Избирательне системы и их типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание

Выбор избирательной системы является одним из важнейших институциональных решений в любом демократическом государстве. Практически во всех случаях выбор конкретной избирательной системы решающим образом определяет политическую жизнь страны. Как правило, выбранная избирательная система долгое время не меняется и стимулирует консолидацию политических интересов вокруг достаточно сложной системы политических аттракторов, вся полнота которых не всегда поддается анализу на предварительном этапе.

Работа состоит из  1 файл

Избирательне системы и их типология_.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание


 

 

 

 

 

Введение

 

Выбор избирательной  системы является одним из важнейших  институциональных решений в  любом демократическом государстве. Практически во всех случаях выбор  конкретной избирательной системы  решающим образом определяет политическую жизнь страны. Как правило, выбранная избирательная система долгое время не меняется и стимулирует консолидацию политических интересов вокруг достаточно сложной системы политических аттракторов, вся полнота которых не всегда поддается анализу на предварительном этапе. Следует отметить, что анализ системы политических аттракторов, порождаемых той или иной избирательной системой, которую предполагается ввести в действие, стал производится только в последнее время. В прошлом избирательная система возникала, можно сказать, случайно в результате необычного стечения обстоятельств, традиций, исторических коллизий, влияния наследия колониализма и более сильных соседних государств. Сейчас страны новой демократии, как правило, выбирают избирательную систему после предварительного анализа возможных последствий ее применения для конкретной политической  ситуации с учетом всех, по возможности, особенностей своей страны. Сразу следует отметить, что адекватный анализ системы политических аттракторов, порождаемых той или иной избирательной системой в конкретной стране, и прогнозирование динамики их взаимодействия является чрезвычайно сложной задачей, особенно если учесть, что избирательная система, как правило, редко меняется.

Вопрос выбора того или иного типа избирательной системы, прежде всего, возникает при повороте страны к демократической ориентации. Однако он актуален и в странах с развитой демократией, таких как США, где давно обсуждается вопрос перехода от мажоритарной системы к одному из вариантов пропорциональной системы. В странах с установившейся демократией смена избирательной системы возможна в результате политического кризиса или в результате образования определенной политической группы, которая и ставит этот вопрос на повестку дня. В этом случае решение о смене избирательной системы инициируется стремлением получить определенные выгоды, но базируется на двух принципиально различных моментах:

  • политические игроки не обладают базовыми знаниями, позволяющими оценить последствия введения той или иной избирательной системы;
  • политики достаточно хорошо осведомлены о возможных результатах введения существующих вариантов избирательных систем и стремятся установить ту систему, которая принесет им наибольшую выгоду.

В первом случае установление новой избирательной системы может привести к непредсказуемым последствиям, которые могут быть фатальными для демократических устоев страны. Однако и во втором случае недостаточно обоснованный и корректный анализ потенциально возможных политических аттракторов и прогнозирование их взаимодействий на длительный период тоже может дать совершенно не тот результат, на который рассчитывали организаторы смены избирательной системы. Т.е. выбор новой избирательной системы должен быть построен на максимально высоком научном уровне, позволяющем наибольшим образом снизить риск некорректного прогнозирования на длительный срок.

Обоснованность  выбора избирательной системы настолько же важна, как и сам выбор, который представляет собой фундаментальный политический процесс, происходящий под влиянием практически всех экономических и этнических конгломераций страны в их исторической взаимосвязи с целью достижения политических преференций. Обоснованность выбора зиждется на согласованности прогностических оценок группы экспертов и их научном потенциале. Необходимостью определения типов избирательных систем и определяется актуальность темы настоящего исследования.

Основной целью работы является системных анализ классификации  избирательных систем.

Данная целью определила и задачи нашего исследования, которые заключаются в следующем:

  • выявить особенности мажоритарной избирательной системы;
  • дать определение и раскрыть суть пропорциональной избирательной системы;
  • выявить черты присущие смешанной избирательной системе;
  • проанализировать особенности избирательной системы Российской Федерации;
  • детально разобрать вопрос о российском избирательном законодательстве.

