Аграрная реформа Столыпина П.А. и ее результат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:37, контрольная работа

Описание

Для аграрной России, 87% населения которой числилось на 1897 год крестьянским, основным социальным вопросом оставался крестьянский вопрос. В эти годы русская деревня входила в пик разорения. Тяжесть налогового бремени, громадные выкупные платежи, неадекватная ценовая политика, все это вело к истощению средств широких крестьянских масс. Увеличение численности аграрного населения приводило к росту перенаселенности и крестьянского малоземелья, при низком уровне техники и агрикультуры, влекущими за собой массовое «оскудение» деревни. Голод в аграрных регионах превратился в настоящее бедствие для страны: массовые голодовки стали явлением обычным, повторяясь в среднем каждые три года.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………...….4
2. Столыпин П.А (1862-1911)…………………………………………………………………………………………………………..……5
3.Предпосылки аграрной реформы :
3.1Крестьянская реформа 1861г……………………………………………………………………………………….…7
3.2 Итоги реформы 1861г……………………………………………………………………………………………..…….8
3.3 Подготовка аграрных преобразований
3.3.1 Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности…10
3.3.2 Прощение долгов по ссудам из продовольственного капитала………….…..11
3.3.3 Отмена выкупных платежей………………………………………………………………..….…11
3.3.4 Учреждение землеустроительных комиссий……………………………………..…….12
3.3.5 Аграрные законопроекты в Первой и Второй Думах……………………..………..13

4. Столыпинская аграрная реформа
4.1 Общее описание аграрной реформы…………………………………………………………………...…13
4.3Цели реформы…………………………………………………………………………………………………………..14
4.4 Ход реформы
4.4.1 Этапы и сроки проведения реформы…………………………………………...…..14
4.4.2 Превращение крестьян в землевладельцев………………………………….…16
4.4.3 Переселение крестьян…………………………………………………………………….…19
4.4.4 Крестьянский банк. Покупка земли……………………………………………….….19
4.4.5 Кооперативное движение…………………………………………………………..…….20
5. Итоги реформы…………………………………………………………………………………………………………………………….…20
5.1 Экономические…………………………………………………………………………………………………...21
5.2 Социально- политические……………………………………………………………………………….….22
6. Используемая литература……………………………………………………………………………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 99.04 Кб (Скачать документ)

Отмена самих выкупных платежей была более конструктивным мероприятием, чем многократно производимое ранее аннулирование неустоек по просроченным платежам (представлявшее собой прямое стимулирование задержек выплат). Однако и это мероприятие  поставило общины, выплачивавшие  выкупные платежи с задержками и  отсрочками, в более выгодное положение, чем общины, завершившие выкуп  досрочно. В результате, данное мероприятие  было воспринято крестьянами более  как отступление правительства  перед натиском аграрных волнений лета 1905 года, чем как полезная субсидия. Невыполнение законных обязательств получило некоторую награду, и это послужило  одной из причин того, что данная мера (самая дорогостоящая из всех принятых) не достигла главной цели — аграрные волнения к лету 1906 года возобновились с ещё большей силой (см. далее).

Принципиальным следствием отмены выкупных платежей была потенциальная  возможность дальнейшей реформы  землевладения. Сельские общества как коллективные владельцы земли и владельцы подворных участков и ранее могли располагать своей землей достаточно свободно, но только при условии, что был завершен её выкуп (или же она была куплена в ходе частных сделок уже после наделения), в противном случае любые операции с землей требовали согласия государства как кредитора. При отмене выкупных платежей сельские общества и владельцы подворных участков улучшили качество своего права собственности .

 

   3.3.4 Учреждение  землеустроительных комиссий

4 марта 1906 года (при председателе  Совета министров С. Ю. Витте, главноуправляющем землеустройством и земледелием А. П. Никольском) Высочайшим указом [36] были учреждены комитет по землеустроительным делам при главном управлении землеустройства и земледелия, губернские и уездные землеустроительные комисии. Комитет и комиссии, объединявшие чиновников различных ведомств, представителей земств и представителей от крестьян, имели главной целью содействие крестьянам при покупке земли через Крестьянский поземельный банк. Как консультационные органы комиссии проработали недолго, и уже в 1906 году их задачи и полномочия были существенно расширены .

 3.3.5 Аграрные законопроекты в Первой и Второй Думах

В I Государственную Думу, открывшуюся 27 апреля 1906 года, было внесено три аграрных законопроекта (партией народной свободы, трудовой фракцией, социал-демократической фракцией). Проекты не имели полной проработки и являлись политическими декларациями, а не практическими планами действий.

Законопроект кадетской фракции (партия народной свободы), составлявшей относительное большинство в Думе, требовал увеличения крестьянского землевладения за счёт государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель, которые должны были быть переданы крестьянам безвозмездно. В особых случаях (прежде всего, по отношению к землям, постоянно сдаваемым в аренду крестьянам) кадеты допускали принудительное отчуждение государством частновладельческих земель за справедливое вознаграждение, с последующей безвозмездной передачей их крестьянам. О форме собственности в программе кадетов не говорилось ничего, подразумевалось, что сохранятся существующие практики общинного землевладения.

