] Таким образом, распределение и перераспределение национального, государственного бюджета для хозяйствующих субъектов стала приносить большие экономические выгоды, чем собственно производственная.  
 
3.  Состояние общественной морали. Особенности российского менталитета, способствующие разрастанию коррупции: <влияние азиатской культуры и ценностей прошлых лет. Серьезной проблемой российской переходной экономики является моральный кризис, возникший в ситуации, когда старые ценности уже не отвечают современным реалиям, а новые ценности еще не успели сформироваться.[17] 
 
        Можно добавить, что приведенные выше причины коррупции берут свое начало со времен СССР и усугубляются переходным состоянием современной России. 
 
        Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить: 
 
 - стремительный переход к новой экономической системе, неподкрепленный необходимой     правовой базой и правовой культурой;  
 
 - отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих  - культурных традиций;  
 
 - распад партийной системы контроля.[18] 
 
       Некоторые эксперты считают, что коррупция выполняет и некоторые положительные функции в российском обществе: 
 
 - стимулирует традиционно «ленивого», нерадивого российского чиновника к эффективной деятельности, является средством мотивации чиновника к принятию решений. 
 
 - позволяет скорректировать несовершенства формальной системы, законодательства и ошибки, сбои в системе неформальными методами[19].  
Глава 2. 
 
Коррупция в современной России. 
       Исследование «Природа и структура коррупции в России» проведено Институтом общественного проектирования в 2007 году совместно с ЦЕССИ.  
В исследовании приняло участие около 40 экспертов из сфер законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и налоговых органов, общественных организаций, науки, бизнеса и СМИ. 
       Исследование преследовало цель вывить следующие, характеризующие российскую коррупцию факторы и конкретные особенности:

  1. системность коррупции;
  2. виды коррупции;
  3. отраслевая и региональная распространенность коррупции в России;
  4. коррупционные схемы;
  5. способы воспроизводства коррупции;
  6. основные причины коррупции;
  7. последствия коррупции, в особенности наиболее опасные;
  8. наличие каких-либо ограничителей коррупции;
  9. возможные пути борьбы с коррупцией.[20]

 
       Коррупции распространена в России из-за того, что значительная часть  населения не соблюдает законов, сказал во вторник первый вице-премьер  РФ Дмитрий Медведев. "Либо мы научимся жить по закону и не думать, надо ли нам его исполнять, а просто исполнять  и соблюдать, либо люди будут считать, что им все возможно", - сказал он.  
 
       Национальная программа по борьбе с коррупцией включает в себя экономические, психологические и правовые вопросы, напомнил Медведев.[21]  
 
       Сегодня в России развивается новый вид коррупции через лоббирование. Несовместимые в других странах понятия "лоббизм и коррупция" в России по сути слились в одно целое. Это "пятно" начало расползаться в начале 90-х годов. Некто, обладавшие хорошими связями, ходили по коридорам власти и решали проблемы своих заказчиков. Затем появились более основательные методы. "Своим" кандидатам помогали занять влиятельное место, а потом они отрабатывали за это удовольствие. Первый раз, по словам вице-президента РСПП Игоря Юргенса, о необходимости разработать цивилизованную систему лоббирования начали говорить в 1991 году. Но тема успеха не имела. 
 
       Сегодня к ней возвращаются все чаще и чаще. В ноябре 2003 года на съезде РСПП президент страны высказался достаточно жестко: "Промышленная политика России в современных условиях есть не что иное, как лоббирование через госструктуры интересов одного бизнеса в ущерб другому... Все сводится к тому, кто и сколько даст денег". Тогда же эксперты Госдумы и Института государства и права РАН подготовили законопроект о создании специальных лоббистских организаций. Они, по мысли авторов, должны регистрироваться в минюсте, после чего получали право аккредитовать своих представителей в органах власти. Но юридической нормой этот документ так и не стал.[22]  
 
       Получение лицензий и разрешений по-прежнему считается одним из наиболее серьезных препятствий для развития бизнеса в России, что подтверждается данными на представленных ниже диаграммах.  
 
