будет добиваться политико-дипломатического
урегулирования региональных
конфликтов на основе коллективных действий
международного сообщества, исходя из
того, что современные конфликты не имеют
силовых решений, их решение следует искать
через вовлечение всех сторон в диалог
и переговоры, а не через изоляцию какой-то
из них;
целенаправленно противодействует
незаконному обороту наркотиков и организованной
преступности, сотрудничая с другими государствами
в многостороннем формате, прежде всего
в рамках специализированных международных
органов, и на двусторонней основе;
поддерживает создание под эгидой
ООН и других международных и региональных
организаций эффективных структур взаимодействия
по реагированию на стихийные бедствия
и крупные техногенные катастрофы, другие
чрезвычайные ситуации, включая наращивание
возможностей по преодолению их последствий
и укрепление систем раннего предупреждения
и прогнозирования;
участвует в международном
сотрудничестве по регулированию
процессов миграции, обеспечению
прав трудящихся-мигрантов;
как многонациональное и
многоконфессиональное государство,
способствует диалогу и партнерству между
культурами, религиями и цивилизациями,
последовательно проводит эту линию в
рамках ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы
и других международных и региональных
организаций, в контексте сотрудничества
с Организацией Исламская конференция;
поддерживает соответствующие инициативы
гражданского общества, активно взаимодействует
с Русской православной церковью и другими
основными конфессиями страны.
3.2.4 Международное экономическое
и экологическое сотрудничество
Своими устойчиво высокими темпами
экономического роста, во многом основанного
на расширяющемся внутреннем спросе, природными
и накопленными финансовыми ресурсами
Россия вносит значительный вклад в обеспечение
стабильности глобальной экономики и
финансов. Соответственно, Россия намерена
активно содействовать, в том числе посредством
своего присоединения к Всемирной торговой
организации и Организации экономического
сотрудничества и развития, формированию
справедливой и демократической глобальной
торгово-экономической и валютно-финансовой
архитектуры в целях полноправного и эффективного
участия в ней.
Главным приоритетом политики
Российской Федерации в сфере
международных экономических отношений
является содействие развитию
национальной экономики в условиях
глобализации посредством обеспечения
равноправных позиций страны и российского
бизнеса в системе мирохозяйственных
связей. Для достижения этой цели Российская
Федерация:
добивается максимальных выгод
и сведения к минимуму рисков
при дальнейшей интеграции
России в мировую экономику с учетом необходимости
обеспечения экономической, энергетической
и продовольственной безопасности страны;
создает благоприятные политические
условия для диверсификации российского
присутствия на мировых рынках
за счет расширения номенклатуры
экспорта и географии внешнеэкономических
и инвестиционных связей России;
принимает меры торговой
политики для защиты интересов
Российской Федерации в соответствии
с международными правилами и
противодействует торгово-политическим
мерам иностранных государств,
ущемляющим права Российской Федерации
и российских предприятий;
оказывает государственное
содействие российским предприятиям
и компаниям в освоении новых
и развитии традиционных рынков,
противодействует дискриминации
отечественных инвесторов и экспортеров,
особенно на рынках наукоемкой продукции
и товаров с высокой степенью обработки;
содействует привлечению иностранных
инвестиций в наукоемкие и
другие приоритетные сферы российской
экономики;
продолжает наращивание потенциала
и модернизацию топливно-энергетического
комплекса, подтверждая репутацию ответственного
партнера на рынках энергоресурсов, обеспечивая
устойчивое развитие своей экономики
и способствуя сбалансированности мировых
энергорынков;
укрепляет стратегическое партнерство
с ведущими производителями энергетических
ресурсов, активно развивает диалог со
странами-потребителями и странами транзита,
основываясь на принципах обеспечения
энергобезопасности, зафиксированных
в итоговых документах Санкт-Петербургского
саммита "восьмерки" 2006 года, и исходя
из того, что меры, гарантирующие надежность
поставок энергоресурсов, должны последовательно
подкрепляться встречными мероприятиями
по обеспечению стабильности спроса и
надежности транзита;
активно использует возможности
региональных экономических и финансовых
организаций для отстаивания интересов
Российской Федерации в соответствующих
регионах, уделяя особое внимание деятельности
организаций и структур, способствующих
укреплению интеграционных процессов
на пространстве СНГ;
в соответствии с нормами международного
права использует все имеющиеся в ее распоряжении
экономические рычаги и ресурсы, а также
конкурентные преимущества для защиты
своих национальных интересов.
