Аристотель о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:04, контрольная работа

Описание

Цель работы – выяснить, как Аристотель понимает категории государства и права и их взаимоотношения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- познакомиться с политическими взглядами Аристотеля по его трудам и исследованиям историографов;
- показать связь взглядов великого философа с общественно-исторической обстановкой Древней Греции периода кризиса политической системы;
- рассмотреть учение Аристотеля о времени;
- проанализировать взгляды философа на государство и право, его отношение к частной и общей собственности, к различным формам правления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Аристотель об историческом процессе и государстве 5
1.1. Жизнь Аристотеля 5
1.2. Родовая община как элемент государства 7
1.3. Рабовладельческий универсализм Аристотеля 7
1.4. «Среднее» и идеальное государство в понимании Аристотеля 8
1.5. Историческая жизнь и ее структура по Аристотелю 10
Глава 2. Сила и слабость политических взглядов Аристотеля 11
2.1. Рассуждения философа о государстве 11
2.2. Отношение к общей и частной собственности 12
2.3. Представление Аристотеля о праве 13
2.4. Формы правления по Аристотелю 16

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство по образованию

Рязанский государственный радиотехнический университет

Кафедра вычислительной и прикладной математики 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     по  дисциплине

     «ПОЛИТОЛОГИЯ»

      На  тему:

     «Аристотель о государстве»

     Вариант   6 
 
 

                                   Выполнил: студент гр. 8043

                                   Горбунова А.А.

              Специальность: «Прикладная информатика (в экономике»)

                                   Проверил: Л.Д. 
 
 
 
 

                                   2010 г.

 

     Содержание 

 

      Введение 

     Античная  Греция оказала существенное влияние  на формирование политической культуры и европейской цивилизации. Маленькие города-государства пребывали в постоянных междоусобицах, хотя у них были общие боги, герои, язык и культура. Политическая раздробленность Греции объяснялась в основном природными условиями.

     Размеры городов-государств (полисов) были невелики. В период расцвета Афин в них насчитывалось 35-40 тысяч граждан. Небольшие масштабы городов-государств лишало полисы стабильности, и вели к быстрой смене политических форм. Но чем меньше была территория, тем теснее общение граждан. Жизнь человека вводилась в жесткие рамки законом или обычаем. Власть по отношению к личности всегда оставалась тоталитарной. Однако большинству граждан режим казался естественным. Те, кто выходил за рамки общепринятого, должен был поплатиться своим благополучием или даже жизнью.

     Античная  цивилизация основывалась на рабстве. В своих рассуждениях о государстве  и праве античные мыслители не выходили за рамки полиса служившего для них образцом и провозглашенного высшей формой общественной организации.

     Пик древнегреческой цивилизации приходился на VI-V века до н.э. в Пелопонесской  войне Афины терпят поражение. Начинается закат античной Греции. Кризис системы  привел к величайшему расцвету политической мысли, который был связан с именами  Платона и Аристотеля. В их сочинениях собрана политическая мудрость, накопленная древними греками.

     Изучением наследия великих греческих философов  занимались многие зарубежные и отечественные  ученые. Не ослабевает внимание к этой научной проблеме и по сей день.

     В современных условиях демократизации всех сфер общественной жизни особую актуальность приобретает проблема взаимодействия личности и государства.

     В бывших социалистических странах общественная, гражданская, неполитическая жизнь  регламентировалась государством, его исполнительным аппаратом. Изменения, происшедшие в общественной жизни в нашей стране, существенным образом повлияли на взаимоотношения личности и государства. Эти процессы усилили интерес к проблеме данной работы.

     Цель  работы – выяснить, как Аристотель понимает категории государства и права и их взаимоотношения.

     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - познакомиться с политическими  взглядами Аристотеля по его  трудам и исследованиям историографов;

     - показать связь взглядов великого философа с общественно-исторической обстановкой Древней Греции периода кризиса политической системы;

     - рассмотреть учение Аристотеля  о времени;

     - проанализировать взгляды философа  на государство и право, его  отношение к частной и общей  собственности, к различным формам правления.

     Объектом  изучения будет учение Аристотеля.

     Предметом исследования – политические взгляды философа, его понимание государства и права. 
 
