Избирательне системы и их типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание

Выбор избирательной системы является одним из важнейших институциональных решений в любом демократическом государстве. Практически во всех случаях выбор конкретной избирательной системы решающим образом определяет политическую жизнь страны. Как правило, выбранная избирательная система долгое время не меняется и стимулирует консолидацию политических интересов вокруг достаточно сложной системы политических аттракторов, вся полнота которых не всегда поддается анализу на предварительном этапе.

Работа состоит из  1 файл

Избирательне системы и их типология_.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

После выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области 1998 г., где разные избиратели имели один, два, три или четыре голоса, областной закон был оспорен в Конституционном Суде Российской Федерации. Конституционный Суд 23 марта 2000 г. принял постановление, в котором признал практику наделения разных избирателей неодинаковым числом голосов неконституционной. В соответствии с этим решением и принятым впоследствии новым федеральным законом число голосов у избирателей должно быть одинаковым, далее если образуются округа с разным числом мандатов. После этого в некоторых субъектах Федерации при выборах по многомандатным округам начали применяться система ограниченного вотума и ее предельный случай – система единственного непередаваемого голоса.

В Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Корякском, Ненецком автономных округах, Еврейской автономной области и Республике Северная Осетия - Алания часть депутатов избиралась по единому многомандатному округу, включающему всю территорию субъекта Федерации.

Пропорциональная система с закрытыми списками использовалась с 1993 г. на выборах половины состава Государственной Думы. До 2003 г. эта система применялась также в 9 регионах на выборах части состава представительного органа государственной власти субъекта Федерации, а в Красноярском крае - на выборах представительных органов местного самоуправления в ряде муниципальных образований.

Начиная с декабря 2003 г. пропорциональная система используется повсеместно на выборах представительного  органа государственной власти субъекта Федерации и по ней избирается не менее 50% депутатов регионального законодательного органа или одной из его палат. При этом большинство субъектов Федерации также предпочло систему закрытых списков11.

В небольшом  числе регионов решено использовать систему открытых списков. Выборы по этой системе уже прошли в Республике Калмыкия, в Корякском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Избирательные системы, основанные на преференциальном голосовании, до сих пор в России не применялись.

Процесс совершенствования избирательных систем постоянен: общество стремится к нахождению модели избирательной системы, которая позволяла бы формировать эффективную власть, действующую в интересах общества, содержала бы в этом смысле больше достоинств и была бы лишена существенных недостатков. Общество накапливает на этом пути огромный опыт, который является основой возникновения все более и более прогрессивных и поистине демократических избирательных систем. Основные принципы совершенствования избирательного законодательства были сформулированы в Докладе ЦИК РФ «О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» (Постановление ЦИК РФ №111/1170-3 от 06.10.2000). Именно после этого доклада началась интенсивная работа по совершенствованию закона о гарантиях: сначала в виде проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях...»», а затем — в виде проекта нового Федерального закона «Об основных гарантиях...». В данном докладе были озвучены следующие основные направления совершенствования избирательного законодательства:

• Совершенствование  системы избирательных комиссий с целью повышения их независимости  и эффективности их работы;

• Совершенствование  системы регистрации избирателей;

• Совершенствование организации голосования и подсчета голосов, повышение открытости и гласности этих процессов;

• Совершенствование  процедур, cвязанных с реализацией  пассивного избирательного права;

• Совершенствование  системы финансирования выборов  и системы финансового контроля;

• Уточнение  понятий, связанных с информационным обеспечением выборов и референдумов;

• Уточнение  процедур рассмотрения нарушений избирательного законодательства и привлечения  к ответственности за эти нарушения.

2.2 Избирательное законодательство в Российской Федерации

 

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а  также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме.

В 1993 г. нормы  избирательного права регулировались посредством указов Президента России. Смешанная избирательная система  выборов депутатов Государственной  Думы появилась именно в этот период.

