Дивидендная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:50, доклад

Описание

Основной целью разработки дивидендной политики являются установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственными или возможным будущим ее ростом, обеспечивающим стратегическое развитие предприятия.

Дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключается в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализаций её частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. Выбор типа дивидендной политики осуществляется в соответствии с финансовой политикой предприятия и основан на следующих теориях влияния размера дивидендов на рыночную стоимость предприятия и благосостояния акционеров:

Содержание

1.Понятие и типы дивидендной политики

2. Этапы формирования дивидендной политики

Работа состоит из  1 файл

финансовая политика.docx

— 31.50 Кб (Скачать документ)

     Дивидендная политика предприятия 

     1.Понятие  и типы дивидендной политики

     2. Этапы формирования дивидендной  политики 

     
  1. Термин  «дивидендная политика» связан с  распределением прибыли в акционерном  обществе. Однако, принципы и методы распределения прибыли применимы и предприятиями любой организационно правовой формы.

     Основной  целью разработки дивидендной политики являются установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственными или возможным будущим ее ростом, обеспечивающим стратегическое развитие предприятия.

     Дивидендная политика представляет собой составную  часть общей политики управления прибылью, заключается в оптимизации  пропорций между потребляемой и  капитализаций её частями с целью  максимизации рыночной стоимости предприятия. Выбор типа дивидендной политики осуществляется в соответствии с финансовой политикой предприятия и основан на следующих теориях влияния размера дивидендов на рыночную стоимость предприятия и благосостояния акционеров:

     1теория  – теория иррелевантности дивидендов. Разработана Миллером и Молерьяне. Они доказывают, что величина дивидендов не влияет на совокупное благосостояние акционеров, которая определяется способностью предприятия получать прибыль и в большей степени зависит от инвестиционной политики предприятия. Таким образом оптимальной дивидендной политики, как фактора повышения стоимости предприятия не существует. Данные утверждения справедливы при наличие ряда ограничений таких, как отсутствие налогов, эмиссионных и транзакционных издержек, равнодоступность информации и т.д.

     В развитии теории авторы пришли к выводу в предпочтительности начисления дивидендов по остаточному принципу. Таким образов  оптимальность дивидендной политики может пониматься только в том, чтобы  начислять дивиденды после того, как проанализированы все возможности  для эффективного реинвестирования прибыли и за счет этого источника  профинансированы все приемлемые инвестиционные проекты.

     2теория  – теория существенности дивидендной  политики. Разработана Гордоном, Линтнером. Они считают, что дивидендная политика существлена и влияет на совокупное благосостояние акционеров. Инвесторы исходя из принципа минимизации риска предпочтут текущие дивиденды возможным в будущем доходам, в т.ч. возможному приросту акционерного капитала. Текущие дивидендные выплаты уменьшают неопределенность инвесторов относительно целесообразности инвестирования средств в данное предприятие их устраивает меньшая норма прибыли на вложенный капитал или требуется инвесторами доходность, что приводит к возрастанию рыночной стоимости предприятия. Если дивиденды не выплачиваются, увеличивается неопределенность, возрастает требуемая инвесторами доходность, что приводит к уменьшению благосостояния акционера. Таким образом в формуле общей доходности акции дивидендная доходность имеет приоритетное значение.

     3теория  – теория налогового дифференцирования.  Разработана в конце 70годов 20века. Данная теория утверждает, что приоритетное значение имеет не дивидендная, а капитализационная доходность. Данная теория справедлива в случаи, если основная ставка налога на прибыль будет меньше, чем ставка налога на доходы, полученные в виде дивидендов.

     Акционеры предприятия, имеющего высокий уровень дивидендов будут требовать повышенный доход на акцию, чтобы компенсировать потери, связанные с повышеным налогообложением дивидендов. Таким образом предприятию не выгодно платить высокие дивиденды.

     Практические  использования этих теорий позволило  бы делить 3 основных подхода к формированию дивидендной политики. Каждому подходу  соответствует определенный тип  дивидендной политики.

    1. Консервативный подход. Ему соответствуют след. типы:
  1. Остаточная политика дивидендных выплат представляет, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворительна потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, в полной мере обеспечивающих реализацию инвестиционных возможностей предприятий.

      «+»: обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышения его финансовой устойчивости, высокая связь с  финансовыми результатами деятельности предприятия.

      «-»:нестабильности размера дивидендов. Как правило, она использовалась на ранних стадиях  жизненного цикла предприятия, связанного с высоким уровнем его инвестиционной активности

         2)Политика стабильного  размера дивидендных выплат. Предполагает  выплату неизменной их суммы  на протяжение продолжительного периода времени в течении нескольких лет. При высоких темпах информации сумма дивидендов корректируется на индекс информации.

         «+»:уверенность акционеров в неизменности текущего дохода

      «-»:слабая связь с финансовыми результатами устанавливает на низком  уровне

    1. Умеренный подход. Ему соответствуют след. типы:

         3)политика минимального  стабильного размера дивидендов  с надбавками в отдельные периоды 

         «+»:стабильная выплата  дивидендов в минимальном размере  при высокой связи с финансовыми  результатами.

         4)политика стабильного  уровня дивидендов – предусматривает  установление долгосрочного коэффициента  дивидендных выплат. Он показывает  долю чистой прибыли, направленную  на выплату дивидендов.

         «+»:высокая связь  с финансовыми результатами

         «-»:нестабильность размера дивидендов 
 

    1. Агрессивный подход:

         5)политика постоянного возрастания размера дивидендов. Возрастание дивидендов происходит в твердо установленных процентах прироста их размеров в предшествующем периоде.

