Функции политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:14, контрольная работа

Описание

Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.

Работа состоит из  1 файл

Функции политической системы.docx

— 53.44 Кб (Скачать документ)

Политика перестройки  породила многие непривычные, порой  противоположные процессы в нашем  обществе. В их числе едва ли не центральное  место занимает развитие новых общественных ассоциаций и объединений. Их называли по-разному: «неформальные», «самодеятельные» организации, «молодежные» группы и  объединения, «инициативные» организации. Наиболее часты были словосочетания, содержащие в себе определение «неформальные». В 1987–1988 гг. по мере реализации целей и задач провозглашенной реформы политической системы происходило формирование организаций, именующих себя политическими партиями. Первой, оппозиционной КПСС, партией объявил себя в мае 1988 г. Демократический союз (ДС).

Можно определить следующие  пути становления партийной системы  в Российской Федерации:

 

развитие многопартийности во многом идет от различных объединений  кружкового, клубного типа, организованных представителями элиты – духовной, экономической, политической. Многие партии возникли в результате деятельности лидеров, создавших партии «под себя» (верхушечные или «диванные» партии);

часть партий образовалась «почкованием»: одни из них выделились из КПСС (КПРФ, РКРП, ВКП(б), СК), другие –  в результате раскола недавно  созданных партий;

ряд партий возник под влиянием мировой партийно-политической практики (Социал-демократическая партия России, Российская партия «зеленых»);

некоторые партии представляют собой «второе издание» ранее  существовавших партий, что создает  видимость преемственности политического  развития. Таковы партии кадетов, монархистов, анархистов;

иные партии возникли как  новые для нашей политической жизни и не имеют российских аналогов (партия кооператоров и предпринимателей – Партия свободного труда, Партия экономической свободы, Национально-республиканская  партия, Партия российского единства и согласия).

В соответствии с традицией, сложившейся в мировой политической науке, по идейно-политической ориентации все партии и движения России можно  разделить на три большие части: правые, центристские и левые.

Правые выступают за создание сильного национального российского  государства, за особый, отличный от Запада путь развития России. К ним относятся  различные политические силы: от движения «Русское национальное единство» и  Конституционно-демократической партии – Партии народной свободы до «Союза казачьих войск» России и Российского  патриотического собора. Правоцентристской  ориентации придерживается Либерально-демократическая  партия России.

В центристском спектре наиболее крупными партиями являются «Единая  Россия» и «Яблоко».

Разнообразна палитра  левых сил. В их состав входят около  десяти партий и групп коммунистического  направления (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия, Партия диктатуры  пролетариата и др.). Наиболее влиятельная  из них Коммунистическая партия Российской Федерации. К левым силам относятся также Аграрная партия и многочисленные группы социал-демократической ориентации.

Период 2000–2005 гг. выявил, что  по сравнению с предыдущим избирательным  циклом расстановка политических сил  в России значительно изменилась: шла консолидация вокруг трех- четырех  партий; наибольшей популярностью в  начале XXI в. пользуются «Единая Россия», Союз правых сил, КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». При этом «Единая Россия» оттягивала и продолжает оттягивать на себя полюса других партий.

В анализе современного этапа  развития политических партий России, на наш взгляд, можно отметить следующие  факторы:

1) широкие слои населения  убеждены в том, что политические  партии в первую очередь должны  заниматься не борьбой за власть  или защитой интересов своих  членов, а выражать и отстаивать  интересы всех граждан, вне  зависимости от их принадлежности  к тому или иному социальному  слою, разрабатывать стратегию развития  общества, бороться за демократию; следствием данной убежденности  является отсутствие широкой  и прочной социальной базы  у действующих политических партий;

2) большинство партий  не имеют четкой идеологической  и политической программы, их  цели и задачи рас­плывчаты, неконкретны;

3) слаба организационная  структура партий, зачастую отсутствуют  местные организации. Существующие  партии не стали еще кадровыми.  Одновременно они не являются  и массовыми партиями, отличительная  черта большинства из них –  малочисленность, они больше напоминают  политические клубы или группы  по интересам;

4) отсутствует сплоченность  внутри партий и движений, в  них идет постоянная борьба  за влияние, руково­дящее положение;

5) слаба связь политических  партий с избирателями (зачастую  полная оторванность от них). Представители  многих партий и движений, пройдя  на выборах в органы власти, сразу же забывают о своих  обещаниях избирателям. Деятельность  многих партий активизируется  исключительно в предвыборный  период.

До парламентских выборов 2003 г. говорили о двух наиболее вероятных  альтернативах эволюции российской партийной системы. Первая – формирование многопартийной системы с доминирующей партией. Вторая – становление двухпартийной  системы, в рамках которой конкурируют  «партия власти» и КПРФ. Очевидно, что первая альтернатива становится реальностью.

 

27 ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ

В России существуют два  основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная.

Первая означает, что депутатские  мандаты при выборах в парламент  распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая - распределение  мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов. (Система абсолютного большинства, когда победителям является кандидат, получивший 50 процентов голосов плюс один от проголосовавших избирателей или система относительного большинства, когда победители становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат).

Мажоритарная система  имеет одночленные избирательные  округа, где побеждает простое  большинство голосов. Так происходит в США, Великобритании, Канаде, Австралии  и Новой Зеландии, Индии и Японии.

В одночленных округах  есть преимущество, заключающееся в  возможности объединения десятков мелких партий вокруг одной из двух - консервативной, или лейбористской, республиканской или демократической - традиционных партий.