       В 2002 году был введен новый закон о лицензировании. Закон предусматривает значительное сокращение лицензируемых видов деятельности, снижение лицензионного сбора до 1400 рублей и продление срока действия лицензий по меньшей мере до пяти лет (по старому закону предполагался сбор в 3000 рублей и срок действия лицензий в течение трех лет). Сразу после принятия нового закона российские предприятия отметили заметное улучшение ситуации в сфере лицензирования. Процент предприятий, обратившихся за лицензиями и разрешениями, резко снизился с 31 процента во второй половине 2001 года до 14 процентов в первой половине 2004 года. В июле 2005 года был принят новый Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Это закон, который вступил в силу 1 января 2006 года, нацелен на решение некоторых проблем и устранение недостатков предыдущего закона, которые были одной из причин коррупции в сфере управления государственными заказами, как отмечалось выше. В новом законе предпринята попытка унифицировать прежние фрагментарные элементы закупочного законодательства, способствовать обеспечению открытого доступа к конкурсным торгам и повышению прозрачности за счет использования технических решений системы электронного правительства и совершенствования механизмов контроля и рассмотрения жалоб.[23] 
 
        Так, что же нужно сделать для борьбы с коррупцией? Эксперты считают так: 
 
 - Формирование исполнительной власти по партийному принципу.  
 
 - Обеспечение персональной ответственности чиновников.  
 
 - Формирование новой системы правоохранительных органов, прекращение дублирования ими функций. Сокращение функций прокуратуры.  
 
 - Создание механизма открытого лоббирования.[24]  
 
        Все антикоррупционные меры должны применяться в совокупности. На наш взгляд к ним следует отнести:  
 
1.Меры предупреждения правонарушений данной категории, которые будут включать в себя: а) повышение заработной платы служащим, дающее возможность вести достойный образ жизни, избегая коррупции; б) сокращение распорядительных полномочий чиновников контрольных и надзорных органов власти; в) повысить роль воспитательных мер. Если с малых лет большинство людей будет воспитываться в духе негативного отношения к продажности должностных лиц и иным служебным злоупотреблениям, развитие коррупции по крайней мере не будет столь бурным, как сейчас.  
 
2. Практическая реализация норм, обеспечивающих добропорядочное поведение служащих, содержащихся в законе «Об основах государственной службы РФ»[25], а именно: запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организации и т.д.[26]  
 
       По словам президента, проблема коррупции в России является «одной из наиболее острых». При этом он подчеркнул, что коррупция – угроза для любого государства, так как она разлагает деловую среду, снижает дееспособность страны, отражается на ее имидже, подрывает доверие граждан к власти, «к тем проблемам, которыми власть должна заниматься».  
 
                      Коррупция превратилась в системную проблему. Этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ», – отрезал Медведев, напомнив, что Россия уже ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также стала участницей объединения государств против коррупции. То есть взяла на себя целый набор международных обязательств.  
 
                      Вместе с тем уровень коррупции в России остается крайне высоким. В 2007 году, по официальной статистике, расследовано более 10,5 тыс. дел в этой сфере. Медведев отметил, что эти показатели в действительности являются лишь «вершиной айсберга», и пояснил, что в России много «скрытых», так называемой латентных преступлений в этой сфере. «Их трудно расследовать», – признал президент.[27]  
 
                     В интервью Deutsche Welle председатель Национального антикоррупционного комитета заявил, что коррупция в России должна быть приравнена к государственной измене. Все коррупционные группировки известны: в первую очередь, это силовая группировка, это представители Федеральной службы безопасности, частично те, кто курирует администрацию президента, частично министерство внутренних дел - как правило, департамент экономической безопасности. Также Следственный комитет при Генеральной прокуратуре РФ показал себя в захватах, в определенных ситуациях, связанных с участием бизнеса. 
 
                      Ситуация такова, что в России сейчас идет отмывка огромного количества денежных средств. И представители силовых ведомств должны были бы этому противодействовать, но противодействия нет, наоборот, есть "крышевание". В результате этой коррупционной системы сложилась ситуация, когда банковская система, фактически, бесконтрольна.[28] 
 
                      В России создается Совет по борьбе с коррупцией, который возглавит президент Дмитрий Медведев. 
 
                      Создана также межведомственная рабочая группа, которая в течение месяца должна выработать план борьбы с коррупцией в России, сообщает информационное агентство «Интерфакс». Возглавить ее поручено руководителю президентской администрации Сергею Нарышкину. Всю правоохранительную деятельность по борьбе с коррупцией будет координировать Генеральная прокуратура.[29] 
 
                      Размеры коррупционного оборота в России шокируют. Согласно предоставленным данным фонда ИНДЕМ, ежегодно он составляет около 300 млрд долл, что практически равно доходам федерального бюджета за год. Примечательно, что, согласно официальной статистике, доходы федерального бюджета в 2007 году составили 7 трлн 779,1 млрд рублей (или немногим более 300 млрд долл.). 
                      Однако он затруднился сказать, какая именно сфера наиболее коррупционна. По его мнению, наибольшая доля коррупционного оборота приходится на исполнительную власть, а что касается сфер, то "здесь принцип прост — где больше денег, там и больше коррупция". 
                      Примечательно, что, согласно официальной статистике, доходы федерального бюджета в 2007 году составили 7 трлн 779,1 млрд рублей (или немногим более 300 млрд долл.). Расходы (включая финансовую помощь бюджетам других уровней) равнялись 5 трлн 983,8 млрд рублей (около 240 млрд долл.). Сопоставив эти цифры с объемом коррупционного оборота, получаем удручающие выводы — коррупция фактически достигла доходов бюджета России и намного превзошла его расходы. 
                      В свою очередь, руководитель Центра антикоррупционных исследований и инициатив (Трансперенси Интернешнл) Елена Панфилова сообщила, что согласно исследованиям, в 2007 году Россия заняла 36-е место из 179 стран мира по уровню коррупции. По индексу восприятия коррупции — от большего к меньшему — из 179 стран, самой "чистой" страной стала Дания, у которой 9,4 балла, самой худшей — Сомали с 1,4 баллами. Что касается России, то она находится на 143-м месте с баллом 2,3 и делит это место с Гамбией и Индонезией. Кроме того, по словам Панфиловой, в рамках исследований, проведенных в России, выяснилось, что россияне, платившие взятки, в основном давали их "правоохранительным органам, органам образования и медицине".[30] 
 
                     "Коррупция по-прежнему остается бездонной дырой, в которой исчезают ресурсы, жизненно необходимые для сфер образования, здравоохранения и развития инфраструктуры", - так прокомментировала "Индекс восприятия коррупции" за 2007 год глава Transparency International Угетт Лабелль. Эксперты организации подчеркнули, что 40 процентов стран, получивших самые худшие оценки, принадлежат к числу государств с низкими доходами. Проще говоря, чем беднее страна, тем злободневнее в ней проблема продажности политиков и госслужащих.  
 
                        Однако это - общая тенденция. Россию, например, бедной не назовешь, но она уже который год числится среди самых неблагополучных. Между тем власти страны постоянно заявляют о том, что борются с коррупцией не покладая рук.[31] 
 
                         Совет федерации рассматривает доклад "О состоянии законодательства в Российской Федерации". Наиболее выразительные пассажи содержит раздел, посвященный коррупции. Она, по мнению авторов, "...стала основным препятствием политического, экономического и духовного возрождения, породила диспропорции не только в системе управления и функционирования государственных институтов, но и привела к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые все больше и больше утрачивают доверие к власти и веру в справедливость". Как отмечают докладчики, в результате у населения страны постепенно складывается стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения проблем, размывается понимание общественной опасности этого явления, снижается порог моральной терпимости населения к взяточничеству и поборам.  
 
