Электоральная история российских политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:09, контрольная работа

Описание

Кажется удивительным, но в Конституции 1993г. о партиях не сказано ни слова – лишь в статье 13 «признаётся многопартийность». Полномочия партий там не прописаны. Видимо, авторы просто «подули на воду» после того, как СССР обжёгся на 6-й статье своей Конституции, где КПСС была названа «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». В 90-е годы партии воспринимались лишь как элемент демократического пейзажа.

Содержание

Введение
Правовые основы участия политических партий в выборах
Электоральная история российских политических партий
Учредительные выборы 1993г.
Парламентские выборы 1995г.
Парламентские выборы 1999г.
Парламентские выборы 2003г.
Парламентские выборы 2007г.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

     3.3. Парламентские выборы 1999г.

     К началу парламентских выборов 1999г. Центральной избирательной комиссией  РФ было зарегистрировано и допущено к участию в избирательной кампании 26 избирательных объединений и блоков. В их числе были как уже известные политические партии, заявившие о себе только накануне выборов. Особенностью этих выборов стал успех трёх электоральных объединений, возникших всего за несколько месяцев до выборов,- СПС, «Единство», «Отечество – вся Россия» (заместивший «Наш дом – Россия»). В сумме эти три блока получили около половины всех голосов избирателей (45%), оттеснив в сторону «старые» партии и движения – КПРФ, «Яблоко» и ЛДПР (в сумме 36%).

     Три  факта  можно  назвать  сенсацией  выборов:  1)  проправительственное

движение  «Единство» получило поддержку 23,32% избирателей  – результат, которого не удавалось  добиться ранее ни одной «партии  власти»; 2) Союз правых сил, считавшийся объединением реформаторов-неудачников, занял четвёртое место с результатом 8,52%; 3) ЛДПР, которой предрекали политическую гибель, сумела сохранить партийную фракцию в думе, набрав 5,98% голосов. КПРФ улучшила свой прежний результат и вновь заняла первое место – 24,29%. Партия «Отечество – вся Россия» улучшила результат своего предшественника НДР, набрав 13,33%. Объединение «Яблоко» показало тенденцию к уменьшению своего электората, и заняла почётное шестое место с результатом 5,93% голосов избирателей.

     Отличием  выборов 1999г. от выборов 1995г. можно считать  рост консолидации общества. В 1995г. 50,5% всех голосов пришлось на партии, преодолевшие 5%-ный барьер, тогда как «успешные» партии 1999г. получили уже 81,37%.  Избирательная  кампания 1999г. показала, что победа политических объединений на выборах зависит от целого ряда факторов: наличия и численности региональных структур, присутствия известных и авторитетных политических деятелей в партийных списках, степени внутренней сплочённости, представительства в Государственной думе, характера связи с другими органами власти и управления, наличия организованной политической базы поддержки в обществе. А так же наличия всех необходимых информационных, финансовых, организационных и административных ресурсов. 

     3.4. Парламентские выборы 2003г.

     Парламентские выборы 2003г. стали четвёртыми свободными выборами по партийным спискам и  венчали собой десятилетнюю историю  существования новой российской системы с 1993г. Перечень политических партий, прошедших государственную регистрацию, был довольно пёстрым, но во многом отражал существовавшую на тот момент политическую конъюнктуру и удовлетворял общественным запросам и ожиданиям.

     В  избирательной кампании  по выборам  депутатов Государственной думы

по партийным спискам приняли участие 23 политические партии и избирательных блока. По результатам голосования набрали более 5% и прошли в парламент только четыре избирательных объединения: партия «Единая Россия» (основу партии составили движение «Единство» и организация «Отечество – вся Россия»), набравшая 37,57% голосов избирателей, КПРФ, которую поддержали 12,61% избирателей, ЛДПР, сумевшая набрать 11,45% и блок «Родина», завоевавший 9,02%.

     Избирательная кампания проходила с явным доминированием на политическом поле партии «Единая Россия», которая задействовала все имеющиеся в её распоряжении ресурсы (административный, медийный, финансовый, организационный), проведя грамотную избирательную кампанию, чем и обусловила свой успех.

     Довольно  серьёзному прессингу со стороны власти, средств массовой информации и своих политических конкурентов была подвергнута КПРФ, разделив свой электорат с новообразованным блоком «Родина». Яркую и традиционно эпатажную кампанию провела ЛДПР, используя по максимуму публичный потенциал своего лидера.