Принятие Конституции  Российской Федерации 12 декабря 1993 г. положило начало обновлению всей российской правовой системы. Переход к новым демократическим  институтам народовластия потребовал разработки нормативно-правовой базы проведения референдума и свободных выборов - высших непосредственных форм осуществления народом своей власти. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Статья 32 Конституции  России предоставляет гражданам  Российской Федерации «право избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме… Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда»12.

В соответствии с действующим законодательством  выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Законодательно установлены предельные суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата в президенты, политической партии, порядок проведения предвыборной агитации и т.д.

В результате обобщения  и анализа опыта избирательных  кампаний была разработала комплексная  программа совершенствования и  развития законодательства о выборах, которая была полностью реализована путем разработки и принятия соответствующих федеральных законов. Федеральный закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях» заложил основы современной партийной системы Российской Федерации, установил требования к политическим партиям и обеспечил им статус основных участников избирательного процесса13.

Федеральный закон  от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» принципиально усовершенствовал правовую базу выборов и референдумов. Ряд статей этого закона касается повышения роли партий в избирательном процессе. Введена пропорциональная система выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении не менее половины депутатских мандатов. Воздвигнуты дополнительные преграды на пути злоупотребления так называемым административным ресурсом. Существенно обновлен порядок формирования избирательных комиссий в целях повышения независимости от органов власти и должностных лиц. Положения закона направлены на совершенствование избирательной системы Российской Федерации в целом: сокращены сроки федеральных избирательных кампаний, уточнены понятия «предвыборная агитация» и «информационная деятельность», закреплен только судебный порядок отмены регистрации кандидата, раскрывается понятие «фальсификация итогов голосования» и предусматривается уголовная ответственность за это деяние.

В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях были разработаны и приняты качественно новые законодательные акты - Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающие дополнительные меры по организации ведения общественного контроля за подведением итогов голосования, в том числе через открытую публикацию итогов голосования со всех избирательных участков в сети Интернет. Формирование Совета Федерации определяется Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»14.

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон 6 октября 2003 года «Об общих принципах  организации местного самоуправления»  определил порядок формирования местных органов власти.

Избирательным законодательством предусмотрено, что для автоматизации информационных процессов при подготовке и проведении выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий может применяться Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». Для урегулирования порядка применения этой системы был разработан Федеральный закон от 10 января 2003 года «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

Информационные  ресурсы ГАС «Выборы» включают в  себя:

- персональные  данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума;

- информацию о ходе и об итогах голосования;

- картографическую  информацию об административно-территориальном  делении федерального и регионального  уровней, о территориальном устройстве  муниципальных образований, используемую  при подготовке и проведении  выборов и референдума;

- информацию, связанную  с деятельностью избирательных  комиссий, комиссий референдума; 

- информацию  о нормативных правовых актах  о выборах и референдуме15.

Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум, порядок проведения которого определяется  Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации». В современной России проводились общенациональные референдумы о введении поста президента (1991), о доверии президенту и Верховному Совету РСФСР (1993), о принятии Конституции (1993).

 

Заключение

 

В заключении необходимо сделать следующие выводы:

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, где избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того. какое это большинство - относительное, абсолютное или квалифицированное, мажоритарная система имеет разновидности. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.

В 40-е гг. XIX в. проекты  пропорциональных избирательных систем предложили американец Томас Джильпин и швейцарец Виктор Консидеран. Смысл данного вида избирательной системы заключается в том, что число мандатов, получаемых политическим объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. К началу XX в. насчитывалось 152 ее разновидности и в настоящее время она существует более чем в 60 странах мира.

Полупропорциональные  системы стремились сгладить недостатки мажоритарной системы, не переходя к пропорциональной. Данная система направлена на обеспечение частичного меньшинства, для чего применяяись системы ограниченного вотума, система единственного непередаваемого голоса, система комуляяивного вотума.

В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых других стали применять систему единственного передаваемого голоса, смешанные системы.

Установление той или  иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов.