                         В сфере экономики уровень коррупции в России сопоставим с бюджетом государства и оценивается в 240 млрд долл. ежегодно. По мнению докладчиков, она запрограммирована в самом бюджете России. "Если посчитать все социальные обязательства государства, от закона о ветеранах до закона об образовании, - говорится в докладе, - то они составят два с половиной консолидированных бюджета. Их объем достигает 70 млрд долларов, или 50 проц. ВВП. Государство реально финансирует лишь 10-15 проц. этих обязательств. Возникает прекрасная почва для субъективных решений чиновников, "сидящих" на распределении государственных ресурсов".[32] 
 
                        Все время президентства Владимира Путина коррупция в России росла. Причем объем так называемого "коррупционного бюджета" с 2001 по 2007 годы увеличился почти в 15 раз. По данным фонда "Индем", в 2006 году в среднем 7 процентов оборота производящих компаний перетакали в карман чиновникам. В 2007 году этот процент, по оценкам экпертов организации представителей малого и среднего бизнеса "Опора России", еще немного подрос. Дмитрий Медведев, в своем выступлении финансовой стороны проблемы вообще не коснулся. Президент показывал, что владеет информацией совсем на других примерах. 
 
                      Расчеты, сделанные специалистами фонда "Индем", показывают, что в тюрьму попадает один человек из 100 тысяч взяточников. Более того, шанс попасть в тюрьму по приговору суда за взяточничество для реального взяточника, согласно тем расчетам, не превышает одной тысячной доли процента. в мире существует такой феномен, как борьба с коррупцией в условиях авторитарного государства. В чем он заключается: власть начинает борьбу в основном с низовой коррупцией, то есть в нижних эшелонах бюрократии. Обычно это заканчивается тем, что происходит переключение коррупционных потоков на более высокий уровень.[33] 
 
                      В конце мая 2003 года группа депутатов Государственной думы (Валерий Останин и Юрий Щекочихин ("Яблоко"), Сергей Левченко и Александр Кулико (КПРФ), Борис Резник ("Регионы России"), Олег Финько (ЛДПР) и Александр Гуров ("Единство") выступила с заявлением о создании внепартийного общественного движения "Чистые руки". Членами инициативной группы предложен ряд конкретных действий по борьбе с криминалом и коррупцией. В частности, создать институт независимых судов и прокуроров, наподобие того, который действовал в Италии в ходе операции "Чистые руки". Создать отдельную федеральную спецслужбу, независимую от МВД, ФСБ и Генеральной прокуратуры, чьей функцией будет борьба с коррупцией в силовых ведомствах и государственных органах (подобные спецслужбы успешно действуют в США и многих других странах). Создать федеральную программу защиты свидетелей и потерпевших. Немедленно отстранить от должности руководителей правоохранительных органов, губернаторов, мэров и госчиновников, замешанных в коррупционных скандалах, в отношении которых имеются достаточные данные об их причастности к коррупции и должностным злоупотреблениям.[34] 
 
                          Политическая коррупция в условиях современной России – явление глубоко закономерное. Она не просто широко распространена и всепроникающа. Она является одной из форм своеобразной интеграции политического пространства, связывая всех со всеми – бизнесменов с политиками, оппозиционеров с правительственными чиновниками, криминальных авторитетов с борцами за правопорядок.  
 
                     Коррупция в России не может быть объяснена личной жадностью политиков и чиновников, к которым вполне применима классическая формула Михаила Булгакова: люди как люди, только квартирный вопрос их испортил.  
 
 
                                                            Заключение 
Как мы уже выяснили, коррупция – это явление, которое характерно практически для всех сфер управления России. Полагаем, что в нашей стране давно уже возникла необходимость разработки и реализации антикоррупционной политики, которая, на наш взгляд, должна строиться на основе ряда принципов: во-первых, - борьба с коррупцией – это проблема не только власти, а всего общества в целом. Только объединив усилия всех государственных структур, организаций и граждан, можно рассчитывать на успех; во-вторых, -  для повышения эффективности борьбы с коррупцией, нужен системный подход к решению этой проблемы (включающий программу социально - экономических, политических, законодательных,  воспитательных мер противодействия развитию данного явления);[35] в-третьих, - деятельность по предупреждению и профилактике  корыстных служебных правонарушений должна быть главным звеном в антикоррупционной политике государства; в-четвертых, - необходим учет опыта других стран в борьбе с коррупцией. 
 