     В целом итоги выборов в Государственную  думу РФ продемонстрировали поддержку  населением Президента России В.В.Путина. Помимо личной поддержки Президента, успеху партии способствовали большие  властные ресурсы и наличие региональных отделений во всех субъектах Российской Федерации, а так же мобилизация сторонников партии.

     КПРФ  утратила в ходе кампании 2003г. позиции  лидера. Отсутствие ярких лидеров, слабость программных позиций, низкая степень  присутствия на информационном поле резко снизили численность электората КПРФ.

     Значительных  электоральных результатов добились в своём секторе ЛДПР и блок «Родина», выступавшие под национал-патриотическими  лозунгами и успешно задействовавшие  публичный потенциал своих лидеров, информационные ресурсы СМИ и  поддержку Кремля.

     Дефолт  потерпели  либеральные  партии –  СПС и «Яблоко»,  не  сумевшие

создать единый избирательный блок. Главная  их проблема – сокращение уровня поддержки  среди активных избирателей. Правые партии в последние годы не предложили обществу ничего нового, а провалы и неудачи реформ отождествляются в массовом политическом сознании с непопулярными политиками А.Чубайсом, Е.Гайдаром. 

     3.5. Парламентские выборы 2007г.

     Выборы  в Государственную думу РФ пятого созыва состоялись 2 декабря 2007г. Это  были первые выборы, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5% до 7%.  Кроме того, законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки.

     Из 15 официально зарегистрированных политических партий, 11 партий были включены в бюллетени  для голосования. По итогам парламентских  выборов – 2007г. в Государственную думу прошли четыре партии – «Единая Россия» с большим перевесом набрала 64,3% голосов избирателей, КПРФ набрала 11,57%, ЛДПР поддержали 8,14% избирателей, партия «Справедливая Россия» завоевала 7,74% голосов.

     Таким образом, сильных изменений в распределении мест в Думе не произошло. «Единая Россия» сохранила квалифицированное большинство, достаточное для единоличного принятия любых решений без учёта мнения других депутатов. Активная агитация В.В. Путина за ЕР, которая  продемонстрировала рост фактора влияния власти на электоральное поведение граждан, и беспрецедентная по задействованным ресурсам кампания дала отличный результат. Результаты выборов окончательно закрепили новую партийную систему, которую Кремль создавал все последние пять лет.

     Выборы  показали, что рейтинг КПРФ и ЛДПР неуклонно снижается, партии теряют голоса избирателей. В отношении  КПРФ наблюдается тенденция к  уменьшению численности его электората, она связана, в первую очередь, с  уменьшением числа людей, живших в Советском Союзе и высказывающих сожаление по поводу его распада. Что касается ЛДПР, то эта партия существует ровно столько, сколько существует её единственный вождь и позволяет существовать Кремль.

     Прорыв  левоцентристской партии «Справедливая  Россия» - главная сенсация выборов 2007г. По мнениям экспертов, партия собрала голоса лояльных, но раздражённых предвыборным засильем «Единой России» граждан.

     Что же касается остальных партий, то они  и близко не подошли не только к  новому 7%-ному, но и к старому –  5%-ному барьеру. Более того, все они набрали менее 3%, а значит, не получат бюджетной поддержки, которая составляет для некоторых партий существенную статью доходов. «Проигравшим» партиям также не вернут избирательный залог в 60 млн. рублей, внесённый ими для регистрации списка кандидатов, они будут вынуждены оплатить телевизионный эфир, предоставленный для предвыборной агитации. Многие партии не оправятся от такого финансового удара.

     Праволиберальные  партии СПС и «Яблоко» потерпели  полный и окончательный разгром. Своего избирателя они потеряли уже давно, приобретя имидж «вечных неудачников» и не имея сильных лидеров. Пять выборов в Государственную Думу так и не сформировали сильных демократических партий, способных влиять на ситуацию в России.

     Наблюдателями от европейских структур - ОБСЕ и ПАСЕ, а также оппозиционными российскими партиями выборы оценены как несвободные, несправедливые и прошедшие с многочисленными нарушениями. Они заявили, что средства массовой информации были необъективны и отдавали предпочтение правящей партии, были созданы неравные условия для небольших партий, а также притеснялись оппозиционные партии. Но наблюдатели от стран СНГ и Шанхайская организация сотрудничества, а также Центризбирком РФ посчитали выборы свободными и честными, без фальсификаций. 

