Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:21, контрольная работа

Описание

В условиях трансформации общественных отношений и формирования рыночной экономики принципиально важное значение приобретает разработка проблем политической элиты, представляющих большой научно-познавательный интерес и серьезную практическую значимость.

Содержание

1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики.

2. Классики элитистской теории:

а) В. Парето и теория элит;

б) Г. Моска и концепция управляющего класса;

в) Р. Михельс и “железный закон олигархии”.

3. Научные школы современной элитологии:

а) концепции макиавеллистской школы;

б) ценностные элитарные теории;

в) теории демократического элитизма;

г) концепции плюрализма элит;

д) леволиберальные концепции элит.

4. Структура политических элит.

5. Современные системы рекрутирования политических элит.

6. Основные типологии современных политических элит.

7.Современная политическая элита России: особенности формирования и динамика развития.

8. Региональные элиты в Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

кр политология.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(Тульский филиал РГТЭУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная РАбота

по дисциплине

«Политология»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка 2 курса

заочной формы обучения (на базе СПО)

специальности «Менеджмент  Организации»

Мельник Вероника

Проверил:

Саван А.М.


 

 

 

 

 

 

 

2011

 

 

Содержание

1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики.

2. Классики элитистской  теории:

а) В. Парето и теория элит;

б) Г. Моска и концепция  управляющего класса;

в) Р. Михельс и “железный  закон олигархии”.

3. Научные школы современной  элитологии:

а) концепции макиавеллистской школы;

б) ценностные элитарные  теории;

в) теории демократического элитизма;

г) концепции плюрализма элит;

д) леволиберальные концепции  элит.

4. Структура политических  элит.

5. Современные системы  рекрутирования политических элит.

6. Основные типологии современных политических элит.

7.Современная политическая элита России: особенности формирования и динамика развития.

8. Региональные элиты  в Российской Федерации.

 

Введение

В условиях трансформации  общественных отношений и формирования рыночной экономики принципиально важное значение приобретает разработка проблем политической элиты, представляющих большой научно-познавательный интерес и серьезную практическую значимость.

В отечественной социологии постепенно утверждается мнение, что  судьбы демократических преобразований и становления гражданского общества во многом определяются высоким качеством политических руководителей. Это предполагает раскрытие природы, сущности, закономерностей развития и отличительных черт политической элиты вообще и современной отечественной элиты в частности; ее структуры и функций применительно к российской действительности; особенностей формирования элитного слоя на этапе осуществления радикальных демократических реформ.

 

1. Элиты как общественное  явление и их отражение в теории политики.

   Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В повседневном языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений.  Во втором значении слово «элита» относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими.

   В политической  науке термин «элита» употребляется лишь в первом, этически нейтральном значении. Определяемое в самой общей форме, это понятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций. Теория элит стремится исключить нивелировку, усредненность в оценке влияния людей на власть, отражает неравномерность ее распределения в обществе, соревновательность и конкуренцию в области политической жизни, ее иерархичность и динамизм.

   Научное употребление  категории «политическая элита»  основывается на вполне определенных общих представлениях о месте „ роли политики и ее непосредственных носителей в обществе. Теория политической элиты исходит из равноправности и равноценности или даже приоритета политики по отношению к экономике и социальной структуре общества. Поэтому эта концепция несовместима с идеями экономического и социального детерминизма, представленного, в частности, марксизмом, трактующим политику всего лишь как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики и классовых интересов. Из-за этого, а также вследствие нежелания правящей номенклатурной элиты быть объектом научных исследований, понятие политической элиты в советском обществоведении рассматривалось как псевдонаучное и буржуазно-тенденциозное и в позитивном значении не употреблялось.

 

 

 

2. Классики элитистской  теории

А) В. Парето и теория элит

В. Парето (1848–1923) в труде  «Трактат всеобщей социологии» дал  понятия «элиты» и «контрэлиты». Он понимал под элитой «сообщество  людей, которые свойствами ума, характера, ловкости, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». Элита, по Парето, делится на правящую, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту. Контрэлита – это группа людей, обладающих характерными для элиты психологическими и квалификационными качествами, но в данном обществе не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего специального статуса и различных иных барьеров. В. Парето рассмотрел проблемы «круговорота элит» и показал, что при определенных обстоятельствах представители элиты и контрэлиты могут поменяться местами. Он также выделил идеальные, психологические типы элит (и их представителей) как «львов» или «лис» соответственно методам их политического поведения и деятельности.

Б) Г. Моска и концепция управляющего класса.

