Формы правления государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:23, реферат

Описание

Специфическими чертами обладала президентская республика в некоторых бывших странах социалистической ориентации. В отдельных государствах (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик) практиковалось избрание президента республики высшим органом (съездом или центральным комитетом) единственной в стране правящей партии. Председатель этой партии, избранный ее съездом, становился в соответствии с этим партийным постом автоматически президентом республики. Он получал лишь инвеституру (утверждение, вручение власти) в парламенте: последний не мог ни отказать в признании его президентом, ни избрать президентом дpyгoe лицо.

Работа состоит из  1 файл

Право.docx

— 36.73 Кб (Скачать документ)

При конституционной  монархии законы принимаются парламентом  и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как  и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывается от подписания принятых парламентом законопроектов.

Применительно к республиканской форме правления  в качестве оснований для ее подразделения  на подвиды могут выступать различия в уровне развития государств, степени  причастности всего населения или  его части к процессу осуществления  государственной власти, положении  в системе высших органов государственной  власти тех или иных институтов, в частности института президентства  или парламента, и др.

В зависимости  от названных и иных особенностей республиканских форм современные  республики разделяются на два вида: парламентарные и президентские.

Отличительными  чертами парламентарной республики являются следующие: верховенство парламента; ответственность правительства  за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на парламентской  основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы  государства либо непосредственно  парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентарной республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и  возглавляется премьер-министром. Парламентарные республики в настоящее время  существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии  и других странах.

Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках  президента полномочий главы государства  и правительства; отсутствие института  парламентской ответственности  правительства; внепарламентский метод  избрания президента и формирования правительства; ответственность правительства  перед президентом; сосредоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической  власти; нередко отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия  правительству. Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.

Названные формы  правления принадлежат современным  капиталистическим государствам. Что же касается форм правления, свойственных другим типам, в частности рабовладельческому и феодальному государствам, то они лишь по названию и общим признакам напоминают формы правления капиталистического государства. По своей же (оформляемой ими) сути и социально-классовому содержанию они далеко не совпадают с ними. Чтобы убедиться в этом, обратимся соответственно к каждой из форм правления рабовладельческого и феодального государства.

2. Виды форм правления

Понятие форма  правления используется в современной  литературе в двух основных значениях. С одной стороны, это обозначение  основополагающего принципа формирования высшего органа (высших органов) власти. С другой стороны, это конкретная конфигурация высших органов власти, с учетом их прав и обязанностей по отношению друг к другу и  к государству, даже к обществу в  целом.

В рамках первого  подхода традиционно различают  такие формы правления, как монархия и республика. Подробная характеристика этих форм правления основательно разработана  классической теорией государства  и права. Однако сегодня различия между монархией и республикой  не имеют самостоятельного значения для практики государственного управления.

Второй подход детализирует первый. Среди монархических форм правления выделяют абсолютную и конституционную монархии; последняя распадается на дуалистические и парламентские монархии. Республиканская форма правления существует в виде президентских (дуалистических), парламентских и полупрезидентских (смешанных) республик.

Выделение разных форм правления основано на нескольких стандартных критериях. Они могут  быть резюмированы следующим образом:

- способ занятия должности главы государства, его полномочия

- способ формирования правительства, его ответственность

- способы взаимодействия (взаимовлияния) главы государства, парламента и правительства.

Каждая форма  правления характеризуется определенным сочетанием трех этих базовых параметров.

2.1 Монархия

Монархия - форма  правления, при которой верховная  государственная власть принадлежит  одному лицу - монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и, как правило, передаётся по наследству.

Монархия с  точки зрения монархистов - это система  власти, непроизводная от каких бы то ни было земных институций и данная свыше. Монарх, в соответствии с такой  концепцией, получает власть от Бога по праву рождения[1]. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса - всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества) [2]. Монарх для монархиста - в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический.

Монархия имеет  свои разновидности: абсолютная монархия и конституционная.

Абсолютная монархия (от лат. absolutus - безусловный) - разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

При абсолютизме  государство достигает наивысшей  степени централизации, создаются  разветвленный бюрократический  аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается. Расцвет  абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII - начале XX веков С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства - монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн. В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале 16 века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610-1715). В Англии пик абсолютизма пришелся на правление Елизаветы I Тюдор (1558-1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах. Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию. В Германии абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а рамках отдельных княжеств. Особенности абсолютизма в различных странах определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции, и особенно в Англии влияние буржуазных элементов на политику было значительно больше, чем в Германии, Австрии и России. Характерным явлением для Европы второй половины XVIII века стал просвещенный абсолютизм, тесно связанный с идеями и практикой эпохи Просвещения. В целом абсолютистская система управления усиливали ощущение государственной общности у представителей различных сословий и социальных групп, способствуя тем самым формированию нации. По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии, которая консервировала архаичные феодальные порядки и сословные перегородки, стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путем, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную.

Конституционная монархия. Конституциомнная монамрхия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству.

Монархии делятся  на два вида: представительные, или  дуалистические монархии, и монархии парламентарные. И в тех, и в  других монарх делит власть с парламентом, но в то время, как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

Обычным юридическим  способом ограничения власти монарха  является постановление, что никакое  его повеление не имеет силы, пока оно не контрасигновано соответствующим министром. При этом, в монархии первого типа министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются; обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере гарантируется в таких государствах (хотя весьма недостаточно, как это доказывает пример Пруссии в эпоху конфликта 1862-66 г.) правом парламента вотировать бюджет.

В монархиях  второго типа министры ответственны перед парламентом и несмотря на то, что их назначение выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах последнего типа у монарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в их частных делах. Юридически за монархом остается громадная власть: и окончательное утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира - все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; однако и он представляет свое государство, является его символом.

Было бы неправильно  сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к  нулю. Если монарх желает, он может тормозить  правильный ход государственной  машины, вызывая министерские кризисы, отказывая в своей санкции  парламентским постановлениям, распуская  парламент, производя давление на него или на избирателей и проч. Еще  значительнее его роль, если он хочет  действовать конституционно; являясь  главным представителем государства  и исполнителем воли народа, он несет различные функции, важные в особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней.

В свою очередь  конституционная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентскую.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое  разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монархуПарламентарная монархия - конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Парламентарная  монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной  власти. Законодательная власть полностью  принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, которое несёт ответственность  за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентарные монархии в научной литературе зачастую именуют  конституционными монархиями.

В парламентарных монархиях (это наиболее распространённая их форма в настоящее время) правительство  формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство  голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нём большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха весьма ограничена во всех сферах государственной  жизни, прежде всего в законодательной и исполнительной. Причём ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер.

2.2 Республика как  форма правления

Республика - это  форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются  общенациональными представительными  учреждениями (парламент), а граждане обладают личными и политическими  правами.

Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной  власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.

Это означает, что  различным органам государства  поручается выполнять разные функции  по управлению государством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.п.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно - распорядительным органам) - выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.

Информация о работе Формы правления государства