Проведя исследование по вопросу «Коррупция в контрольных и надзорных органах исполнительной власти РФ», можно сделать следующие выводы: 
 
1. Коррупция давно уже стала неотъемлемой чертой власти России; данное явление характерно для большинства управленческих структур, а особенно сильно оно развито в законодательных, исполнительных органах государственной власти, в органах местного самоуправления, в правоохранительных органах, а также в контрольных и надзорных органах исполнительной власти РФ. 
 
2. В учреждениях коррупция проявляется в виде совершения ряда правонарушений служащими этих органов; наиболее частосовершаемые из них – злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. 
 
3. Основными причинами развития коррупции в контрольных и надзорных органах исполнительной власти РФ являются: а) низкая заработная плата должностных лиц; б) широкий круг полномочий служащих данных структур, которыми они могут злоупотребить; в) множество административных барьеров, увеличивающих зависимость гражданина от чиновника; г) несовершенство института обжалования решений органов власти; д) многовековые традиции мздоимства на государственной службе России и иные психологические причины. 
 
4. Борьба с коррупцией во властных структурах РФ должна носить системный характер и включать в себя комплекс социально – экономических, политических, законодательных, воспитательных мер.  
 
5. Деятельность по предупреждению и профилактике  корыстных служебных правонарушений должна быть главным звеном в антикоррупционной политике государства; необходим учет опыта других стран в борьбе с коррупцией. 
                                              
                                               

Список литературы 

 
 
1.      Аксенов Ю. М. Коррупция: проблемы и условия, ее порождающие.// Научно-практическая конференция «Социология коррупции» (20 марта 2003 г. ИНИОН РАН). М., 2003 г. 
2.      Антикоррупционные меры//Диагностика российской коррупции: социологический анализ http://www.anti-corr.ru/awbreport/indextxt.asp?filename=rutxt/01.xml#   
3.      В России создается Совет по борьбе с коррупцией http://www.alloynews.ru/news/843668.html   
4.      Вильгельм С. Коррупция в России продолжает расти//Deutsche welle http://www.deutsche-welle.de/dw/article/0,2144,2798864,00.html Дата обращения 18.05.2008 год 
5.      Гиблов М.. Взятка - норма нашей жизни//Аргументы и факты, №48, 1994. 
6.      Глинкина С.В. Коррупция в России: причины, масштабы, качественные изменения//Международный евразийский институт экономических и политических исследований http://iicas.org/articles/library/libr_rus_27_4_00.htm   
7.      Дементьев А.С.  Состояние и проблемы организации борьбы с коррупцией.Коррупция и России: состояние и проблемы. М., МВД, Московский ин-т. 2006 г. 

  1. Коррупция в России оценивается в 240 млрд долл. Ежегодно//информационное агентство Финмаркетhttp://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=779941&hot=845442 
  2. Коррупция в России - из-за несоблюдения законов, считает Медведев//российское агентство международной информации РИА Новости http://www.rian.ru/politics/20080226/100075817.html  
     
    10.  Коррупция в России – явление традиционное//Молодёжный Союз Юристов Российской Федерации, 1999 http://law.vl.ru/law/data/kor_in_russia.html   
    11.     Коррупция, что это такое?//Veebmeister, 15.02.2005 http://www.korruptsioon.ee/6816  
  3. Лопатин В.Н. О системном подходе в антикоррупционной политике. // Государство и право, № 7, 2001.
  4. Листопадова С. Коррупция в России - общенациональное бедствие//Вестиhttp://www.yabloko.ru/Publ/2003/2003_06/030609_vesti_ostanin.html 

 

  1. Медведев против коррупции//деловая газета Взгляд http://www.vz.ru/politics/2008/5/19/169261.html  
     
    15.  Оборот коррупции в России сравнялся с годовыми доходами бюджета http://news.vl.ru/world/2008/05/22/korr/   
  2. Панина Т. Десятина на лобби// "Российская газета" - Федеральный выпуск №3680 от 22 января 2005 г. http://www.rg.ru/2005/01/22/lobbirovanie.html 

 

  1. Природа и структура коррупции в России//Институт общественного проектирования http://www.inop.ru/page529/page519/ 

Информация о работе Проблема коррупции в системе власти в современной России