     4. Заключение.

     Формирование  политических партий и партийной  системы России, начавшееся в 1993г., прошло ряд этапов, каждый из которых по-своему отражал конкретный исторический контекст и проблемы становления партий и  партийной системы как институтов демократии. Как показывает анализ электоральной истории российских политических партий, за минувшие 15 лет политическим классом были созданы сотни партийно-политических проектов, претендовавших на роль выражения интересов общества и его отдельных социальных и политических групп. Парламентские выборы стали для партий своеобразным индикатором и проверкой на политическую прочность, моментом истины и своеобразным тестом на выживаемость и успешность. Но только единицам удалось пройти сквозь избирательный фильтр и прочно укорениться в партийной системе.

     Через избирательные кампании 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007гг. прошли десятки политических партий. Большинство из них, после  электоральных неудач, быстро уходили  с политической сцены. Нескольким организациям удавалось преодолеть необходимый процентный барьер и сформировать парламентские фракции, но закрепить успех на следующих выборах удавалось далеко не всем. Лишь две политические партии (ЛДПР и КПРФ) смогли пройти проверку всеми выборами и во всех созывах Государственной думы РФ сформировать свои фракции. На каждых новых выборах вновь создаваемые организации играли важную, иногда – и ключевую роль. Эта тенденция не может считаться нормальной, поскольку недолговечность политических партий дезориентирует общество и не даёт гражданам осуществлять свой осознанный выбор.

     К тому же российская традиция образования  политических партий, когда они вырастают  не из гражданского общества, а формируются  вокруг популярных лидеров, парламентских  фракций, влиятельных финансовых группировок, явилась тормозящим фактором развития партий. Такой подход породил специфику российских партий, как «рыхлых», находящихся в рамках Садового кольца и имеющих слабое представительство в регионах.

     Закон «О политических партиях» должен был  помочь в становлении партийной системы и избирательного законодательства, поскольку политические партии конституируются как главный субъект избирательного процесса в России. Но на деле оказалось, что политические партии стали в большей степени, чем ранее, подконтрольны государству. Довольно жёсткая процедура государственной регистрации, а также система государственного финансирования партий создаёт ситуацию, когда они становятся манипулируемыми составляющими государственного механизма. Государство в лице исполнительной власти обеспечивает себе инструменты навязывания политической воли гражданам и управления региональным и общероссийским политическим процессом посредством политических партий. Следствием этого станет ситуация предопределённости выборов. 

     В России складывается партийная система с доминирующей партией, под контроль которой попадают все этажи вертикали власти: правительство, обе палаты парламента, губернаторы и в недалёком будущем, мэры, и в ряды которой вступают из карьерных соображений. Означает ли это, что Россия опять превращается в страну, где без партбилета ни один человек не будет допущен до рычагов управления?

     Всем  известно выражение: « Государство  свободно свободой своих граждан». Первым номером в условном «перечне свобод» должна стоять свобода политического выбора. Каждый человек должен иметь право на своё политическое представительство с близкими по убеждению соратниками. Сила демократии определяется не столько правом большинства, сколько правами меньшинств. Поэтому для формирования устойчивой партийно-политической системы необходимо не разбухание одной партии, а создание условий для политической конкуренции и многопартийности государства.  

                                                 
 

     5. Список литературы 

  1. Федеральный Закон  от 11.07.2001г. №95-ФЗ «О политических партиях»
  2. Зотова З.М. «Идеологическая идентификация политических партий современной России», Право и политика, 2004г. № 3
  3. Зотова З.М. «Российские политические партии в Государственной думе Федерального собрания РФ», Власть, 2006г. № 3
  4. Миронов С.М. «Избранные статьи, выступления, интервью», Москва, 2007г.
  5. Автономов А.С. «Партии и партийные системы в России и мире: история и современность», Государственная власть и местное самоуправление 2007г. № 8
  6. Быков П., Громов А. «Вторая сила», Эксперт 2007г. № 46
  7. Чижов Д.В. «Российские политические партии», Москва, 2008г.
  8. Рыжков В.А. «Эпитафия Российского парламента», Новое время, 2008г. март

Информация о работе Электоральная история российских политических партий