Российская Федерация выступает
за расширение международного
сотрудничества в целях обеспечения экологической
безопасности и противодействия изменению
климата на планете, в том числе с привлечением
новейших энерго- и ресурсосберегающих
технологий, в интересах всего мирового
сообщества. Среди приоритетов в данной
сфере - дальнейшие разработки научно
обоснованных подходов к сохранению благоприятной
природной среды и наращивание взаимодействия
со всеми государствами мира по вопросам
охраны окружающей природной среды для
обеспечения устойчивого развития нынешнего
и будущих поколений. Российская Федерация:
рассматривает устойчивое социально-экономическое
развитие всех стран как необходимый
элемент современной системы
коллективной безопасности и
исходит из того, что содействие
международному развитию должно
быть нацелено на поиск эффективных
путей поддержки усилий по ликвидации
дисбалансов в развитии различных регионов.
В этих целях Россия, используя свой донорский
потенциал, проводит активную и целенаправленную
политику в сфере содействия международному
развитию как на многостороннем, так и
на двустороннем уровне;
поддерживает международное
сотрудничество в области охраны
здоровья при ведущей роли
Всемирной организации здравоохранения
в качестве одного из приоритетов
глобальной повестки дня, неотъемлемого
компонента обеспечения устойчивого
развития.
В условиях возрастающего
как с экономической точки
зрения, так и в плане укрепления
безопасности значения морских
пространств актуальной задачей
становится их эффективное использование.
В этих целях Российская Федерация
будет добиваться обеспечения отвечающих
национальным интересам режимов безопасного
судоходства, ответственного рыболовства
и научно-исследовательской деятельности
в Мировом океане в сочетании с мерами
по защите морской среды, борьбе с терроризмом
и распространением оружия массового
уничтожения. Россия намерена установить
в соответствии с международным правом
внешние границы своего континентального
шельфа, расширяя тем самым возможности
для разведки и разработки его минеральных
ресурсов.
3.2.5 Международное гуманитарное
сотрудничество и права человека
Россия, приверженная универсальным
демократическим ценностям, включая
обеспечение прав и свобод
человека, видит свои задачи в
том, чтобы:
добиваться уважения прав
и свобод человека во всем
мире путем конструктивного
международного диалога на основе Всеобщей
декларации прав человека, использования
других возможностей, в том числе на региональном
уровне, в сфере прав человека, а также
недопущения двойных стандартов, уважения
национальных и исторических особенностей
каждого государства в процессе демократических
преобразований без навязывания кому-либо
заимствованных систем ценностей;
защищать права и законные
интересы российских граждан
и соотечественников, проживающих
за рубежом, на основе международного
права и действующих двусторонних
соглашений, рассматривая многомиллионную
русскую диаспору - Русский мир - в качестве
партнера, в том числе в деле расширения
и укрепления пространства русского языка
и культуры;
способствовать консолидации
организаций соотечественников
в целях более эффективного обеспечения
ими своих прав в странах проживания, сохранению
этнокультурной самобытности русской
диаспоры и ее связей с исторической Родиной,
последовательно создавать условия для
содействия добровольному переселению
в Российскую Федерацию тех соотечественников,
кто сделает такой выбор;
способствовать изучению и
распространению русского языка
как неотъемлемой части мировой
культуры и инструмента межнационального
общения;
твердо противодействовать
проявлениям неофашизма, любых
форм расовой дискриминации, агрессивного
национализма, антисемитизма и ксенофобии,
попыткам переписать историю и использовать
ее в целях нагнетания конфронтации и
реваншизма в мировой политике, подвергнуть
ревизии итоги Второй мировой войны;
развивать, в том числе используя
ресурсы, потенциал и инициативы институтов
гражданского общества в сфере общественной
дипломатии, международное культурное
и гуманитарное сотрудничество как средство
налаживания межцивилизационного диалога,
достижения согласия и обеспечения взаимопонимания
между народами, уделяя особое внимание
межрелигиозному диалогу;
наращивать взаимодействие
с международными и неправительственными
правозащитными организациями в
целях укрепления универсальных,
без двойных стандартов норм
защиты прав человека, их сопряжения с
ответственностью личности за свои действия,
прежде всего в плане недопущения оскорбления
чувств верующих и укоренения толерантности,
укрепления в диалоге по правам человека
нравственных начал;
расширять на основе изложенного
участие в международных конвенциях и
соглашениях в области прав человека,
приводя в соответствие с ними законодательство
Российской Федерации.
