Государство в политической системе общества. Государство как основной институт политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:42, контрольная работа

Описание

Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма.

Содержание

1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.
2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.
3. Один из средневековых философов заметил, что государство –
это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте.

Работа состоит из  1 файл

кр пол.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

Тема 4. Государство в  политической системе общества

Вариант 10. Государство  как основной институт

политической системы

1. Сущность, основные  признаки и функции государства.  Причины и условия его возникновения.

2. Формы государственного  правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.

3. Один из средневековых  философов заметил, что государство  –

это орган, призванный пресекать  всякую несправедливость, кроме

той, «которую творит оно  само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человеческое  общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать на

потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.

Всякое классовое  общество политически оформлено, имеет  механизм власти,

обеспечивающий  его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стандарты. В связи с этим, политическая система включает  в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного. Таким образом, политическая система является характеристикой взаимоотношений между государством и обществом

1.Сущность, основные признаки  и функции государства. Причины  и условия его возникновения 

В современной политологии  государство определяется как политический институт, организующий совместную жизнь населения и обеспечивающий социальный порядок . Государство является центральным институтом политической системы. Этот статус определяет основными властными полномочиями.

При определении понятия  государства различные ученые выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов, либо организацию "общих дел", вытекающих из природы всякого общества.

Так, древнегреческий  философ Аристотель определял государство  как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни. Известный римский политик Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы. Английский философ XVII в. Т. Гоббс полагал, что государство - это “единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты”.

Государство как специфический  политический институт обладает рядом  признаков, отличающих его от других институтов.

-Территория. Полномочия государства распространяются  только на определенное пространство.

- Суверенитет, т.е.  верховенство государственной власти  в пределах занимаемой территории  и независимость в отношениях  с другими государствами.

- Особая система органов  и учреждений, реализующих властный функции.

- Монопольное право  на легальное применение силы.

- Монопольное право  на взимание налогов с населения.

Функции государства  – это главные направления  его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.

Вопрос о происхождении  государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства  говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс  происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.; во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия.

Основные причины появления государства были следующие: 
- Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами. 
- Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п. 
- Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации. 
- Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые. 
Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходящее в этот период накопление общественных богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.  
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в различных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться любые из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.

 Одним из главных  элементов формы государства  является форма правления.

Форма правления —  это организация высших органов власти, включающая порядок образования ее органов, причины взаимодействия между собой и с населением, степень участия народных масс в их формировании.

Форма правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других форм государства — формы государственного устройства и формы государственного режима.

К ним относятся:

— способы формирования высших органов государственной  власти (престолонаследие, выборы, назначение);

— структура высших органов  государственной власти (законодательные  органы — парламент; исполнительные органы — президент, премьер, правительство; судебные органы; глава государства — монарх, президент);

— распределение компетенции  между высшими органами верховной  власти;

— принципы взаимоотношений  между органами государственной власти;

— взаимоотношения государственных  органов с населением.

Существуют две основные формы правления — монархия и  республика.

Монархия — форма  правления, при которой верховная  государственная власть принадлежит  единоличному главе государства  — монарху (королю, царю, императору) и передается по наследству.

В зависимости от степени концентрации верховной власти в руках главы  государства, способов взаимодействия различных органов государственной  власти, того, кто формирует правительство  и перед кем оно несет ответственность, монархии делятся на абсолютную и конституционную.

Абсолютная монархия обладает рядом  юридических признаков:

— монарх — пожизненный и единоличный  носитель верховной власти, передающий ее по наследству;

— концентрация в руках главы  государства всех ветвей власти:

— отсутствие представительных учреждений, ограничивающих власть монарха;

— монарх представляет государство  по собственному праву;

— внутренняя и внешняя политика осуществляется монархом с помощью  министров, которые назначаются  главой государства и перед ним ответственны;

— отсутствие юридической ответственности  монарха перед населением;

— полное бесправие народа, который  не участвует в управлении государством и контроле за верховной властью.

Примером современной абсолютной монархии являются султанат Оман, Бутан, Бруней. Разновидностью абсолютной монархии выступает теократическая монархия, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия — это форма правления, при которой власть монарха ограничена каким-либо органом или конституцией. Конституционная монархия имела две разновидности: дуалистическую и парламентскую.

Дуалистическая монархия представляла собой переходную форму  правления от абсолютной и парламентарной монархии или республике и отражала ситуацию, когда король и помещики не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не может взять на себя всю полноту власти. В результате государственная власть имела двойственный характер состоящий в том, что монарх выражал интересы феодальной знати и духовенства, а парламент — интересы буржуазии и интеллигенции.

Дуалистическая монархия характеризуется рядом признаков:

— по конституции высшая государственная власть разделена между монархом и парламентом;

— парламент наделен  законодательной властью и избирается народом, монарху принадлежит исполнительная власть;

— монарх обладает правом вето на решения парламента;

— он имеет право распустить парламент;

— монарха назначает  премьер-министр и правительство, которые несут ответственность  только перед ним;

— он назначает руководителей  местного управления и самоуправления, которые ответственны пред ним.

Дуалистическая монархия длительное время существовала в кайзеровской Германии (конец XIX —начало XX в.), в начале XX в. была установлена в России, с некоторыми превращенными чертами дуалистическая монархия функционирует в настоящее время в Иордании и Марокко.

Парламентарная монархия обладает следующими признаками:

— власть монарха носит  наследственный и пожизненный характер;

— действует принцип  «король царствует, но не правит».

Король как глава  государства выполняет лишь представительскую  функцию, является символом государства;

— законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству; взаимодействие властей основано на принципе сотрудничества, а не разделения;

— правительство формируется  парламентом и ответственно перед  ним; участие монарха в формировании правительства часто символично;

Информация о работе Государство в политической системе общества. Государство как основной институт политической системы