Законопроекты социал-демократов и трудовиков (легального думского крыла партии эсеров) предусматривали полную национализацию всех частновладельческих и общинных земель без уплаты вознаграждения (в том числе землю предлагалось отнять и у крестьян - частных собственников), запрет частной собственности на землю, передачу земли на уравнительной основе во временное пользование всем желающим её обрабатывать собственным трудом.

Ни с одной из этих двух программ правительство, в части  принудительного отчуждения помещичьих земель, не могло согласиться. Причиной было не только традиционный консервативный и ориентированный на поддержку  дворянства курс, но и серьёзно обоснованное убеждение в том, что такая  мера не только разрушит наиболее эффективный  сектор сельского хозяйства, но и  не принесет ничего, кроме убытков, и самим крестьянам.

Через 72 дня, 8 июля 1906 года, не успев принять ни одного закона, «Дума народного гнева» была распущена  императором.

С открытием II Думы (20 февраля 1907 года) ситуация не претерпела никаких изменений. 10 мая 1907 года П.А.Столыпин выступил перед Думой со своей знаменитой программной речью, содержавшей развернутую программу реформ. Проявившееся при этом отторжение правительственного курса большинством депутатов заставило Столыпина принять решение не вносить в Думу уже частично или полностью подготовленные законопроекты реформы, а распустить её при первом возможном случае. Хотя аграрный вопрос формально не являлся непосредственной причинойроспуска II Думы (состоявшегося 3 июня 1907 года), он представлял собой один из важнейших пунктов, по которым компромисс между Думой и правительством оказался полностью невозможным.

 

Столыпинская аграрная реформа

4.1 Общее описание аграрной  реформы

Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.

 

4.2 Цели реформы

Если говорить кратко, то главная  цель аграрной реформы столыпина была в том, что бы всем крестьянам дать возможность стать, собственниками земли, «списав» платежи за ее выкуп. Более того, он ратовал за то, чтобы земля передавалась по наследству. Петр Аркадьевич имел в виду вынудить помещиков экономически продавать свои наделы крестьянам. Так и получилось. Крестьянский банк скупал помещичьи земли и продавал крестьянам. Продавал на самых льготных кредитных условиях.

Предусматривался эволюционный путь реформы. В принципе, цель аграрной реформы столыпина была и в том, какими методами ее достичь. Предлагались такие, как силой отнять землю у помещиков, просто ничего не делать и ждать, экономическими методами мотивировать и помещиков, и крестьян к справедливой реформе без резкого нарушения закона на право собственности. Петр Аркадьевич пошел по третьему пути. Надо сказать, что реформу обедневшие помещики восприняли как панацею от проблем, которые на них свалились в силу неумелого хозяйствования. Они и стали основными донорами земельного фонда, из которого формировался массовый сельский земельный частник.

 

 

4.4 Ход реформы

4.4.1 Этапы  и сроки проведения реформы

Закон 14 июня 1910 года

14 июня 1910 года был принят  закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» [44], представлявший собой закон 1906 года, повторно, после бесчисленных многоступенчатых обсуждений, внесенный правительством в III Думу в январе 1908 года. Закон, кроме описанных выше положений закона 1906 года, содержал также и важные новации; он явился следующим шагом в деле разрушения традиционной сельской общины.

Все общины, в которых  не было общих переделов с момента  наделения их землею, признавались общинами с подворным землевладением. Все владельцы участков в общинах  с подворным землевладением (включая  и те общины, в которых подворное  землевладение практиковалось ранее, и те общины, которые были причислены к ним данным законом) получили права  частных собственников, даже если они  и не заявляли такого желания. Для  юридического закрепления права  собственности крестьянину надо было получить удостоверительный приговор сельского схода, который сход должен был постановить в обязательном порядке в месячный срок, простым  большинством голосов. При отказе схода  выдать приговор, необходимые документы  выдавались земским начальником.

Закон провозгласил частную  собственность на весьма значительную часть надельных земель. В губерниях  Европейской России наделы не производились  с момента наделения землей в 58 % общин и селений, составлявших 3.716 тыс. домохозяйств площадью 33.7 млн десятин [45].

В тех общинах, которые  производили переделы, за каждым домохозяйством сохранялось право требовать  укрепления земли в частную собственность  на условиях, близких к закону 1906 года. Не претерпели существенных изменений  и правила для крестьян, желающих получить отрубной участок.

Закон представлял собой  некоторое отступление от прежнего курса на выделение участков к  одному месту, связанное с тем, что  землеустроительные комиссии не справлялись  с потоком заявлений на землеустроительные работы — в 1910 году было подано около 450 тыс. ходатайств о землеустройстве, из которых удалось реализовать только около 260 тыс.[46]. Правительство было вынуждено предпочесть закрепление в собственность чересполосных владений (как требующее меньшего объёма землеустроительных и организационных работ) отсрочкам в исполнении заявлений на полное разверстание.