         «+»:обеспечение  инвестиционной привлекательности  акций предприятия

         «-»:отсутствие гибкости в проведении политики, слабая связь с финансовыми результатами

         В РФ в настоящее время предпочитают типы дивидендной политики, обеспеченности высокой связи с финансовыми  результатами (1 тип и 4). В разных странах предпочитают политику стабильного  размера дивидендов (2 и 3 тип). 
 

  1. Дивидендная политика формируется по след. основным этапам:
  2. Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики

    Эти факторы подразделяются на 3 группы:

    1.факторы,  характеризующие инвестиционные  возможности предприятия:

    а)стадия жизненного цикла предприятия

    б)необходимость расширения предприятия своих инвестиционных программ, направленных на расширение воспроизводства внеоборотных активов

    в)степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности, требуемых ускоренной реализации.

    2.факторы,характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников:

    а)достижимость результатов собственный капитал, сформированных в предшествующем периоде

    б)стоимость привлечения дополнительного собственного и заемного капитала

    в)доступность кредитов для предприятия определяется уровнем платежеспособности предприятия и уровнем предложения кредитов

    3.прочие  факторы:

    а)уровень дивидендных выплат конкурентами

    б)возможность контроля над управлениям предприятия (низкий уровень дивидендов ведет к уменьшению рыночной стоимости акций, что увеличивает риск финансового захвата предприятия конкурентами)

    в)ограничение контрольного характера. В ряде стран величина дивидендов регулируется контролями(например, когда предприятие хочет получить долгосрочный кредит). В кредитном договоре оговаривается предел, ниже которого не может опускаться величина на распределенной на дивиденды текущей прибыли, либо минимальный процент реинвестиционной прибыли).

    г)ограничение связанное с недостаточной ликвидностью (дивиденды в денежной форме могут быть выплачены только, если у предприятия имеются денежные средства на расчетные счета). Предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов из-за отсутствия свободных денежных средств.

    д)ограничение информационного характера.

    В рыночных условиях информация по дивидендной  политике предприятия тщательно  отслеживается аналитиками, брокерами. Сбой в выплате дивидендов может  привести к снижению рыночной стоимости  акций. Стабильной дивидендной политикой  для некоторых акционеров служит индиктивной успешной деятельности предприятия.

  1. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с выбранным типом дивидендной политики.

Из суммы  чистой прибыли выплачивается формированные  за ее счет обязательные отчисления фонды. Остаточная сумма чистой прибыли  представляет собой дивидендные  корректировки в рамках которых реализуется соответствующий тип дивидендной политики. Остаточная часть чистой прибыли распределяется на капитализационную и потребляемую части. Потребляемая часть распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд персонала предприятия.

3)Выбор  форм выплат дивидендов. Основными  формами явл-ся:

1.выплата  дивидендов денежных средств

2.выплата  акциями, т.е. предоставление акционерам  вновь выполняемых акций на  сумму дивидендных выплат

3.автоматическое  реинвестирование – предоставляет  акционерам право индивидуального  выбора получать дивидендные  денежные средства или реинвестировать  их дополнительные акции.

4.выкуп  акций предприятия. Предприятие  на сумму дивидендного фонда  скупает на рынке часть своих  свободно обращающихся акций.  Это положительно увеличивает  прибыль на 1 акцию в следующем  периоде. Данная форма требует  соглашения акционеров.

4)оценка  эффективности дивидендной политики. Показатели:

  • Коэффициент дивидендных выплат
  • Собственная цена акции делиться на прибыль на 1 акцию
  • Динамика рыночной стоимости акции увеличивает показатель, который увеличивает эффективность дивидендной политики.
 
 
 
 
 

Бюджетирование, как инструмент управления деятельностью предприятия. 

  1. Понятие и  функции системы бюджетирования
  2. Организационные аспекты создания системы бюджетирования на предприятии
  3. Типы бюджетов
  4. Технология составления бюджета промышленного предприятия
 
 
     
  1. Приметильно к управлению финансами предприятия бюджет – это план деятельности, выраженный в экономических и финансовых показателях, формирующих доходы и расходы предприятия за определенный период времени.

     Бюджетирование  – это процесс разработки согласования, утверждения бюджетов и контроля за их исполнением.

     Основная  цель создания системы бюджетирования – это управление экономикой и финансами предприятия путем координации деятельности всех структурных подразделений для достижения единой количественно определенной цели.

     Основные  задачи финансовой политики бюджетирования:

  1. Экономически обоснованное планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  2. Оперативное отслеживание отклонений фактических результатов от поставленных целей, выявлением факторов этих отклонений, принятие решений о проведении регулирующих мероприятий
  3. Эффективный контроль над расходованием материальных и финансовых ресурсов

    Основные  функции системы бюджетирования:

  1. Планирование и координация – основа бюджетирования, по средством бюджетирования устанавливаются рамки определение финансовой политикой, а внутри рамок установленного бюджета принимаются все последующие управленческие решения
  2. Принятие решений и делегирование полномочий. Обусловлена тем, что система бюджетирования четко определяет процедуру принятия управленческих решений и разграничивает ответственность по ним.
  3. Оценка деятельности производится на основе показателей исполнения бюджета, который служит одной из характеристик текущей деятельности предприятия и качество её результата
  4. Взаимодействие и мотивация персонала – обусловлена тем, что деятельность по формированию корректировки, контролю и анализу бюджета предусматривает слаженную работу сотрудников различных служб предприятия
  5. Контроль и анализ

Информация о работе Дивидендная политика предприятия