Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:35, контрольная работа

Описание

Содержит 4 вопроса: Понятие и сущность политической деятельности, поведения, участия, Политическое участие: типы, формы, мотивы, Протестные формы поведения, Политический абсентизм

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 33.81 Кб (Скачать документ)

1 Понятие и сущность  политической деятельности, поведения,  участия

 

Во все времена политика оказывала и сегодня оказывает  огромное воздействие на жизнь людей, государств и народов, так как  она коренится в самой природе  человека как существа социального, способного полноценно жить и развиваться  лишь в обществе, лишь во взаимодействии с другими людьми.

Политические знания нужны  каждому человеку, независимо от его  профессии. От того, какова политическая культура граждан, каковы взаимоотношения  личности, общества и государства, зависит  качество принимаемых политических решений, учет интересов различных  групп населения, их участие в  политической жизни. Политические знания – это часть общей культуры человечества.

Сегодня во всех развитых демократических  странах существуют специальные  институты политического образования, развивается профессиональная политическая наука. Демократическое политическое образование базируется на таких  ценностях, как естественные права  человека, уважение к законам, политическому  порядку, свобода выбора идей и убеждений, терпимость к иному мнению. Овладение  гражданами основами политической науки  и демократической культуры –  одна из важнейших гарантий успеха политических и экономических реформ в нашем обществе, гуманизации  политики, так как известно, что  любые социальные перемены начинаются с сознания людей.

Политическая деятельность - понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое. В структуре политическая деятельности выделяют субъект (действующее лицо или социальная группа), объект (предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение) и само действие. Кроме того, говорят о цели, средстве и результате политической деятельности.

Всякая деятельность имеет  в виду некую мотивацию, приводящую к принятию решения о действии в соответствии с определенной целью  и определенным же образом. В политической деятельности выделяется два ее основных направления: выработка политики и  ее проведение в жизнь, т.е. осуществление. Для этого необходимо обладание  знанием политической реальности и  наличие ценностных ориентаций, в  соответствии с чем политическая деятельность образует три основных вида: познавательную, ценностную и практическую.

Этапы осуществления политической деятельности: оценка состояния объекта, прогноз, адаптация предлагаемых мер  к конкретным условиям существования  объекта, корректировка ее в ходе и после принятых мер. В процессе выработки и проведения политического  решения в жизнь на разных этапах этого процесса в нем могут  принимать участие: все население (референдум, выборы), госаппарат, законодательный  орган, правящие и оппозиционные  партии и т. п.

Использование в политологии  термина «политическое поведение» обусловлено необходимостью разграничения  действий субъектов политики, основанных на рациональных началах, и элементов  активности, продиктованных неосознанными  или частично осознанными мотивами. Политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или  социальные общности всегда каким-то образом  ведут себя. Однако не всегда они  при этом действуют. Если это поведение  имеет осознанный и целенаправленных характер, то оно несомненно представляет политическое действие. Когда поведенческие  акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения.

Соответственно этому  в политическом поведении принято  выделять:

- формы рациональных политических  действий;

- формы бессознательного  политического поведения.

Разграничительным критерием  при этом оказывается принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными  психическими свойствами субъекта и  особенностями конкретной социально-политической ситуации.

В политической литературе  называются следующие основания для систематизации политического поведения:

1.По субъектам поведения  – индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т.д.;

2.По склонностям и психическим  состояниям – поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное  и по настроению;

3.По ситуационному контексту  поведения – ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные;

4.По организационным формам  и нормам поведения – организационные,  институциональные, неформальные;

5.По характеру отклоняющегося  поведения – произвольное, случайное,  неожиданное, неизбежное, стихийное;

6.По продолжительности  поведения – единичный акт,  явление или развивающийся процесс;

7.По остроте проявления  поведения – борьба, протест,  гнев, ненависть, бунт;

8.По степени целесообразности  и успешности – функциональное, дисфункциональное, малоэффективное,  конструктивное, дезинтегрирующее  и т.п.

Термин «политическое  участие» в политологии используется для обозначения преимущественно  рациональных, осознанных форм политического  поведения. Под политическим участием понимается участие граждан в  формировании органов власти, в признании  легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением. Основанием для подобного понимания  политического участия является как наличие отношений власти и подчинения, так и тот факт, что посредством этого участия  управляемые массы в рамках данных отношений могут заставить власти считаться со своими интересами.

К политическому участию  можно отнести действия по делегированию  полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержание кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение  митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и  групп интересов.

 

 

2 Политическое участие:  типы, формы, мотивы

 

Политическое участие – действия, предпринимаемые членами социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе с целью оказать влияние на процесс формулировки или принятия политических решений, осуществление государственной политики или выбор политических деятелей на любом уровне власти – местном, региональном, общенациональном. Вплоть до середины ХХ в. политическое участие трактовалось преимущественно как участие в выборах и государственном управлении. Впоследствии это понятие стало применяться к действиям любого человека, будь то политический деятель, государственное должностное лицо или обычный гражданин, активно участвующий тем или иным способом в осуществлении политики в рамках политической системы любого типа.

По степени интенсивности различают  постоянное и эпизодическое, систематическое  и периодическое политическое участие. Л. Милбрайт выделяет три основные формы политического участия: “активные” (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов на выборные должности в представительных органах власти, организация предвыборных кампаний и т.д.), “промежуточные” (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и политическими лидерами и т.д.), “наблюдательную” (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки вовлечь других граждан в процесс голосования или политические дискуссии и т.д.), а также “апатичное” отношение граждан к политике.