3.2.6 Информационное сопровождение
внешнеполитической деятельности
Важным направлением внешнеполитической
деятельности Российской Федерации является
доведение до широких кругов мировой общественности
полной и точной информации о ее позициях
по основным международным проблемам,
о внешнеполитических инициативах и действиях
Российской Федерации, о процессах и планах
ее внутреннего социально-экономического
развития, о достижениях российской культуры
и науки.
В рамках публичной дипломатии
Россия будет добиваться своего
объективного восприятия в мире,
развивать собственные эффективные
средства информационного влияния
на общественное мнение за рубежом, обеспечивать
усиление позиций российских средств
массовой информации в мировом информационном
пространстве, предоставляя им необходимую
государственную поддержку, активно участвовать
в международном сотрудничестве в информационной
сфере, принимать необходимые меры по
отражению информационных угроз ее суверенитету
и безопасности.
3.3 Региональные приоритеты
Приоритетным направлением
внешней политики России является
развитие двустороннего и многостороннего
сотрудничества с государствами -
участниками СНГ.
Россия выстраивает дружественные
отношения с каждым из государств
- участников СНГ на основе
равноправия, взаимной выгоды, уважения
и учета интересов друг друга.
С государствами, которые проявляют
готовность к этому, развиваются отношения
стратегического партнерства и союзничества.
Россия подходит к торгово-экономическим
связям с государствами - участниками
СНГ с учетом достигнутого
уровня сотрудничества, последовательно
придерживаясь рыночных принципов
в качестве важного условия развития
подлинно равноправных взаимоотношений
и укрепления объективных предпосылок
для продвижения современных форм интеграции.
Россия активно способствует
развитию взаимодействия государств
- участников СНГ в гуманитарной
сфере на базе сохранения и приумножения
общего культурно-цивилизационного наследия,
которое в условиях глобализации является
важным ресурсом СНГ в целом и каждого
государства-участника в отдельности.
Особое внимание уделяется поддержке
соотечественников, проживающих в государствах
- участниках СНГ, согласованию на основе
взаимности договоренностей о защите
их образовательных, языковых, социальных,
трудовых, гуманитарных и иных прав и свобод.
Россия будет наращивать
сотрудничество с государствами
- участниками СНГ в сфере обеспечения
взаимной безопасности, включая совместное
противодействие общим вызовам и угрозам,
прежде всего международному терроризму,
экстремизму, наркотрафику, транснациональной
преступности, незаконной миграции. Первостепенными
задачами являются нейтрализация террористической
угрозы и наркоугрозы, исходящих с территории
Афганистана, недопущение дестабилизации
обстановки в Центральной Азии и Закавказье.
В этих целях Россия будет:
работать над дальнейшей
реализацией потенциала СНГ как
региональной организации, форума
для многостороннего политического диалога
и механизма многопланового сотрудничества
с приоритетами в сферах экономики, гуманитарного
взаимодействия, борьбы с традиционными
и новыми вызовами и угрозами;
продолжать согласованную
линию на создание условий для эффективного
строительства Союзного государства через
поэтапный перевод отношений между Россией
и Белоруссией на рыночные принципы в
процессе формирования единого экономического
пространства;
активно работать в рамках
Евразийского экономического сообщества
(ЕврАзЭС) с Белоруссией и Казахстаном
над созданием Таможенного союза и единого
экономического пространства, содействовать
подключению к этой работе других государств
- членов ЕврАзЭС;