Пропорционально-мажоритарные выборы в один тур при двухпартийной  системе дают возможность партиям-лидерам  поочередно подниматься на вершину  государственной власти. Мажоритарные выборы в два тура позволяют самостоятельно выступать на первом этапе каждой, даже небольшой, партии, что создает  условия для формирования многопартийности. Пропорциональная система голосования  провоцирует честолюбивые устремления  политических лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах  их намерения ограничиваются получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не набрав их, партия не имеет права  быть представлена в парламенте. Многопартийная система России во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования.

При выборах по производственному  принципу у кандидатов и партий исчезает необходимость искать поддержки  у властей и финансовых структур. Для избирательной кампании по месту  работы кандидатам не потребуется ни копейки! Не менее важно также, что  избиратели всегда будут хорошо знать, за кого они голосуют - ведь это будут  их коллеги! - легко смогут контролировать избранных ими депутатов и  отзывать, если депутаты станут защищать чужие интересы. При территориальных  выборах избиратели округов, работая  в различных местах, сорганизоваться  для контроля над депутатами практически  не способны. При выборах на производственной основе уже не будет иметь значения, сколько в стране партий, отпадает и проблема кворума избирателей. Невозможной сделается и фальсификация  результатов.

Таким образом, выборы на обсуждаемой  основе способны подорвать господство номенклатуры и мафии над законодательной  властью, а вслед за нею - над исполнительной и судебной. Система выборов по производственному принципу уже  хорошо отлажены в мире. Они применяются  при формировании центральных правлений  крупных концернов, имеющих много  филиалов, правлений кооперативных  объединений и федераций предприятий, принадлежащих работникам. В мире сейчас распространяется мнение, что  везде партийно-территориальная  система выборов втягивает в  кризис, не отвечает современным понятиям о демократии и должна быть реформирована  в направлении более прямого  представительства различных социальных слоев.

Формы участия  в политических процессах. Электорат.

Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение  можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие - это  влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки  политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что  политическое участие - это прежде всего  инструментальная активность, посредством  которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы  оно предпринимало желаемые для  них действия”.

К политическому участию  относятся действия по делегированию  полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение  митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и  групп интересов.

 В самом общем виде  многообразие форм и разновидностей  политического участия зависит  от определенных свойств действующего  индивида, характера режима правления,  а также от конкретной ситуации. Соответственно американские по­литологи  С. Верба и Л. Пай выделяют  следующие разновидности политического  участия: пассивные формы политического  поведения граждан; участие людей  только в выборах представительных  органов власти или только  в решении местных проблем;  политические действия активных  участников предвыборных кампаний; деятельность политических активистов, распространяющих свою активность  на всю сферу политики; профессиональные  действия политиков.

 Другой американский  ученый Милбэрт разделяет формы политического участия на «активные» (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.п.), промежуточные (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и политическими лидерами и т.д.), наблюдательные (ношение на де­монстрациях транспарантов, попытки других граждан вовлечь кого-либо в дискуссии и т.д.) и, наконец, выделяет «апатичное» отношение граждан к политике.

 В самом общем виде  различают мобилизованное и автономное  политическое участие. Первое  характеризует те формы вовлечения  индивида в политику, которые  исходят от власти, государства,  органов принуждения, создающих  условия для втягивания личности  в политические отношения помимо  ее воли. Следовательно, политическое  участие не является тем инструментом, посредством которого люди хотят  повлиять «на правительство таким  образом, чтобы оно предпринимало  желаемые для них действия».  Итак, индивид включается в политическую  жизнь, становясь заложником воли  лидеров, влас­тей, их искусства  манипулировать людьми.

 Разновидности автономного  политического участия, напротив, демонстрируют действия, которые  индивид предпринимает, во-первых, самостоятельно обращаясь к политическим  формам защиты своих интересов,  а во-вторых, столь же автономно  выбирая формы и каналы проявления  своей активности. В этом смысле  политическое участие наиболее  полно отвечает своей природе и сущности как инструменту разрешения индивидуальных проблем.

Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия.

К наиболее распространенному  типу относится электоральное поведение. На его направленность оказывает  влияние прежде всего идентификация  конкретного избирателя с определенной социальной группой или партией. Психологическая близость к группе ограничивает спектр политических ориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.

Многочисленные исследования показали, что на предпочтения избирателей  влияет множество факторов (пол, возраст, конфессиональная принадлежность, особенности  первичной социализации и др.), но существуют некоторые общие тенденции  поведения отдельных электоральных  групп. Так, мужчины, в целом, гораздо  более активнее женщин участвуют  в выборах. Образованные граждане демонстрируют  высокую степень политического  участия в избирательном процессе. Лица в возрасте от 35 до 55 лет более  активны, нежели молодежь или лица пожилого возраста. Влияние на активность оказывают  семейное положение и членство в  каких-либо организациях. Взгляды и  предпочтения женщин более консервативны, нежели у мужчин. Замужние неработающие женщины часто придерживаются политических установок своих мужей. Молодежь в определенной степени тяготеет к радикализму и охотно отдает свои голоса тем, кто обещает скорые перемены. Ее избирательные ориентации расходятся с ориентациями большинства  общества, а уровень активности относительно невысок. Люди пожилого возраста тяготеют к левым партиям.

Безусловно, вышеперечисленные  тенденции не абсолютны. Зачастую избиратель под влиянием сиюминутных настроений и впечатлений стремительно меняет свои ориентации и предпочтения. Не случайно некоторые, не лишенные чувства  юмора, политологи сравнивают характер среднестатистического избирателя с характером женщины.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения  как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия  в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов  и т.п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения  существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует  о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей.

Информация о работе Функции политической системы