Г. Моска (1858–1941) в работе «Элементы научной политики»  характеризовал политическую элиту  как особый, более или менее  закрытый «господствующий политический класс». Он отмечал, что политическое руководство всегда эффективно в руках меньшинства, так как только элита способна выполнять в обществе значимые функции. Г. Моска выделил три идеальные модели развития политической элиты: а) увековечивание «политического класса»; б) слабое обновление «политического класса»; в) радикальное обновление «политического класса» в результате революции или политического переворота.

В) Р. Михельс и “железный закон олигархии”.

Р. Михельс исследовал социальные механизмы, Урождающие элитарность  общества. В основном солидаризируясь  с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс особо уделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее.

В обществе действует  «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в  том, что неотделимое от общественного  прогресса развитие крупных организаций  неизбежно ведет к олигархизации  управления обществом и формированию элиты поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и проявляют равнодушие к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая элитарная группа. Такие наиболее влиятельные группы, заинтересованные в сохранении своего привилегированного положения, устанавливают между собой различного рода контакты, сплачиваются, забывая об интересах масс.

Из действия «закона  олигархических тенденций» Михельс  делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Научные школы современной  элитологии:

а) концепции макиавеллистской школы

 Концепции элит  Моски, Парето и Михельса дали  толчок широким теоретическим, а впоследствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это. Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не утративших современной значимости, являются концепции макиавеллистской школы (Моска, Парето Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:

1. Особые качества  элиты, связанные с природными  дарованиями и воспитанием и  проявляющиеся в ее способности  к управлению или хотя бы  к борьбе за власть.

2. Групповая сплоченность  элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью  профессионального статуса, социального  положения и интересов, но и  элитарным самосознанием, восприятием  себя особым слоем, призванным  руководить обществом.

3. Признание элитарности  любого общества, его неизбежного  разделения на привилегированное  властвующее творческое меньшинство  и пассивное, нетворческое большинство.  Такое разделение закономерно  вытекает из естественной природы  человека и общества

4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.

5. В общем конструктивная, руководящая и господствующая  роль элиты в обществе. Она  выполняет необходимую для социальной  системы функцию управления, хотя  и не всегда эффективно.

Макиавеллистские теории элит подвергаются критике за преувеличение значения психологических факторов, антидемократизм и недооценку способностей и активности масс, недостаточный учет эволюции общества и современных реалий государств всеобщего благоденствия, циничное отношение к борьбе за власть. Такая критика во многом не лишена оснований.

 б) ценностные элитарные  теории

 Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита  - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.

 в) теории демократического  элитизма

  Теория элитной  демократии. Неоэлитизм (Р.Арон, Дж.Пламетац

Дж.Сартори,П.Бахрах) понимание  демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время избирательной  кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Американские историки политической науки обычно не делают различий между теориями элитного плюрализма и демократического элитизма , хотя эти отличия и существуют, и связаны они в конечном счете с расхождением идейных позиций их сторонников , тяготеющих к либеральному(теории элитного плюрализма) или консервативному (неоэлитизм) полюсам идейно - политического спектра.

 г) концепции плюрализма  элит

 Концепции плюрализма  элит (Р.Дай, С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, кот оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс.

 д) леволиберальные  концепции элит

 Леволиберальные концепции (Р.Михельс,Р.Миллс).общество управляется исключительно одной властвующей элитой.Правление народа технически неосуществимо: непосредственная демократия невозможна по крайнеймере в странах  с большим населением , а представительная неизбежно приводит к утрате народом части своего суверинетета , отчуждаемого в пользу избранных представителей  которые в силу определенных закономерностей превращаюся в элиту.

 

4. Структура политических  элит.

Политическая элита  имеет и свою структуру. Элита  по статусу включает президента и  вице-президента страны, членов президентского совета, лидеров представительных органов власти и депутатов, премьер-министра и его заместителей, министров, руководителей администрации и председателей представительных органов власти субъектов Федерации, глав дипломатических представительств за рубежом, высший слой военного чиновничества, лидеров политических партий и общественных движений, руководителей ведущих средств массовой информации. Это и есть правящая элита — элита в узком смысле слова.

Неотъемлемым элементом  кадрового корпуса высшего политического звена в демократическом обществе является контрэлита — группа наиболее влиятельных лиц из оппозиционных партий и движений, члены так называемых теневых кабинетов, оппоненты официальному правительственному курсу из финансово-промышленных и коммерческих структур, критически настроенные авторитетные представители творческой интеллигенции, ученые. Контрэлита обладает всеми характерными чертами собственно элиты за исключением главного: она не обладает реальной властью и не имеет прямого доступа к государственным управленческим функциям. Она борется за их приобретение и получение статуса субъекта политики в ранге правящей элиты.

Информация о работе Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики