Бытие политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:53, реферат

Описание

Бытие политической системы — это процесс действия ее субъектов: государственных институтов, партий, общественных организаций, элит, лидеров и всех граждан. Вне живой деятельности политических сил в ее многообразии типов, форм и видов невозможно осмыслить ни функционирования политической системы, ни особенностей политических режимов, ни в целом политического процесса.

Работа состоит из  1 файл

Бытие политической системы.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

   Бытие политической системы — это процесс действия ее субъектов:

государственных институтов, партий, общественных организаций, элит, лидеров и

всех  граждан. Вне живой  деятельности политических сил в ее многообразии типов,

форм  и видов невозможно осмыслить ни функционирования политической системы,

ни  особенностей политических режимов, ни в целом политического процесса.

Государство, например, как еще отмечал М. Вебер, есть комплекс специфических

совместных  действий людей. Оно перестает существовать в политическом смысле,

как только исчезает возможность  функционирования определенных типов совместных

действий. Главным образом — осуществления власти от имени общества особыми

группами  людей.

     Деятельностный подход  в политологии  не менее значим, чем в социологии. Смысл

политологической  науки заключается  в основном в объяснении сути процесса и

организации политических действий, их детерминации и  влияния на общество.

Категория деятельности при  изучении политических явлений играет роль

объяснительного принципа и методологического основания.

В начале данной работы хотелось бы сразу конкретизировать рассматриваемое во

второй части  работы понятие «политическая культура»

     Понятия «политическая культура» и «политическое сознание» используются для

обозначения сложных черт и взаимосвязей субъективной стороны политики.

     Политическая культура  — постоянно изменяющийся и развивающийся феномен,

чутко реагирующий на динамику окружающего мира. Присутствие в термине

«политическая культура» самого понятия «культура» создает ряд трудностей в его

определении. До сих пор нет  единого мнения, что  такое культура. Существует

множество ее определений, часто  весьма далеких друг от друга.

    

    

     Если под культурой  понимать всю сумму  результатов материального и духовного

производства  человеческого общества, то политическая культура представляет ту

часть общей культуры, которая  объединяет исторический опыт, память социальных

общностей и отдельных людей  в сфере политики, их ориентации, установки, навыки,

определяющие политическое поведение.

     Политическая культура  — это совокупность  официально принятых  и неофициально

бытующих  в данной стране политических норм, правил, принципов и обычаев,

которые достаточно жестко (хотя порой и незаметно) определяют, направляют,

ограничивают  политическое поведение  как государственных  деятелей, так и  рядовых

граждан. Нет политической культуры, единой для  Европы и Ближнего Востока,

Западного полушария и Дальневосточного региона. Существуют многие типы и

вариации  политической культуры — региональные, национальные и тд. В каждой

конкретной  стране есть собственная  базисная модель политической культуры, и

проявляется она в национально-специфических  формах.

     В осмысление политической  культуры большой  вклад внесли американские

политологи Г.Алмонд, С.Верба, СЛипсет, Л.Пай и др. Их подходы к изучению

проблемы  были разными. Политическая культура трактовалась то как

психологическое явление, как совокупность внутренних ориентации человека на

политические объекты, то как модель желательного поведения и мышления.

Объективистский подход призван был  раскрыть содержание политической культуры

через нормы и санкционированные  образцы поведения  граждан и групп. Однако все

исследования  были ориентированы на субъективный контекст политики, ценностные

ориентации  человека в политике, на оценочные суждения и мнения человека о

политических  объектах. Оценочные суждения отражают индивидуально-личностное

отношение к явлениям политики и власти, меру осознания  своего гражданского

долга, глубину понимания и значимости идей свободы, справедливости, равенства,

гуманизма.

I.                 Политическая деятельность –  специфическая форма активности

субъекта.

     Понятие деятельности охватывает все многообразие форм активного отношения

людей к окружающему миру — природному и социальному, включающему

целесообразное  изменение его  в соответствии с  человеческими потребностями.

Каждая  сфера жизни общества (экономическая, социальная, духовная и т. д.)

характеризуется совокупностью присущих ей форм и видов  деятельности, равно как

                         и общественных отношений.                        

