Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 23:21, доклад

Описание

Понятие и структура политической системы. Виды политических систем. Государство и другие элементы политической системы. Государство и партии. «Партийное» государство. Государство и профсоюзы. Государство и церковь. Государство и самоуправление.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.14 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 

Понятие и структура  политической системы. Виды политических систем. Государство и другие элементы политической системы. Государство  и партии. «Партийное» государство. Государство и профсоюзы. Государство  и церковь. Государство и самоуправление. 

Предыдущие главы  были посвящены характеристикам  собственно государства как социального  института – его назначению, устройству, функциям. Но в государственно организонанном обществе формируются и действуют  и иные социальные институты: политические партии, профессиональные союзы и  другие общественные организации, различные  политические движения и т.д. 

Поэтому возникает  вопрос: а чем же эти социальные институты, которые также оказывают  воздействие на жизнедеятельность  общества, отличаются от государства, что у них общего, как они  взаимодействуют между собой. Кроме  того, возникает и проблема соотношения  различных социальных институтов в  обществе – кто, например, эффективнее  может решать те или иные конкретные экономические, политические, социальные задачи, чью «производительную» мощь в конкретной исторической обстановке должно и может задействовать  общество, чтобы обеспечивать свою жизненно важную стабильность, или, наоборот, реформаторские или даже революционные  изменения. 

Государство или  партии, государство или общественные организации? Этот вопрос постоянно  возникает в общественной жизни. Например, должна ли быть основной функцией государства защита прав и свобод  граждан, обеспечение их безопасности, или это функция общественных организаций и движений, или и  тех и других? Должно ли государство  вмешиваться в экономику, регулировать ее или это «работа» рыночных структур, в том числе предпринимательских, финансовых групп, союзов? Как соотносятся  государственная политика в сфере  культуры, науки, образования и деятельность соответствующих фондов, культурных организаций, союзов ученых, инженеров  и т.п.? Все эти вопросы и  выводят теорию государства на проблему политической системы и ее элементов. 

В таком методологическом подходе реализуется и то определение  предмета теории государства и права, которое было обозначено в самой  первой главе: предметом изучения и  объяснения являются не только государство  и право, но и органично связанные  с ними политические и иные явления  и процессы. 

Кроме того, сравнение, сопоставление государства и  других социальных институтов общества также позволяет лучше познать  государство как политическую организацию  общества, ярче выявляет именно политическую суть государства и государственной  власти, специфику структурной (аппаратной) организации государства и структур других общественных образований, реализуя таким образом институциональный подход к политической системе. 

Вот почему небольшая  глава о месте и роли государства  в политической системе общества является очень важной и логически  обоснованной в современной теории государства. И раскрытие этой темы, как и предыдущих тем, надо начинать с понятия политической системы  общества, а для этого надо Прежде всего поразмышлять над тем, какова вообще структура общества. 

Эта структура может  быть представлена в виде различных  взаимодействующих систем: политической, социальной, экономической, идеологической, правовой и некоторых других. Эти  системы складываются и существуют объективно. Они представляют органичное объединение различных социальных элементов, которые взаимосвязаны, имеют определенный характер этих взаимосвязей, их деятельность определяется целями, задачами и иными критериями жизни  общества. К этим элементам, образующим разные общественные системы, относятся  социальные институты (государство, партии, церковь и т.п.), культурные пласты (идеологические, религиозные течения, традиции, язык и т.д.), экономические  организации (предприятия, учреждения, органы экономического управления и  т.п.), правовые установления (нормы, правовые институты, законодательство и т.д.). Именно в разных, но объективно обусловленных  сочетаниях эти элементы и структурируют  общество на системы, а теоретическая  мысль выделяет и изучает эти  системы: политические, социальные, правовые, экономические и т.д. 

Разумеется, системная  организация общества не является единственной. Общество – бесконечно сложное образование. Можно, например, выделить и структуры  общества, формирующиеся не по системным  критериям, а по иным, например по критерию соотношения индивида (личности) и  коллектива. Можно выделить экономический  базис и надстройку (эти понятия  хорошо известны из предыдущего, марксистско-ленинского этапа отечественного обществоведения); социальное пространство (поле) и информационное пространство и т.п. Но системная  организация оказывается одной  из самых важных структур общества и позволяет с наибольшей полнотой разобраться во многих сторонах жизни  общества, в том числе в соотношениях государства с другими политическими  элементами общества. 

Теория государства  для этой цели и выделяет прежде всего политическую систему общества, рассматривает элементы, которые  входят в нее, характер их связей. 

Под политической системой общества понимается система государственных  и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты – государство, партии, профсоюзы и другие организации  и движения, участвующие в сфере  общественной жизни, где ядром является завоевание, удерживание и использование  власти. Именно власть и отношения  по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системо-образующими факторами, формирующими, образующими политическую систему. 

В этой сфере общественной жизни – завоевание, удерживание, использование власти – проявляются  отношения классов, других социальных групп, наций. Общественные отношения  тут как раз и возникают  по поводу власти и органично связанных  с властью других социальных ценностей  суверенитета, свободы личности, самоуправления. Эти общественные отношения проявляются  не сами по себе, а через организацию  и деятельность различных общественных образований – от государства  до молодежных движений, от партий до организаций  самоуправления, которые и образуют в совокупности политическую систему. 

Сфера жизни общества – власть, суверенитет, свобода личности – затрагивает интересы множества  людей и становится политической сферой. Именно здесь взятые в комплексе  отношения больших групп людей  по поводу завоевания, удержания и  использования власти, суверенитета (государственного, экономического, национального), обеспечения свободы личности (прав и свобод человека и гражданина), организации самоуправления и т.п. порождают то качество жизни общества, которое именуется политическим, именно здесь размещается та общественная кухня, где варится блюдо, которое  называется политикой. 

