Электоральная история российских политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:09, контрольная работа

Описание

Кажется удивительным, но в Конституции 1993г. о партиях не сказано ни слова – лишь в статье 13 «признаётся многопартийность». Полномочия партий там не прописаны. Видимо, авторы просто «подули на воду» после того, как СССР обжёгся на 6-й статье своей Конституции, где КПСС была названа «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». В 90-е годы партии воспринимались лишь как элемент демократического пейзажа.

Содержание

Введение
Правовые основы участия политических партий в выборах
Электоральная история российских политических партий
Учредительные выборы 1993г.
Парламентские выборы 1995г.
Парламентские выборы 1999г.
Парламентские выборы 2003г.
Парламентские выборы 2007г.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 
 
  1. Введение
  2. Правовые основы участия политических партий в выборах
  3. Электоральная история российских политических партий
    1. Учредительные выборы 1993г.
    2. Парламентские выборы 1995г.
    3. Парламентские выборы 1999г.
    4. Парламентские выборы 2003г.
    5. Парламентские выборы 2007г.
  4. Заключение
  5. Список литературы
  6. Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Введение

     Кажется удивительным, но в Конституции 1993г. о партиях не сказано ни слова  – лишь в статье 13 «признаётся  многопартийность». Полномочия партий там не прописаны. Видимо, авторы просто «подули на воду» после того, как СССР обжёгся на 6-й статье своей Конституции, где КПСС была названа «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». В 90-е годы партии воспринимались лишь как элемент демократического пейзажа. Они народились десятками (от Русской партии до Партии любителей пива) и в основном  заслужили у народа репутацию сборища болтунов, чудаков и карьеристов.

     Но  в 2000-е всё изменилось – партий стало меньше, зато сильнейшая из них  стремительно набрала политический вес и обрела небывалые полномочия. Я попытаюсь проследить, как это произошло, проанализировав парламентские выборы, начиная с 1993г. Ведь политика, в том числе и российская, – это процесс, обладающий собственной логикой развития, подчиняющийся определённым закономерностям. Поэтому можно установить взаимосвязь результатов избирательных кампаний последних лет и формирования партийной и избирательной системы России.

     Последние тенденции в партийно-политическом пространстве позволяют предположить, что в России выстраивается партийная система, ключевым элементом которой станет доминирующая «партия власти», а высокая легитимность президентской власти позволяет формировать необходимую Кремлю партийную конфигурацию. 
 
 
 
 
 
 

     2. Правовые основы участия политических партий в выборах.

     В современном обществе одним из наиболее эффективных инструментов выражения  и реализации политической воли народа в процессе осуществления государственной  власти являются политические партии. Допуск партий к государственной власти в условиях демократии и многопартийности осуществляется через свободные выборы посредством волеизъявления избирателей. В отличие от иных общественных объединений, которые выражают групповые интересы, политическая партия выступает как субъект политической системы и выражает волю и интересы граждан в такой политической форме, которая соответствует всеобщности государства как формы выражения и осуществления общей воли народа – источника государственной власти.

     А что такое политическая партия? Это понятие содержится в статье 3 Федерального Закона от 11.07.2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

     Согласно  нормам этого закона одной из основных целей создания политической партии является её участие в выборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Это положение является основополагающим. Только партиям суждено впредь участвовать в политической жизни общества, только они будут вправе представлять кандидатуры при формировании или избрании государственных органов, а так же организованно представлять интересы различных социальных групп в законодательных органах государственной власти. Партии отличаются от других общественно-политических организаций именно тем, что они участвуют в выборах, борются за власть. В России начала 90-х, в условиях несформировавшихся партий, в выборах участвовали избирательные объединения, но это была вынужденная мера. Сегодня, когда политические партии есть или активно формируются, именно они должны являться основным субъектом избирательного процесса.

     В связи с этим к партиям предъявляется  ряд требований, выполнение которых  должно подтверждать состоятельность  партии и серьёзность её намерений. Эти требования направлены на то, чтобы  предотвратить участие в выборах партийных образований, не представляющих реальной политической силы. Право участвовать в выборах политическая партия приобретает после предоставления в федеральный регистрирующий орган документов, подтверждающих государственную регистрацию её региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом общая численность партии к этому моменту должна быть не менее 50 тыс. человек, тогда как число членов партии в 45 субъектах России должно быть не менее 500 человек в каждом, в остальных региональных отделениях число членов партии должно быть не менее 250 человек в каждом1. Причём, для участия в выборах партия должна пройти регистрацию не менее чем за год до дня голосования на соответствующих выборах. Тем самым, избирательное законодательство ориентирует традиционные и новые партии на долгосрочную перспективу и устранение из партийной системы партий-однодневок.

     Ведение этих требований обусловлено тем, что, как показала практика, мелкие, маловлиятельные  организации и движения, принимавшие участие в выборах, оказались фактически фиктивными. На парламентских выборах 1995г. поддержку менее 1% избирателей получили 26 избирательных объединений и блоков (40% голосов оказались «распылёнными»), в 1999г. – 16, в 2003г. – 12, в 2007г. только 4 избирательных объединения получили менее 1% голосов.

1Ст.3 п.2 Фед.зак. «О политических партиях»; с 01.01.10г. численность партии не

менее 45тыс.ч.;  в субъекте не менее 450ч.; в регионе не менее 200ч.;  с 01.01.12г.

числен-ть не менее 40тыс.ч.; в субъекте не менее 400ч.;  в регионе не менее 150ч.

     3. Электоральная история  российских политических  партий.

     Одна  из главных функций политических партий – электоральная, что определяется самой сущностью их как организаций, предназначенных для осуществления государственной власти. В демократическом обществе эта цель может быть достигнута только легальным путём, т.е. участием партий в выборах. Наиболее существенным показателем политического веса и силы партии является то количество голосов избирателей, которое она привлекает на свою сторону во время избирательных кампаний. Через институт выборов происходит вовлечение граждан в политический процесс.

     На  выполнение электоральной функции  партий влияет такой институциональный  фактор как избирательная система. Она является своеобразным «фильтром» для политических партий в их стремлении занять позиции в органах государственной власти и показателем взаимодействия между партиями и структурами гражданского общества.

     Следует отметить, что электоральная функция  носит публичный характер, и поэтому её осуществление – не только право, но и обязанность политических партий. Поэтому закон предусматривает ликвидацию политической партии, если она на протяжении 5 лет подряд не участвует в выборах2. Участвующей в выборах партия считается, если в бюллетень для голосования были включены: её федеральный список кандидатов в депутаты Государственной думы Федерального Собрания РФ или кандидаты в депутаты Государственной думы в 11 одномандатных округах, кандидат от партии на должность Президента РФ, кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ не менее чем в 9 субъектах РФ, кандидаты в депутаты законодательных органов в 18 субъектах РФ. Статья 22 закона требует от политической партии помимо устава, также и программу политической партии, в которой отражаются основные цели, задачи, принципы деятельности и методы их реализации.  

Ст.37 п.2 и ст.41 п.3 п.п. «в» Федеральный  закон «О политических партиях»

 
 
 

     3.1. Учредительные выборы 1993г.

     Практически все исследователи политических партий в России отмечают, что современный этап формирования политических партий был связан с конституционной и избирательной реформами 1993г. Это значит, что основные партии, составляющие российскую партийную систему, сложились в течение думской избирательной кампании 1993г., когда состоялись «первые» или «учредительные выборы». В таких выборах обычно участвуют разнообразные объединения: общественные движения, избирательные блоки, партии, фронты и ассоциации. Они быстро появляются и быстро исчезают или трансформируются.

     Учредительные выборы в I Государственную думу 1993г. проходили одновременно с референдумом по принятию новой Конституции России, закреплявшей подчинённую роль парламента и практически неограниченную власть Президента РФ. Главным нормативным актом, установившим новую избирательную систему, стало Положение о выборах депутатов Государственной думы, утверждённое Указом Президента РФ № 1400 от 21.09.1993г. «О поэтапной конституционной реформе».

     Согласно  Положения, Государственная дума должна была состоять из 450 депутатов, половина из них избиралась по одномандатным округам большинством голосов в один тур, а половина будет избрана по спискам избирательных объединений по пропорциональной системе. О своём желании участвовать в выборах заявили 35 претендентов, а представила свои списки на регистрацию в Центризбирком РФ 21 организация. В результате только 13 были допущены к участию в выборах, в том числе 5 политических партий, 4 политических движения и 4 избирательных блока. К распределению мандатов допускались списки, набравшие не менее 5% голосов избирателей.

     Важной  особенностью этих выборов было их совмещение с референдумом. В результате на смену биполярному противостоянию «Президент – Верховный Совет» пришла более сложная структура. Она  включала в себя помимо правых проправительственных партий «Выбор России» и ПРЕС и левой оппозиции (КПРФ, АПР), также и правую оппозицию в лице «Яблока», ДПР и ЛДПР.

     Из 13 партий, участвовавших в выборах, 5%-ный барьер преодолели 8 партий. ЛДПР добилась наибольшей поддержки – 22,9% голосов избирателей, главный проправительственный блок «Выбор России» потерпел относительную неудачу, набрав 15,5%, КПРФ была на третьем месте с 12,4% голосов, движение «Женщины России» и Аграрная партия России набрали по 8,72% и 8% соответственно, «Яблоко» получило 7,86%, Партия российского единства и согласия – 6,76%, Демократическая партия России набрала 5,64% голосов.

     Состоявшиеся  в 1993г. выборы проводились по правилам, устраивавшим президента и их нельзя назвать полностью свободными, потому что:

- ряд  политиков и партий, выступавших  на стороне парламента в конфликте  с Президентом, не были допущены  к участию в выборах;

- попытки  некоторых партий вести агитацию  против проекта Конституции пресекались  угрозами со стороны властей  исключить их из участия в выборах;

- итоги  выборов и референдума по Конституции  так и не были опубликованы  в полном объёме, что дало основания  сомневаться в их итогах. 

     3.2. Парламентские выборы 1995г.

     К моменту парламентских выборов 1995г. число зарегистрированных на Федеральном уровне партий превысило 80. Такое большое количество партий и объединений свидетельствует о борьбе за власть в государстве олигархических и экономических элит. Они стремились использовать выгоды, которые даёт статус партий в политической системе.

     Отсев на выборах произошёл существенный: собирались участвовать 70 объединений  и блоков, около 50 представили подписные  листы в Центральную избирательную  комиссию, зарегистрировали федеральные  списки кандидатов в депутаты 43 объединения, из которых только 8 принимали участие в предыдущих выборах. Симпатии избирателей сконцентрировались вокруг небольшой части претендентов: основная часть избирателей поддержала всего десяток партий и блоков, а фаворитами, преодолевшими 5%-ный барьер, оказались лишь 4 избирательных объединения. Наибольшее количество голосов получила КПРФ – 22,3%, ЛДПР поддержали 11,18% избирателей, движению «Наш дом – Россия» оказали доверие 10,13%, «Яблоко» смогло собрать 6,89% голосов избирателей.

     Произошедший  отбор зависел от известности той или иной партии. Партии, уже получившие представительство в парламентских стенах, имели серьёзное преимущество перед «новичками». Постоянство партийного состава парламента является показателем сформированности, устойчивости партийной системы. В этом отношении важно, что среди четырёх победителей избирательной кампании 1995г. три политические силы принадлежали к тем, кто уже заседал в предыдущей Государственной думе. Нужно признать, что выборы оказались жёстким механизмом партийной селекции, отсеяв мелкие, поверхностные партии.

     Состоявшиеся  в 1995г. парламентские выборы прошли в условиях, которые дают право  характеризовать их как свободные: 1) к участию  в выборах были допущены практически все партии; 2) партии имели доступ к проведению агитации и не были в ней ограничены; 3) результаты выборов были полностью опубликованы, признаны всеми политическими силами и не оспаривались никем. 

Информация о работе Электоральная история российских политических партий