Феномен политического лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 13:38, реферат

Описание

Лидер воплощает в концентрированном виде основные интересы политических групп, даже целой системы, со временем он превращается в определенный символ, становится героем группы или системы. Само по себе, это еще не является злом, однако здесь начинает действовать так называемый феномен эрозии власти. Его суть можно свести к двум Принципиальным положениям:

а) руководящие и управляющие действия в любой системе постепенно становятся все менее эффективными;

б) и второе чем высшая должность, чем высший административный уровень, тем более сильна тенденция к «порче» органов власти.

Содержание

1.Введение.


2.Содержание понятия лидерства.


3.Типы подходов к изучению лидерства.


4.Основные концепции политического лидерства.


5.Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 49.59 Кб (Скачать документ)

     М.Г.Херманн  также отмечает, что руководители и руководимые действуют в  определенном контексте, свидетельствующем  о “давлении”, оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди  таких требований можно назвать  следующие:

     - наличие и характер формализованных  правил для принятия решений;

     - степень подотчетности руководителя  руководимым;

     - сила и тип оппозиции;

     - характер любых разделяемых убеждений;

     - ресурсы, доступные для руководителя;

     - организационный пласт, лежащий  между руководителем и руководимыми.

Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может иметь место  лидерство, его контекст.

     Контекст  лидерства - это те параметры, в которых  осуществляется руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения  лидер будет уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах лидер может  использовать определенные процедуры, осуществляя руководство, кто будет  оценивать это руководство и  насколько эффективным сочтет его.

     Неотъемлемой  составной частью лидерства является и сам лидер, который наделен  властью принимать решения в  отношении других людей, группы, организации  или правительства, который несет  ответственность за последствия  любых своих решений.

     В социально - психологической литературе можно встретить такую типологию  лидеров. Существует два психологических  типа лидеров: “игроки” и “открытые”.

     Первые  внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют “пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим  интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются  с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся  правдами, а больше неправдами захватить  власть и как можно дольше при  ней удержаться. В итоге они  оказываются “калифами на час”.

     “Открытые”  лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все  вникнуть, чем завоевывают доверие  и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним  днем, пытаясь “урвать” от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в  их руках остается надолго. Именно они  являются истинными лидерами, обладающими  непререкаемым авторитетом у  своих подчиненных.

     В социально - психологической литературе существует также классификация  типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается существование  трех основных типов лидеров:

     - авторитарный;

     - демократический;

     - нейтральный.

     Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличное принятие решений, касающихся группы, слабый интерес  к работнику как к личности. Лидер демократического типа стремится  к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес к  неформальному человеческому аспекту  отношений. Для нейтрального типа лидера характерна полная отстраненность от дел коллектива.

Изучение трудов о лидерах позволяет предположить, что на руководство могут оказать  влияние следующие семь свойств:

     1. Основные убеждения лидера.

     2. Стиль лидера.

     3. Мотивы, которыми руководствуется  лидер, стремясь добиться определенного  положения.

     4. Реакция лидера на давление  и стресс.

     5. То, каким образом лидер впервые  оказался в положении руководителя.

     6. Предшествующий опыт лидера.

     7. Среда, в которой лидер начинает  свою деятельность.

     Итак, убеждения лидера это один из наиболее прямых способов понимания взаимосвязи  между тем, что представляет собой  лидер и тем, в чем он хочет  убедить своих сторонников.

     Убеждения определяют то, как лидеры интерпретируют  среду своей деятельности и помогают лидерам составить карту той  сферы, в которой они действуют. Убеждения включают в себя цели и  стратегии. Необходимо также знать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений. Чем прочнее убеждения лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно, что эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность.

     В книге “Основы социально - психологических  теорий” предложена концептуальная типология лидерства Б.Д.Парыгина, предполагающая дифференциацию лидеров  в соответствии с особенностями  их деятельности по трем различным  основаниям:

     1. По содержанию деятельности - лидер  - программист - “творец” ситуации, не только создающий, но и  в большинстве случаев разрешающий  ее, и лидер - “исполнитель”, то  есть приспособленец, чутко улавливающий  групповые настроения и приходящий  на смену лидеру - “программисту”  лишь после того, как ситуация  создана.

     2. По стилю руководства - авторитарный  лидер, ориентирующийся на себя, и демократический, ориентирующийся  на группу.

     3. По характеру деятельности.

     В организациях различают “формальное” и “неформальное” лидерство. Первое связано с установлением правил назначения руководителя и подразумевает  функциональные отношения. “Неформальное” лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти  типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитарного  руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации  падает.

     Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и  оппозиционных, крупных и мелких, крупных и рутинных и т.п.

     В заключение можно сказать, что существуют различные основания для классификации  и сравнения лидеров, а следовательно  и различные типологии лидерства. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. 
 
 
 
 

  1. Основные  концепции политического  лидерства

     История изучения политического лидерства  представляет собой пример обширного  многообразия подходов. Одни исследователи  определяют политическое лидерство - как " влияние ", другие - как " управление " третьи - как " принятие решений ", а четвертые признают лидерам  только " новаторов ", тех, кто " ведет вперед ", а руководителей, управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами

     Но  проблему политического лидерства  нельзя рассматривать однобоко политический лидер, по моему мнению, сочетает в  себе все эти качества.