 
 

 

      Глава 1. Аристотель об историческом процессе и государстве 

     1.1. Жизнь Аристотеля 

     Отец Аристотеля Никомах был врачом города Стагиры, а также придворным медиком Аминты III, царя соседней Македонии. Рано оставшись без родителей, юный Аристотель воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около двадцати лет, вплоть до смерти Платона ок. 347 л. до н.э. За это время Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и до сократические источники и многие другие дисциплины. По-видимому, Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. В этот период в защиту платоновского учения им были написаны несколько диалогов популярного характера. Возможно, к этому же времени относятся работы по логике, «Физика» и некоторые разделы трактата «О душе». Широко распространенная легенда о серьезных трениях и даже открытом разрыве между Аристотелем и Платоном еще при его жизни не имеет под собой оснований. Даже после смерти Платона Аристотель продолжал считать себя платоником. В «Никомаховой этике», написанной гораздо позже, в зрелый период творчества, имеется трогательный экскурс, в котором чувство благодарности наставнику, приобщившему нас к философии, уподобляется благодарности, которую мы должны испытывать в отношении богов и родителей. Однако около 348–347 л. до н.э. преемником Платона в Академии стал Спевсипп. Многие члены Академии, и среди них Аристотель, были недовольны этим решением. Вместе со своим другом Ксенократом он оставил Академию, войдя в небольшой кружок платоников, собранный Гермием, правителем Асса, небольшого города в Малой Азии. Вначале здесь, а позднее в Митилене на  о. Лесбос Аристотель посвятил себя преподавательской и исследовательской деятельности. Критикуя Спевсиппа, Аристотель занялся выработкой такой интерпретации учения Платона, которая, как ему казалось, ближе к философии учителя, а также лучше согласуется с действительностью. К этому времени их отношения с Гермием сделались более тесными, и под его влиянием Аристотель, следуя принципиальной ориентации платонизма на практику, увязал свою философию с политикой.Х

     Хотя, Аристотель продолжал считать себя платоником, характер его мышления и идеи оказались теперь иными, что вступало в прямое противоречие со взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями учения самого Платона. Этот критический подход выразился в диалоге «О философии», а также в ранних разделах работ, которые дошли до нас под условными названиями «Метафизика», «Этика» и «Политика». Чувствуя свое идейное расхождение с господствующим в Академии учением, Аристотель предпочел основать в северо-восточном предместье Афин новую школу – Ликей. Целью Ликея, как и целью Академии, было не только преподавание, но и самостоятельные исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных учеников и помощников.

     Совместная деятельность оказалась в высшей степени плодотворной. Аристотель и его ученики сделали множество существенных наблюдений и открытий, которые оставили заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом для дальнейших исследований. В этом им помогали образцы и данные, собранные в дальних походах Александра. Однако глава школы уделял все большее внимание фундаментальным философским проблемам. Большая часть из дошедших до нас философских произведений Аристотеля написана в этот период.

     После внезапной смерти Александра в 323 г. до н.э. по Афинам и другим городам Греции прокатилась волна антимакедонских выступлений. Положение Аристотеля было поставлено под угрозу из-за его дружбы с Александром, а также недвусмысленно выражавшихся им политических убеждений, которые приходили в противоречие с патриотическим энтузиазмом городов-государств. Под угрозой преследований Аристотель покинул город, чтобы, как он говорил, не дать афинянам совершить преступление против философии во второй раз (первым была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось доставшееся ему от матери имение, где, после непродолжительной болезни, умер в 322 г. до н.э.  

     1.2. Родовая община как элемент государства 

     В понимании Аристотеля, время неотделимо от движения и изменения. Оно есть различение «прежде» и «после» в событии. В событии всегда есть порядок протекания, «так как движущееся движется от чего-нибудь к чему-нибудь». Когда мы начинаем воспринимать этот порядок, перед нами уже не событие, а время. Время есть мера движения.

     Аристотель  определяет то специфическое, чем отличается человеческая история. Первым составным  элементом всякой исторической единицы, по мысли философа, является родовая  община. Она состоит из отношений  мужа и жены и из отношений отца к детям. Государство есть «только объединение этих родовых общин»1. Эту мысль Аристотель высказывает во многих местах своего трактата «Политика». Подытоживая вековое развитие своей страны, Аристотель выделяет родовую общину как один из значимых элементов государства. То, что родовая община введена Аристотелем в само понятие государства, свидетельствует о широте и глубине его исторического мышления. В период полного господства общинно родового строя, когда еще не существовало большого развития наук и искусств, когда все развивалось по типу общинно родовых отношений, в этот период вообще все могло объясняться по типу общинно родовых отношений. 

