Функции политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:15, доклад

Описание

Термин «политика» возник еще в Древней Греции (от греч. polls - город) и первоначально означал различные формы государственного правления. Так, название одного из первых произведений, посвященных изучению политики, трактат Аристотеля «La politika» дословно так и переводится: «То, что относится к государству».

Работа состоит из  1 файл

трактовки функции политики.docx

— 201.92 Кб (Скачать документ)

Термин «политика» возник еще в Древней Греции (от греч. polls - город) и первоначально означал различные формы государственного правления. Так, название одного из первых произведений, посвященных изучению политики, трактат Аристотеля «La politika» дословно так и переводится: «То, что относится к государству». 

1 и 2.Институциональные и антропологические трактовки политики

«Властные» определения  политики отражают ее сущность, важнейшее  конституирующее качество. Они конкретизируются и дополняются с помощью институциональных дефиниций. Последние характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, и прежде всего через важнейший институт — государство. Политика предстает в этом случае как «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства» .

Некоторые из институциональных  дефиниций политики отмечают возросшую  роль в ней негосударственных институтов и прежде всего партий. Так, вождь Коммунистической партии Китая Мао Цзедун, отражая главенствующую роль компартии в социалистическом государстве, определял политику как «исходный пункт всех практических действий революционной партии. Она выражается в процессе этих действий и их результатах» .

Если «властные» и институциональные  трактовки политики видят ее основу во власти и ее носителях-организациях, то антропологические определения пытаются отразить ее более глубокий источник, коренящийся в природе человека.

С этой точки зрения, политика — форма цивилизованного общения людей на основе права, способ коллективного существования человека. Обоснование антропологического понимания политики дал еще Аристотель. Он считал, что человек — существо политическое, поскольку он — существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворение его многообразных потребностей и обретение счастья возможны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравнению с семьей или селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением состоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего справедливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигается гармония.

 

3. Субстанциальная трактовка

Таже наиболее распространенная группа дефиниций политики - субстанциальные определения. Они ориентируются на раскрытие той первоосновы из которой состоит политика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики. Самая распространенная из них - это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование. Политика, писал М. Вебер, это "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает". 
Некоторые из сторонников "властного" подхода к политике акцентируют внимание на искусстве, технике, способах и средствах борьбы за власть и ее использование. Так, один из основателей политической науки, Н. Макиавелли, еще в 1515 г. характеризовал политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее <...> Итак, политика - это обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций".

4. Также существует трактовка, которая определяет политику как целеполагание -Телеологическая трактовка

Рассматривает деятельность политики по эффективному достижению коллективных целей. Как писал патриарх американской социологии Т. Парсонс, политика представляет собой совокупность "способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно эффективного коллективного действия для достижения общих целей". 
В телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ee конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, наций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный характер. В политике частные цели индивидов "вырастают" до общегосударственных.

5. Как известно, на ранних этапах существования общества источники социальных связей и поведения людей объяснялись по преимуществу в рамках учения о божественном происхождении человеческой жизни. Бог полностью определяет земные порядки, источая власть и повелевая человеком. В рамках заданных им отношений «царь» и «народ» полностью зависели от божественного промысла, ни в малейшей степени не претендуя на какую-либо самостоятельность в сфере власти. Их роль заключалась лишь в передаче, воплощении небесной воли. Такое сверхъестественное объяснение природы власти, полностью исключавшее человека из числа творцов политики (государства), свидетельствовало о неспособности политической мысли того времени дать рациональное истолкование этого вида реальности, выявить его внешние и внутренние связи.

Это положение сохранялось  вплоть до появления трудов Фомы Аквинского, утвердивших иную интерпретацию  теологического подхода. Средневековый  мыслитель исходил из наличия  трех основных элементов власти: принципа, способа и существования. Первый исходит от Бога, второй и третий являются производными от человеческого права. Таким образом, и власть, и субъекты власти определялись не только сверхъестественным проявлением божественной воли, но и волей Человека. Власть выступала как некая комбинация невидимого, провиденциального управления и человеческих усилий. Божественный промысел формировал самые общие установления власти, а ее реальное, земное пространство и формы наполнялись действиями услышавших глас Божий людей, обладавших собственной волей и имевших собственные интересы.

6. Социологическая трактовка

Социологические определения  политики характеризуют ее через  другие общественные явления - экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию.  В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, социальные (стратификационные), правовые и этические (нормативные).

Экономические определения  политики, наиболее ярко представленные в марксизме, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Социальные определения политики трактуют ее как соперничество определенных общественных групп: классов и наций у марксистов и заинтересованных групп - за реализацию своих интересов с помощью власти - по А.Бентли и Д.Трумэну.

Правовые концепции политики  считают политику, государство производными от права, прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Яркими примерами правовой концепции политики являются теории, основанные на теории общественного договора, разработанные в учениях Спинозы, Гоббса, Локка, Руссо, Канта.