     В политологии, начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных  и харизматических в зависимости  от того, на чем основываются их претензии  на власть. Понимая под лидерством способность «отдавать приказы» и «вызывать повиновение» он предложил:

     1.Традиционные  лидеры - опираются на вековые  традиции у кого не вызывающие  сомнений.

     2.Легальные  лидеры - должны получить власть  законным путем.

     3.Харизматические  лидеры - они стоят особняком,  их власть опираются не на  внешнюю силу, а на некое необычное  личное качество, которое М. Вебер  называет " Харизмой ". Это качество  не имеет четко выраженного  содержания, но оно достаточно  для того, чтобы у харизматического  лидера были последователи желающие  вручить ему политическую власть..

     Анализируя  подход М. Вебера  к проблеме лидерства, необходимо учитывать, что он выделял  «чистые типы» этого феномена. В реальной жизни индивид может  «совмещать» свойства нескольких видов  лидерства.

     Существуют  четыре собирательных образа лидеров: " знаменосец " " служитель ", " торговец ", " пожарник ".

     1. Лидер - ЗНАМЕНОСЕЦ - отличается собственным  видением действительности, имеет  цель, увлекает за собой людей,  определяет характер происходящего,  его темп, формирует политическую  проблематику.

     2.Лидер  - СЛУЖИТЕЛЬ - выражает интересы  своих приверженцев. О действует  от их имени, и задачи приверженцев  являются для такого лидера  центральными.

     3.Лидер  - ТОРГОВЕЦ - основывает свои отношения  с избирателями на способности  убедить избирателей в своей  стратегии, пойти на какие-то  уступки, тем самым добиться  поддержания своей политики.

     4.Лидер  - ПОЖАРНИК - реагирует на требования  масс, вызваны конкретной ситуацией,  что и определяет его действия  по тушению пожаров.

     Понятие лидерства и различные его  концепции возникли в западной науке  изначально на базе эмпирических исследований именно малых групп. Однако и трактовка  явления лидерства, и понимание  его причин механизмов проделали  значительную эволюцию. 

     Но  до сих пор, ни в социальной психологии, рассматривающей преимущественно малые группы, ни в политической психологии, которая под лидером понимает политического деятеля и поэтому анализирует проблемы на уровне больших социальных групп, однозначного понимания этого феномена нет. Каждый исследователь, давая свое определение, выделяет лишь тот или иной его аспект.

     Проанализировав различны подходы, Американский психолог Р. Стогдилл выявил, что практически  в всех случаях лидерство рассматривается  либо как фокус групповых процессов, либо как искусство вызывать согласие, либо с точки зрения ролевой дифференциации в позициях власти. Наиболее распространенные общепризнанные теории - это теории личностных черт, ситуативные ситуативно-личностные.

     Теория  черт возникли под влиянием исследований английского психолога и антрополога  Ф. Гальтона пытавшегося еще на заре века объяснить лидерство на основе наследственности. В рамках этого направления были предприняты исследования царских династий различных наций, анализ браков между правителями и т.д. Основной идеей такого подхода было убеждение том, что если лидер обладает качествами, отличающими его от его последователей, то эти качества можно выделить. Однако составить перечень таких черт тогда не удалось.

     Только  в 1940г. американский психолог К. Бэрд составил список и 79 черт, упоминаемых различными исследователями как "лидерские" Среди них были названы инициативность, общительность, чувство юмора энтузиазм, уверенность, дружелюбие и т.д. Но, ни одна из них занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были, упомянут лишь однажды, 16-20 - дважды, 4-5 - трижды и лишь 5% черт был названы четыре раза. Такой разброс мнений американский психолог Ю. Дженнингс объяснял субъективизмом этих теорий, они, по его мнению, большей мере отражали черты самих исследователей, чем черты лидера.

     Независимо  от отношения к этой теории и ее научной ценности люди продолжают считать, что политический лидер, в частности  президент, должен обладать некоторыми основными чертами. И от соответствия конкретного политика этому представлению  зависит степень его поддержки  массами. В американской политической культуре к подобны чертам относятся  в первую очередь честность, другие моральны качества и способность  вызывать доверие масс.

     По  мнению многих американских исследователей, именно обладание этими качествам  обеспечило популярность президенту Д. Эйзенхауэру. Во время предвыборной кампании 1952г. оценка Эйзенхауэра населением США скорее определялась отношением к нему как к герою войны, обладающему  рядом качеств, представлявшихся американцам  необходимыми.

     Для проверки теории черт были проведены  обширные конкретные исследования. Они  в значительной мере опровергли эту  теорию, так как специальные качества лидера совпадают с полным набором  психологических и социальных признаков  личности вообще.

     Кроме того в некоторых сферах деятельности , прежде всего в предпринимательстве, высокие моральные и интеллектуальные черты являются скорее препятствием.  

     На  смену теории черт пришли ситуативные  теории лидерства, соответствии с которыми появление лидера есть результат  места времени и обстоятельств. То есть в различных конкретных ситуация групповой жизни выделяются отдельные  члены группы, которые превосходят  других по крайней мере в каком-то одном качестве, поскольку именно это качество и оказывается необходимым  в это ситуации, человек, обладающий им, становится лидером.

     В этом смысле интересно высказывание американского исследователя Дж. Шнейдера том, что число военных  лидеров Англии пропорционально  числу конфликтов, в которые страна была вовлечена; это, по его мнению говорит  в пользу влияния на выдвижение лидера ситуативных факторов, в частности, социальной или политической ситуации в стране в тот или иной период.

Информация о работе Феномен политического лидерства