Объектом исследования являются существующие разновидности избирательных систем. Предметом исследования необходимо назвать процессы реализации гражданами того или иного государства своего права избирать.

Методологической  базой исследования являются хронологический, сравнительно-исторический методы, так как они позволяют достаточно объективно рассмотреть развитие чешско-германских отношений в указанный период. Большое значение для данного исследования имел также метод правового анализа, оценить ряд спорных вопросов, затрудняющих чешско-германский диалог. Требование объективности исследования предопределило применение системного подхода к написанию курсовой работы.

Сложность темы, неоднозначность оценок и комплексный  подход к изучению данной проблематики  предопределили необходимость использования существенного объема документов и научной литературы.

Научно-методическое значение для понимания классификации избирательных систем имело изучение общетеоретических трудов зарубежных и российских исследователей, таких как Аглеева Л.Т., Веденеев Ю.А., Навальный С.В., Гафиатулин А.Г. , Дубровина Е.П., Игнатенко В.В., Ищенко Е.П., Ищенко А.Е., Князев С.Д., Колюшин Е.И., Кокотов А.Н., Кукушкин М. И., Лысенко В.И., Матейккович М.С., Мостовщиков В.Д., Постников А. Е., Алехичева Л. Г. Недействительность выборов. Законодательство и судебная практика. М., 2001., Торшенко А. А., Фальков В.Н1.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, подразделяющихся на ти и два параграфа соответственно, заключения и библиографического списка использованной литературы.

 

1. Современная классификация  избирательных систем

 

Сложившиеся к настоящему времени избирательные системы, используемые в демократически ориентированных странах, различаются по многим ключевым признакам. К таким признакам можно отнести размер избирательного округа, структуру бюллетеня, проходной барьер, уровень представительской диспропорции, количество избираемых депутатов, тип партийных списков и т. д. Наиболее важной характеристикой избирательной системы является т. н. избирательная формула, которая  определяет способ расчета числа мест в парламенте по числу поданных голосов.

В зависимости от вида избирательной кампании, т.е. от того, выбирается одно должностное лицо или коллегиальный орган власти, применяются следующие избирательные системы:

Избрание одного должностного лица (Single member voting):

  1. Система относительного большинства (Simple plurality voting system);
  2. Система абсолютного большинства (Majority & Absolute majority);
    1. Система двух туров (Two-round system);
    2. Система многих туров (Exhaustive ballot system);
  3. Система альтернативного голосования (Alternative voting systems);

Избрание коллегиального органа власти (Multi-member voting):

  1. Пропорциональная система (Proportional representation, PR):

а) Преференциальная пропорциональная система (Mixed-member proportional representation);

    б) Системы голосования по партийным спискам (Party-list methods):

      • Метод наибольшей средней (Highest averages method);
      • Метод наибольшего остатка (Largest remainder method);
      • Метод д'Ондта (D'Hondt method);
      • Метод Сент-Лагюе (Sainte-Laguё method).
  1. Полупропорциональная система (Semi-proportional representation):

а) Смешанная система голосования (Additional member system);

б) Накопительная система голосования (Cumulative voting);

в) Система единственного передаваемого голоса (Single transferable vote system);

с) Система единственного непередаваемого голоса (Single non-transferable voting).

  1. Непропорциональная система (Non-proportional multi-member representation)
    1. Система голосования блоком (Plurality-at-large system);
    2. Система преференциального голосования блоком (Preferential block voting);
    3. Система ограниченного вотума (Limited voting system)2.

В основе вышеперечисленных  избирательных систем лежит либо мажоритарный принцип, т.е. принцип  большинства, либо пропорциональный принцип.

Идеальной избирательной  системы не существует. Каждая имеет  свои достоинства и недостатки. Рассмотрим общие характеристики мажоритарных, пропорциональных и смешанных систем.

