Функции политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:14, контрольная работа

Описание

Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.

Работа состоит из  1 файл

Функции политической системы.docx

— 53.44 Кб (Скачать документ)

В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жёсткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству  вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лиши в  случае серьёзных антиконституционных  действий или преступления со стороны  президента ему может быть выражен  импичмент - он досрочно отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Отношения между парламентом  и президентом основываются на системе  сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов  и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент  вынуждены сотрудничать, находить общий  язык, даже если оба этих института  контролируются различными партиями.

Президентская республика не получила распространения в Западной Европе. В странах же с длительными  авторитарными традициями, прежде всего  в Латинской Америке, Азии и Африке, а также на территории бывшего  СССР, эта форма правления нередко  вырождается в «суперпрезидентскую республику». В ней почти вся реальная власть сосредотачивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где (Заир, Малави и др.) даже объявляется пожизненным главой государства.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии и некоторых других странах. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных чёрт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Её главная характерная черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь вправе распустить парламент с обязательным условием даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.

Президент, без согласования с парламентом, но, учитывая расклад  в нём политических сил, назначает  главу правительства, вместе с которым  они формируют кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым  контролирует его деятельность. Сам  президент не обладает правом законодательной  инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность  за деятельность правительства. Парламент  имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

Разнообразные республиканские  и монархические формы государства  не исчерпывают всех механизмов правления. Одним из них является институт референдума. Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством  всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических  стран мира, особенно на местном  уровне, хотя в целом он имеет  подчинённое значение по отношению  к законотворческой деятельности парламента.

В разных странах имеются  существенные расхождения в области  права инициирования референдума. В одних государствах (Великобритания, Швеция, Норвегия) инициаторами его  являются лишь парламент и правительство, в других (Франция) - и президент, в третьих (Австрия, Италия) - непосредственно  народ. В Швейцарии граждане могут  добиться проведения референдума по тому или иному закону, собрав 50 тысяч  подписей. Для того, чтобы референдум состоялся, вовсе не обязательно  в нём большинства населения. Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для их отмены. В ряде стран (Франция, Австралия) они обязательны для  принятия конституционных поправок.

Хотя проведение референдумов, особенно в масштабах всей страны, - дело достаточно сложное и дорогостоящее, с их помощью народ способен непосредственно  выразить свою волю, стать творцом  законов, проявить инициативу. Кроме  того, возможность проведения всенародного голосования заставляет государственные  органы и правительство больше ориентироваться  на мнение народа. Опыт многих стран  показывает, что наиболее эффективно использование референдумов на региональном уровне, где агитационные и мобилизационные  кампании не требуют больше финансовых затрат и поддержки со стороны  крупных организаций и где  люди лучше разбираются в сути решаемых вопросов. В некоторых странах (США, ФРГ) этот демократический институт используется лишь субъектами федерации  и более мелкими административно-территориальными единицами.

Территориальная организация  государства характеризует соотношение  целого и частей, центральных и  региональных органов властей. Различают  две основные формы территориального устройства государства: унитарную  и федеративную. Унитарное государство  представляет собой единую, политически  однородную организацию, состоящую  из административно-территориальных  единиц, не обладающих собственной  государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все  государственные, в том числе  и судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства  сформировались преимущественно в  странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например, Испания, имеют в своём инонациональные  образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью

Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания) и децентрализованным (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства  могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и др. Однако в отличие от субъектов федерации в области налогообложения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Главное отличие федерации  от унитарного государства состоит  в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают  в ней как крупные территориальные  образования (штаты, земли), так и  весь народ, состоящих из равноправных граждан. Федерация - это устойчивый союз государств, самостоятельных в  пределах распределённых между ними и центром компетенций, имеющих  собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное  гражданство.

По своему замыслу федеральный  принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение  и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другим особенностями; создать  оптимальные возможности для  выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной  подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных  функций; приблизить власть и управление к гражданам.

Федерация строится на основе распределения функций между  её субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая  может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопрос является исключительной компетенцией союзных органов, другая - субъектов федерации, третья - совместной компетенцией союза и его членов. Уважение союзным руководством и  всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов (земель).

Члены федерации - соучастники  общегосударственного суверенитета - фактически не обладают федеральным  суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве  союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться  во внутренние дела членов федерации  в случаях возникновения там  чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков.

Федерация как форма территориального устройства государства показала свою жизнеспособность. Этого нельзя сказать  о конфедерации - постоянном союзе  самостоятельных государств для  осуществления конкретных совместных целей. Её члены полностью сохраняют  государственный суверенитет и  передают в компетенцию союза  решение лишь ограниченного числа  вопросов, чаще всего в области  обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США, Швейцарии, Германии и некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадется.

В последние годы на территории бывшего СССР сделана попытка  создать Содружество Независимых  Государств (СНГ) - союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в  различных сферах. Такая форма  государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности содружества, не создаёт  властных гарантий управления ими своих  обязательств. Опыт развития Европейского союза свидетельствует, что долговременное объединение и сближение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов.

Формы территориального устройства и формы правления влияют на строение законодательной и исполнительной властей государства. Не менее важную значимость для нормального функционирования всего государственного механизма  имеет судебная власть. Независимое  правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми  государственными и общественными  учреждениями и гражданами, разрешать  возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного  строя.

 

25. Общественно-политические  движения, группы давления.

Политическое движение представляет собой солидарную политическую активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели.

Кроме партий на политической сцене активно действуют группы давления. В отличие от партий, они  не стремятся овладеть властью, а  ограничиваются влиянием, давлением  на власть, оставаясь при этом все  же вне её.

Теория "групп давления" была впервые сформулирована Бентли. Он рассматривал политику как взаимодействие заинтересованных групп, преследующих свои цели. Данный подход далее разрабатывался Истоном.

Группы давления - это  совокупность сложных общественных образований. Коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения  и отстаивания своих властно  значимых интересов в отношениях с государством, а также другими  политическими институтами. Они  обладают значительными возможностями  оказывать необходимый нажим  на политических деятелей и органы власти для принятия ими требуемого решения. Эти группы могут быть официально организованными или складываться неофициально в ходе каких-либо политических кампаний.

Функции:

1. Артикуляция интересов  - т.е. преобразования социальных  эмоций, ожиданий и чувств граждан  в определенные политические  требования. Например, неудовлетворенность  граждан своим уровнем жизни  может быть трансформирована  в призывы к повышению зарплаты  и т.д. 2. Информативная функция  - доведение до власти информации  о проблемах тех или иных  социальных групп. 

3. Агрегирование - согласования  различных потребностей и ожиданий  граждан. 

4. Формирование политических  элит - продвижение представителей  от групп интересов во властные  структуры 

В политический науке сложилась  достаточно разветвленная типология  групп давления, учитывающая разнообразные  черты их строения и деятельности:

1. С точки зрения происхождения  и степени организованности политологи  Алмонд и Пауэлл предложили деление групп давления на:

- Анемические - возникающие  стихийным образом как спонтанная  реакция на ту или иную ситуацию (например демонстрации, митинги).

- Институциональные - это  формальные объединения с определенной  организационной структурой, устоявшимися  функциями и профессиональным  кадровым аппаратом (например  представительства автономий в  федеральных центрах и др.).

2. С точки зрения специализации  деятельности выделяют:

Информация о работе Функции политической системы