В некоторых исследованиях политическое участие сводится только к различным  видам добровольных политических действий граждан; тем самым из рассмотрения исключаются такие действия, как  служба в армии, уплата налогов, голосование  на безальтернативных выборах с  одним кандидатом в списках и т.п. Критикуя данную точку зрения, С. Хантингтон предлагает в зависимости от мотивации действий различать два вида политического участия: автономное (выражает сознательно обусловленные формы политического поведения индивидов, получило распространение прежде всего в западных либеральных демократиях) и мобилизованное (вынужденное участие в политических действиях под давлением государства, воздействием страха, подкупа, долга и иных неполитических стимулов, характерно для традиционных обществ, авторитарных и тоталитарных политических режимов).

По отношению к действующим  в государстве законам обычно выделяются конвенциональные (легальные, законные) и неконвенциональные формы  политического участия. Л. Милбрайт называет четыре основных вида конвенционального (голосование; участие в работе партий и других политических организаций  и проводимых ими кампаниях; участие  в политической жизни общины –  собрания, денежные пожертвования и т.п.; контакты с официальными лицами на разных уровнях) и приводит примеры неконвенционального политического участия (участие в публичных уличных демонстрациях, митингах и других формах протеста с нарушением закона; протест против “безнравственных” действий властей в виде голодовок, сожжений и т.п.; отказ повиноваться несправедливым законам).

В оценке желательных масштабов  политического участия существуют два основных подхода. Сторонники партисипаторной  демократии (Б. Барбер, К. Пэтмен и др.), отчасти развивая идеи Ж.-Ж. Руссо и Дж. Милля, выступают за расширение возможностей участия рядовых граждан в непосредственном принятии политических решений. В современных крупномасштабных государствах это привело бы к децентрализации принятия многих решений, его переносу с общенационального на региональный или местный уровень, а также к более широкому использованию референдума.

Напротив, приверженцы концепции  демократического элитизма, сближаясь  с точкой зрения Э. Берка и Й. Шумпетера, видят в чрезмерном расширении политического участия угрозу сложившимся демократическим институтам и высказываются за его ограничение, чтобы оставить принятие политических решений за теми, кто лучше информирован и более эффективно поддерживает демократические ценности.

В последние десятилетия политическое участие рассматривается западными  исследователями (С. Верба, М. Каазе, Дж. Ким, Л. Милбрайт, Н. Най, К. Пэтмен, Г. Перри и др.) как один из критериев качественных особенностей исторически существовавших и современных политических систем, который характеризует результат взаимодействия не только политических институтов, социально-экономических интересов и сил, но и национально-культурных традиций, политической культуры.

В политологии выделяют следующие  теории политического участия:

1.Теория рационального  выбора. Основное положение данной  теории сводится к утверждению,  согласно которому главным субъектом  политического участия является  свободный индивид, стремящийся  к максимальной реализации своих  интересов и эффективно действующий  во имя достижения собственных  целей. При этом под интересом  индивида понимается стремление  обеспечить личное благополучие. Отсюда следует, что участие  индивида в политике возможно  при том условии, что возможные  доходы от участия будут превышать  издержки. Этот принцип получил  название «максимизация выгоды».

2.Мотивационные теории  политического участия. К наиболее  общим мотивам относят идеологический, нормативный и ролевой. Преобладание  идеологического мотива означает, что личность участвует в политической  жизни, разделяя и поддерживая  официальную идеологию общества. Такой мотив обеспечивает идентификацию  личных политических ценностей  с политическими ценностями государства.  Последние фактически входят  в структуру личности. Однако  расхождение личных и политических  установок может вызвать резко  негативную и даже враждебную  реакцию против государства и  политической системы. 

Нормативный мотив обуславливает  политическое поведение человека по правилам, диктуемым политической системой, без их соотнесения с личностными  ценностями и установками. Поведение  индивида основывается на признании  силы власти, выработанном в процессе политической социализации. Подчинение политической системе рассматривается  как исключительно правильная и  ценная ориентация. Ролевые мотивы предопределяются той социальной ролью  индивида в существующей политической системе.

Поведение человека с доминирующим ролевым мотивом напрямую связано  с его социальным положением и  собственной самооценкой. Чем ниже социальное положение, тем более  вероятным становится радикальный  настрой личности против существующей власти.

3. Теории социальных факторов политического участия.

В рамках этих теорий исследуются  взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как институализация, уровень социально-экономического равенства и возможности социальной мобильности, стабильности и др. Так, С.Липсет и Д.Лернер предложили две  модели взаимосвязи политического  участия с другими факторами: либеральную и популистскую. Согласно либеральной модели, динамичное социально-экономическое  развитие обуславливает сглаживание  социального неравенства, а, следовательно, обеспечивает укрепление политической стабильности. Оба  фактора оказывают влияние на демократический характер политического участия (направленность на укрепление, развитие демократической системы; институализация политической деятельности и т.п.)

При построении популистской модели исходят преимущественно  из форм прямого участия, направленных на перераспределение  имущественных благ и собственности. Усиление подобного участия препятствует экономической модернизации, ухудшает социальные условия экономического развития, ведет к подрыву политической стабильности. Нерешенные  проблемы накапливаются, увеличивая количество требований (и требующих), предъявляемых к политической системе, а значит возрастает и политическое участие. В результате политическое участие не ведет к укреплению политической системы, удовлетворяющей интересы различных социальных групп, а лишь дестабилизируют общество и политическую систему, препятствуя социальной и экономической модернизации. Популистская модель тесно связана с такими явлениями, как кризис участия в модернизирующихся обществах.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"