    1. Мажоритарная избирательная система

 

При мажоритарной системе относительного большинства (Simple plurality voting system) выбранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей. Суть такой системы заключается в том, что число одномандатных избирательных округов равно числу мест в парламенте. В каждом округе побеждает кандидат, набравший наибольшее число голосов.  Система может обеспечить победу одной партии  при минимальном перевесе голосов и даже в том случае, когда за неё проголосовало меньшинство избирателей.

Целью такой системы  является создание «продуктивного большинства», т.е. искусственного увеличения доли мест лидирующей партии в парламенте для создания эффективно работающего на правительство парламентского большинства за счет небольших партий, особенно в тех случаях, когда их сторонники рассеяны по многим избирательным округам. Такая система позволяет сформировать правительство на базе парламентского большинства при достаточно скромной поддержке населения, что имело место, например, в 1983 г., когда было сформировано правительство Маргарет Тетчер с подавляющим парламентским большинством при  общей поддержке населения только в 30,8%3.

Мажоритарная система абсолютного большинства (Majority & Absolute majority) предусматривает победу кандидата, который получил больше половины голосов (50% плюс один голос), проголосовавших избирателей (Majority) или зарегистрированных избирателей (Absolute majority).

Система двух туров (TRS). Если каждый из кандидатов не набрал необходимого большинства голосов (50% плюс один голос), проводится второй тур выборов, в котором принимают участие два лидирующих кандидата. Победу во втором туре одерживает тот, кто получает относительное (простое) большинство. Такая система используется в 15 из 25 стран с прямыми президентскими выборами, включая Австрию, Колумбию, Финляндию, Россию и Украину. Так, на президентских выборах 2004 г. в Украине было зарегистрировано 24 кандидата. Виктор Ющенко получил поддержку 39,9% электората. За ним шел Виктор Янукович с 39,26% и со значительным отрывом Александр Мороз с 5,82% голосов избирателей. В повторном втором туре у Ющенко оказалось 51,99% против 44,2% у Януковича, что и решило исход выборов4.

Альтернативное голосование (Alternative voting). Эта система используется в Великобритании (Alternative voting), Австралии (Preferential voting), Канаде (Preferential ballot) и США (Ranked choice voting). Часто эта система фигурирует как метод Хэйра (Hare method) в честь ее изобретателя Томаса Хэйра. По этой системе избиратель голосует в одномандатном округе сразу за нескольких кандидатов, ранжируя свои преференции цифрами 1, 2, 3 и т. д. (рейтинговое голосование). Если никто из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов, из дальнейшего рассмотрения исключается кандидат с наименьшим числом первых преференций, а его голоса распределяются специальным методом среди других кандидатов. Если не достигается требуемого большинства, то далее из рассмотрения исключается кандидат наименьшим числом первых и вторых преференций и так до тех пор, пока не будет получена требуемое абсолютное большинство голосов для избрания кандидата. Такая система, опять-таки, направлена на создание решающего большинства лидирующей партии за счет дискриминации отстающих партий, создавая тем самым основу эффективного функционирования будущего правительства.

 

    1. Пропорциональные системы.

 

В общем, пропорциональная система предусматривает голосование  по партийным спискам в многомандатных округах. Смысл этой системы заключается, в основном в том, чтобы уменьшить число потерянных голосов и более справедливо, чем в мажоритарной системе, распределить количество парламентских мест среди кандидатов, участвующих в выборах. Демократичность этой системы приводит к представительству мелких партий в коллегиальном органе власти, что при парламентской или смешанной форме правления создает проблему нестабильности правительства. Такая ситуация возникает в том случае, когда ни одна из партий не имеет парламентского большинства. Создаваемые в таком случае коалиции часто являются неустойчивыми, что приводит к правительственному кризису в случае их распада. Во многих странах пытаются сгладить этот недостаток введением избирательного барьера - наименьшего количества голосов в процентном отношении, необходимого для избрания одного депутата. В разных странах этот барьер колеблется от 3 до 9 %5.

Информация о работе Избирательне системы и их типология