Этические или нормативные  дефиниции политики предполагают рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать. С этой точки зрения политика – это деятельность, направленная на достижение общего блага. Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др., целью – служение общему благу, а нормами – конкретные правила, законы, ведущие к его достижению.

 

 

Сложность, многосторонность политической жизни порождает реальное многообразие типов ее осмысления, политических методологий среди  которых выделяют:

- натуралистическую, когда рассматривается обусловленность политической жизни географической средой, климатом и иными природными факторами;

- биополитику, которая изучает общие для человеческих и животных сообществ черты поведения: приспособляемость, самозащиту, агрессию (К. Лоренц, Э. Фромм);

- психологическую интерпретацию политики, когда источник политических проблем видят в психических свойствах людей, в подсознательных импульсах, определяющих характер политического поведения и конфликтов, возникающих в политике (З. Фрейд, Г. Лассуэл);

- экономический детерминизм,  например, марксистский взгляд на  политику как "концентрированное  выражение экономики";

- - бихевиористская версия (от англ. behaviour - поведение) рассматривает политику как взаимодействие целей, поступков людей, политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации.

 

ВИДЫ И ФУНКЦИИ  ПОЛИТИКИ

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:

• экономическая — регулирование  отношений между гражданами и  социальными группами в экономической  сфере;  
• социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;  
• национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;  
• культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;  
• государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;

по уровням: 

• местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района); 

• региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации); 

• общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом; 

• международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене; 

• мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных  с решением глобальных проблем современности;

по объему: • стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса;  тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений; по функциям государства (по области распространения): • внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства; • внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.

В пределах каждого из названных  направлений можно выделить подвиды  политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.

Функции политики

Значение и роль политики как социального института обусловлены  функциями, которые она выполняет  в обществе. Количество функций может  быть различным. Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.

В идеале общество представляет собой сбалансированную и внутренне  согласованную систему взаимодействия различных сфер жизнедеятельности человека. В каждой сфере конкретные потребности реализуются с помощью органически присущих ей методов. Например, потребности в продуктах питания, товарах широкого потребления удовлетворяются экономической системой с помощью материальной заинтересованности производителя. Однако в традиционных или переходных обществах незрелость отдельных сфер компенсируется чрезмерным влиянием политики. Она выполняет не свойственные ей функции, вмешиваясь в различные сферы гражданского общества, зачастую подменяя его». Тем самьм сокращаются воз -

можности самореализации личности. Но общества, развивающиеся на основе политико-идеологических методов, имеют ограниченный ресурс развития, хотя и способны достичь впечатляющих успехов. Эти общества формируют внешнюю мотивацию деятельности (страх, насилие), совсем не развивают внутреннюю мотивацию личности (интересы и потребности).

 

Значение и роль политики обусловлены функциями, которые  она выполняет в обществе. Политика в современном обществе выполняет ряд наиболее значимых функций:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию в русле своего предназначения: формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивать для их осуществления необходимые ресурсы;

2) функцию мобилизации и обеспечения общей деятельности;

3) управленческую и регулятивную функцию (политика управляет социальными процессами, регулирует их);

4) функцию политической социализации (политика включает личность в общественные отношения);

5) гуманитарную функцию (функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности).

 

Новости

Челябинск(область)

Хлеб может подорожать на 15%

Ситуацию на рынке  прогнозирует вице губернатор Челябинской  области Иван Феклин.  
После того как в регионе завершилась уборочная компания по зерновым. Аграрии намолотили 660 тысяч тонн. Что в четыре раза меньше чем в прошлом году. Собственное же потребление зерна в области 2 млн. 300 тысяч тонн. Почти половина из которых фураж, который идет на нужды птицефабрик и свинокомплексов.  
Недостаток зерна регион компенсирует из собственных запав, которые составляют порядка 600 тысяч тонн. Остальное придется закупать в Тюменской и Курганской областях. Однако, уже сейчас зерно на рынке стоит около 9 тысяч рублей за тонну. Тогда как в прошлом году цена не превышала 4 тысяч.   
- Получается, есть объективная обоснование роста цены на хлеб. С точки зрения себестоимости увеличение возможно в пределах 15%, - считает вице-губернатор Иван Феклин  
Он так же отметил, что сейчас селяне ждут решения правительства России. Уже известно, что федеральный бюджет направит в помощь пострадавшим от засухи сельхозпредприятиям 12 млрд. рублей. Ущерб Челябинской области оценен в 3 млрд. рублей. По словам Ивана Феклина, если регион получит даже 30% от этой суммы, это можно считать удачей. 

Недостающую часть злаковых придется докупать. «У Тюмени в этом году неплохой урожай, Курган тоже, конечно, подсушило, но практически половину объема выращенного зерна они будут реализовывать, и оно, скорее всего, попадет с учетом логистики в Челябинскую область», – отмечает Иван Феклин, заместитель губернатора Челябинской области. 
Так же в области заканчивается уборка других культур. По предварительным данным, по картофелю недобор 40 %, по овощам 20%. Но по словам Феклина собранного урожая области хватит.

Информация о работе Функции политики