     Особое место занимает  политическая деятельность, составляющая основное

содержание  политической сферы  жизни. Определить содержание понятия

политической деятельности — это означает дать существенное определение

политики.

     Возможны два концептуальных  подхода при рассмотрении проблемы политической

деятельности, вытекающие из неоднозначного понимания политической системы.

Один  из них: деятельность понимается, прежде всего, как саморегуляция

политической системы внутри себя, являющейся самостоятельным организмом.

Субъектами  деятельности выступают организационные группы лиц: парламентские,

партийные фракции, правящие группировки (элиты), правительство, другие органы

власти, лидеры, функционирующие непосредственно в политической системе. Иной

подход (чаще всего встречается  у марксистских авторов) базируется на понимании

политической системы в виде организации, управляемой внешними, по отношению к

политическим  институтам, социально-классовыми силами. Понятие политической

деятельности  в таком случае включает обобщенное выражение воздействий  на

систему социальных групп и общественных объединений, людей, то есть субъектов

гражданского  общества.

     Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных

действий  субъектов как  внутри политической системы, так и  вне ее, подчиненных

реализации  общих социальных интересов и целей. В основе своей  политическая

деятельность  — это руководство и управление общественными отношениями при

помощи  институтов власти. Ее суть — управление людьми, человеческими

сообществами.

     Конкретное содержание  политической деятельности составляет: участие в делах

государства, определение форм, задач и направления деятельности государства,

распределение власти, контроль за ее деятельностью, а  также иное воздействие  на

политические институты. Каждый из отмеченных моментов обобщает многообразные

виды  деятельности: скажем, непосредственное выполнение людьми политических

функций в рамках институтов государственной  власти и политических партий и

опосредствованное участие, связанное  с делегированием полномочий тем или иным

институтам; профессиональная и непрофессиональная деятельность; руководящая и

исполнительская деятельность, направленная на укрепление данной политической

системы или, напротив, на ее разрушение; институционализированная или

неинституционализированная  деятельность (к примеру, экстремизм); системная или

внесистемная  и т. д.

     М. Вебер, говоря о составе политической деятельности, подчеркивал, в первую

очередь, деятельность по сохранению порядка в стране, т. е. «существующих

отношений господства».

     Если говорить  об институтах, входящих  в политическую систему, то

деятельность  каждого из них имеет свои существенные признаки и, прежде всего,

раз личные цели и средства их достижения.

     Сущность политической  деятельности раскрывается в специфике ее объекта и

структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации  и

норм, наконец, самого процесса активности.

     Непосредственным  объектом политической  деятельности выступают политические

ценности, институты, политическая система в целом и стоящие за ними социальные

группы, партии, элиты, лидеры.

     В сферу политической деятельности включается не общество как целое, не

социально-классовые  отношения во всех возможных аспектах, а лишь отношения

общества, социальных групп, классов, слоев, элит к институтам политической

власти  и последних к обществу.

    

    

     Субъекты политической деятельности разнообразны. Отметим, в частности, два

их  вида: групповые и  индивидуальные субъекты. К групповым относятся:

классовые, национальные, территориальные (региональные), корпоративные,

элитарные субъекты. Индивидуальный субъект — любая политически активная

личность, действующая в  единстве с группой.

     Анализ политической  структуры общества  позволяет выявить разновидности

групповых субъектов (политических групп), сложившихся  в данной

социально-политической ситуации. Политические группы следует отличать от

социальных  групп. В качестве субъектов политического  действия зачастую

выступают лишь отдельные части (слои) больших социальных групп или смешанные

группы. Различные слои одной  и той же социальной группы или общности (скажем,

нации) нередко оказываются  ориентированными на неодинаковые, а иногда и на

противоположные цели и ценности.

     Существенный признак  политической деятельности — ее рациональность. Иными

словами, осознанная ориентированность на политические интересы, цели и

ценности; взаимосвязь мотивов  выбора целей и средств практических действий,

познавательной и оценочной деятельности. Отсюда (по М. Веберу) наличие двух

видов рациональности: целерациональное (осознанность, научная обоснованность

политических целей) и ценностно-рациональное (осознанность ценностей). То и

другое  доказывает превращение знания и ценностей в важнейшие факторы власти и

Информация о работе Бытие политической системы