 

Список использованной литературы

 

  1. Аглеева Л.Т. Предвыборная агитация в избирательном праве Российской Федерации (вопросы теории и практики). Автореферат на соиск. уч.ст. к.ю.н.// Екатеринбург, 2006.
  2. Веденеев Ю.А., Навальный С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России // Вестник ЦИК России. 2003. №2 (140).
  3. Веденеев Ю.А., Миронов Н.М. Современное избирательное право: понятие и система // Вестник ЦИК России. 2004. №8.
  4. Выборы в механизме народовластия в Российской Федерации // Отв. ред. М. И. Кукушкин. Екатеринбург, 2000.
  5. Гафиатулин А.Г. Практические рекомендации по реализации избирательных прав военнослужащих // Журнал о выборах. 2005. № 1.
  6. Дубровина Е.П. К вопросу о формировании избирательных комиссий // Вестник ЦИК России. 2002. №5 (131).
  7. Избирательная система России //. А.В. Зиновьева, И.С. Поляшова. Санкт-Петербург, 2003.
  8. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов // Отв. редактор - д.ю.н. А.В. Иванченко. М., 1999.
  9. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Учебное пособие // Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян. Ростов-на Дону, 2004.
  10. Избирательный процесс в Российской Федерации. Социологические и политико-правовые аспекты// Л.В. Туманова, М.А. Туманов. М., 2004.
  11. Избирательные системы и технологии. Учебное пособие // Ж.Б. Скрипкина, М.. 2006.
  12. Игнатенко В.В. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном процессе: Учебное пособие // В.В. Игнатенко. – Иркутск, 2003.
  13. Ищенко Е.П., Ищенко А.Е. Избирательные споры: возникновение, разрешение, предупреждение.// М., 2002.
  14. Конституция РФ - http://www.cikrf.ru/law/
  15. Князев С.Д. Российское избирательное право. Владивосток, 2001.- 392 с.
  16. Князев С. Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура // Правоведение. 1999. № 3.
  17. Колюшин Е.И. Финансирование выборов: право и практика. М., 2002. – 392 с.
  18. Кокотов А.Н. Избирательное законодательство Свердловской области: современное состояние и пути совершенствования /А.Н. Кокотов // Избирательное право и избирательный процесс в субъектах Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы - Барнаул: Издательство Алт. Ун-та, 2000.
  19. Кукушкин М. И., Югов А. А. Понятие и структура избирательного процесса // Выборы и референдумы. 1998. № 1.
  20. Лысенко В.И. Выборы и представительные органы в новой Европе: политологический опыт и тенденции 80-90-х годов.// М., 1994.
  21. Матейккович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации // Государство и право. – 2001. - № 10.
  22. Мостовщиков В.Д. Территориальная избирательная комиссия: правовой статус, порядок формирования и компетенция. М., 2003. – 673 с.
  23. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // отв.ред. А.А.Вешняков, науч.ред. В.И.Лысенко. М., 2003.
  24. Предвыборная агитация: теория и практика.//Отв. Ред. Н.С.Бондарь. М., 2004.
  25. Постников А. Е., Алехичева Л. Г. Недействительность выборов. Законодательство и судебная практика. М., 2001.
  26. Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии. М., 2004.
  27. Торшенко А. А., Трегубенков В. А. Понятие выборов в Российской Федерации // РЮЖ. 2001. № 2.
  28. Фальков В.Н. Возникновение и развитие предвыборной агитации в России и за рубежом (историко-правовой аспект) / В.Н. Вальков // Политика и право. – 2003. - №4.
  29. Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" - http://www.cikrf.ru/law/
  30. Федеральный закон "О политических партиях" (в редакции от 26.04.2007) - http://www.cikrf.ru/law/
  31. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007) - http://www.cikrf.ru/law/
  32. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007) - http://www.cikrf.ru/law/
  33. Федеральный закон "О выборах Президента РФ" (в редакции от 24.07.2007) - http://www.cikrf.ru/law/
  34. Федеральный закон "О ГАС "Выборы" - http://www.cikrf.ru/law/

Информация о работе Избирательне системы и их типология