Политика начинается там, где те или иные общественные образования, их действия и решения, т.е.  та или иная деятельность государства, партий, иных организаций, затрагивают  жизненные интересы множества людей. 

Политика, политические организации, политическая система, политические функции – все это в современной  теории государства понятия, которые  в том или ином ракурсе характеризуют  отношения государства, классов, партий, наций, других социальных институтов по поводу завоевания, удержания и использования  власти в обществе, по поводу иных, органично  связанных с властью социальных ценностей. 

Понятие и другие аспекты политической системы широко разрабатывались в марксистско-ленинской  теории общества и тесно увязывались  с классовой структурой общества и сущностью государства, с завоеванием, организацией и функционированием  государственной власти. 

Эти представления  о политической системе также  использовались на предыдущем этапе  для апологетической характеристики социалистической политической системы. Она объявлялась подлинно демократической, и утверждалось, что такое ее свойство было обусловлено господством рабочего класса, выражавшего интересы большинства  народа, всех трудящихся, руководством коммунистической партии. 

На марксистско-ленинском  этапе отечественного обществоведения  государству в политической системе  отводилась роль главного орудия построения социализма и коммунизма, а коммунистической партии – руководителя, идеолога образования  и развития политической системы  социализма. Все остальные элементы политической системы объявлялись  «приводными ремнями» государственного механизма. 

В таком контексте  на этом этапе отечественного обществоведения  наряду с политической системой выделялись социальная система – классовая  структура общества (рабочие, крестьяне, интеллигенция), экономическая система (социалистическая собственность, плановое народное хозяйство), что получило даже конституционное закрепление. 

Современная теория государства также уделяет большое  внимание политической системе общества, но не привязывает ее жестко к той  или иной общественно-экономической  формации, к классовой сущности общества, а рассматривает ее социологически как объективно складывающееся единство различных социальных институтов, взаимных связей определенного характера. 

Факторы, задающие тот  или иной характер политической системе  общества, формирующие те или иные ее виды, также оказываются не столько  классовыми, сколько социологически многоплановыми. Среди них не только организация государственной власти, не только собственно политические образования  – партии, политические движения и  другие общественные организации, их борьба за власть, за использование в своих  целях институтов государства, в  том числе армии, полиции, органов  управления, средств массовой информации и т.п., но и другие, более глубокие пласты этих факторов. 

К ним относятся  потребность в наиболее эффективной  организации экономической жизни  общества, его стабильности, выгодном сотрудничестве и партнерстве с  другими государствами, обеспечении  интеллектуального потенциала общества, разумном соотношении интересов  индивида и коллектива, соблюдении и сочетании культурных и иных интересов этнических меньшинств и  национального большинства и  т.п. 

А для политических систем многих обществ, как показывает исторический опыт, актуальным системообразующим  фактором становится стратегия выживания  в условиях глобальных экологического, демографического, сырьевого и иных кризисов. Рассмотрение этих факторов позволяет по-новому сформулировать и характеристики политических систем, а не только привязывать их к общественно-экономической  формации, к использованию власти для сохранения общественного строя, к классовой сущности общества. 

Социологическое рассмотрение политических систем действительно  позволяет обоснованно отказаться от догматического и ограниченно  формационного их описания и объяснения. 

Современные социологические  теории в этой связи формулируют  иные концепции, рассматривают иные условия, определяющие характер тех  или иных политических систем, и  прежде всего выделяют наличие системообразующей  социальной среды, в которой проявляются  индивидуальные (личностные) и коллективистские начала жизни общества, образуются политические системы. Сторонники этих концепций исходят из того, что  человечество за всю свою историю  создало всего несколько типов  социальных сред, лежащих в основе собственно политических систем, определяющих их базовые характеристики. 

Так, можно выделить то состояние общества, ту социальную среду, при которых результаты труда  сознательно распределяются особым слоем государственно организованных людей – распределителями (в широком  смысле слова). Это чиновники, которые  организуют производство, работы, услуги, устанавливают цены, размеры оплаты труда. Они – распределители –  ведут учет и распределение результатов  труда, осуществляют контроль за этим распределением. Распределители сами берут или общество устанавливает  им определенное возмещение их труда. Распределитель становится распорядителем, выступает от имени государства. Собственность в такой среде, как правило, существует в государственной, общественной форме. Допускается личная собственность, а частная собственность  ограничивается или искореняется. Благосостояние распределителя-распорядителя в  подобном обществе зависит от его  места в системе распределения, от его положения в разных организационных  властных структурах: правящей элите, номенклатуре, бюрократии. Важно отметить, что, как правило, конкретное место  конкретного человека в системе  управления, распределения зависит  прежде всего от династических, клановых, национальных, родственных или политических связей. 

Такое состояние  социальной среды приводит к нестабильности, вызывает недовольство, а подчас и  протесты тех, кто обделен распределением и положением в этой системе. Эта  система таит в себе гроздья социальных потрясений и конфликтов, которые  деформируют в конце концов общества распределительного типа. Ибо в них  заложен еще один социальный порок  – уравнительность. Она становится в них господствующей идеологией и убивает всякую мотивацию к  труду. Никакие формы подхлестывания к труду – драконовские законы, социалистические соревнования, рабовладение в разных формах, вплоть до ГУЛАГа, сакральные ритуалы – не могут длительное время обеспечить существование  социальной среды распределительного типа. Она несправедлива, а в своей  финальной стадии характеризуется  чудовищными формами бюрократической  власти (господства распределителей), произволом, коррупцией, нравственным вырождением. 

Информация о работе Государство в политической системе общества