     1.3. Рабовладельческий универсализм Аристотеля 

     Кроме родовой общины, другим важным элементом всякого исторического государства является у Аристотеля рабство. По мнению великого философа, никакое государство невозможно без наличия в нем господ и рабов. Античный способ производства в основном всегда был результатом непосредственного физического труда одних и организующей воли других. Однако философ тут не ограничивается простой констатацией факта. Аристотелю принадлежит глубокий анализ понятия раба и отчетливое о нем представление в отличие от мыслителей предшествующего периода.

     По  Аристотелю, «рабом является только тот человек, кто является рабом по своей природе». Сама природа требует рабства для существования государства. Аристотель не находит в нем ничего постыдного и противоестественного. Законы природы можно нарушать. Раб может восстать против своего господина, но это противоестественно, безобразно, уродливо и требует уничтожения.

     Аристотель  тонко анализирует понятие раба, утверждает универсальность рабства  во всем мире, включая неодушевленную природу, спорит с различными непоследовательными теориями по этим вопросам.

     Противоположение  господина и раба является отношение целого и его частей. Если нет целого, то нет и частей. Если же есть части, то есть и целое, частями которого они являются. Раба необходимо считать естественной частью господина. Господин же управляет всеми своими рабами и из бессмысленности превращает их в осмысленное целое. Это, по мнению Аристотеля, и естественно, и логично, и морально, и справедливо. 

     1.4. «Среднее» и идеальное государство в понимании Аристотеля 

     Все исторические формы государственного устройства у Аристотеля везде разные, везде имеют те или другие преимущества или недостатки. По мнению философа, наилучшим государственным строем будет тот, где господствуют люди и не очень богатые, и не очень бедные. Элементы этого «среднего» строя можно находить в самых разнообразных государствах: монархии, аристократии, олигархии, демократии. Скорее всего, это будет умеренно-аристократический строй. Однако Аристотель приходит к выводу, что этот «средний» строй редко когда осуществлялся в Греции. Иллюзией является то, что Аристотель находит осуществление «среднего» строя в тех многочисленных городах, которые строил Александр Македонский во время своих мировых завоеваний.

     Государство, по Аристотелю, должно быть фактическим  осуществлением добродетели. Добродетель и красоту философ понимает как серединную гармонию между двумя крайностями.

     Высокая мораль и разум свойственны у  Аристотеля только высшему классу. Она не свойственна ни ремесленникам, ни рыночным торговцам, ни поденщикам.

     У рабов вообще не существует рассудка. Наиболее разумным и максимально  доступным государственным строем является, по мнению Аристотеля, не тот, в котором господствуют только разумные и моральные люди, но и не тот, который создается хамами и всякой низовой сволочью. Надо придумать нечто третье, «где мораль господ осуществлялась бы реально, а безнравственность низов получала бы известного рода преобразования и приобщалась бы к общегосударственной добродетели и разуму». Эта аристотелевская иллюзия отражает общегреческий идеал умеренности и гармонии.

     Если  в государстве, по мысли Аристотеля, имеется только один муж, обладающий предельной добродетелью, то пусть  он и будет единственным управителем  государства, его волей и законом. Если таких правителей окажется несколько, то власть должна принадлежать всем им, и это будет аристократия.

     Самым резким образом Аристотель критикует  тиранию. Не меньшей критике подвергаются у Аристотеля фактические аристократии, которые он наблюдает в своих  исторических изысканиях и в своей современности.

     В идеальном государстве Философ  признает только два сословия. Это  военные, они же и установители законов  и жрецы, а также и судьи. Они  не могут заниматься ремеслами или  земледелием, но только пребывают в  состоянии досуга, заполненного науками или искусствами для умножения своей добродетели.

     Другое  сословие – это ремесленники, земледельцы и рабы. Им, как и всем гражданам, должна быть свойственна добродетель, но эта добродетель заключается в повиновении и подчинении высшему сословию. Учить их не для чего, ибо у них нет ума. Кроме государственной земли, на которой они работают, они могут иметь и собственную землю – в пределах своей рабской добродетели. Их цель – кормить и содержать все государство.

     В качестве идеального государства Аристотель обрисовывает такое, которое является нерушимой автаркией, осуществляет высшую моральную ценность эвдаймонию. Эвдаймония – это наивысшее состояние ума, наивысшее его сосредоточение, полное уподобление божескому существованию: «...всякий наилучший полис должен пользоваться эвдаймонией и проявлять прекрасную деятельность». 

Информация о работе Аристотель о государстве