Большие дискуссии вызвал вопрос о том, личной или семейной должна быть собственность. Столыпин твердо держался позиции, что земля должна находиться в личной собственности  крестьянина-домохозяина, отсутствие необходимости семейного консенсуса при распоряжении землей облегчало, по его мнению, хозяйственный оборот.

[править]Закон о землеустройстве 1911 года

29 мая 1911 года был издан  закон «О землеустройстве» [47]. Закон существенно детализовал положения ранее изданных законов 1906 и 1910 годов, заменив собой действовавшие де-факто ведомственные инструкции. Закон был внесен ещё в I Думу в 1906 году, однако его принятие чрезвычайно затянулось.

Особенностями закона были следующие положения: 

— возможность принудительного  разверстания не только общинных надельных земель, но и чересполосных с ними частных земель; 

— четкий перечень тех земель, которые  не могут быть разверстаны без  согласия владельцев (земли под застройкой, под виноградниками и т. п. ценными насаждениями, под разными промысловыми сооружениями);  

— право любого селения требовать  выдела земли (если сельское общество состоит из нескольких селений); 

— отдельный домохозяин может требовать  выдела себе земли к одному месту  только до решения общины о переделе, и если это возможно без особенных  затруднений; одна пятая домохозяев может требовать выдела им участков к одному месту в любое время  и в любом случае; 

— полный передел всех общинных земель с выделением их к одному месту  производится по требованию половины домохозяев (при подворном владении) или двух третей домохозяев (при  общинном владении); 

— возможность производить землеустройство, не ожидая окончания различных судебных споров, связанных с данной землей.

Закон, в целом, подчеркнул курс на выделение хуторов и отрубов  и на полное разверстание сельских обществ. Высокая деталированность закона способствовала уменьшению количества недоразумений и жалоб при землеустройстве.

 

Законодательной основой  реформы стал Указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения Указа были закреплены в Законе 1910 г., одобренного Думой и Госсоветом. Серьезные уточнения в ход реформы внес закон 1911 г., отражавший изменение акцентов правительственной политики и означавший начало второго этапа реформы.

В 1915-1916 г. в связи войной проведение реформы фактически прекратилось. В июне 1917 г. реформа была официально прекращена Временным правительством.

Реформа осуществлялась усилиями главного управления землеустройства и земледелия, возглавлявшегося А.В. Кривошеиным и столыпинским министерством внутренних дел. 

 

4.4.2 Превращение  крестьян в землевладельцев

Одним из первых мероприятий правительства  под руководством Столыпина была передача в собственность крестьян казенных, удельных и кабинетских  земель.

27 августа 1906 вышел указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землевладения» [49]. Все казенные земли сельскохозяйственного назначения (а в некоторых случаях и лесные угодья) подлежали, по мере прекращения действующих договоров аренды, продаже крестьянам через Крестьянский банк. Вопрос оценки продаваемых земель и организация землеустроительных работ были возложены на местные землеустроительные комиссии.

Продажа крестьянам казенных земель не вызвала ажиотажного спроса, так  как в тех местностях, где эти  земли имелись, земельный голод  не ощущался сильно. Продажи достигли максимума в 1909 году, когда было продано 55 тысяч десятин, а всего за 1907—1914 годы было продано 232 тысячи десятин, то есть ничтожно малое количество. Крестьяне  находили аренду казенных земель более  выгодной, чем выкуп. В 1913 году было сдано в аренду 3188 тысяч десятин (из них обществам 945 тыс. дес., отдельным домохозяевам 1165 тыс.дес., товариществам 1115 тыс.дес.), средние арендные ставки составляли от 184 коп. за десятину в 1907 году до 284 коп. за десятину в 1914 году [46].

19 сентября 1906 года под нужды  крестьян-переселенцев были отданы  кабинетские земли Алтайского  округа [50].

Одному домохозяйству могла  быть продана земля не свыше нормы, отдельно устанавливаемой для каждой местности (как правило, около 3 десятин  на работника).

Система землеустроительных учреждений была трехуровневой и подчинялась  Главному управлению земледелия и землеустройства (ГУЗиЗ).

Нижним звеном системы были уездные землеустроительные комиссии, состоявшие, под председательством уездного предводителя дворянства, из председателя уездной земской управы, непременного члена — чиновника ГУЗиЗ, уездного члена окружного суда, члена от Удельного ведомства (там, где были удельные земли), земского начальника и податного инспектора (при рассмотрении вопросов в пределах их участков), трёх членов от уездного земского собрания, трёх членов от крестьян (выбирались жребием из числа кандидатов, избранных волостными сходами). С 1911 года выборные от волостей избирали трёх членов комиссии на особом собрании, а при рассмотрении каждого в каждой отдельной волости в состав комисии включался временный член, выбранный крестьянами этой волости.

В 1906 году было открыто 186 уездных комиссий, в 1907 — ещё 190 комиссий, к 1912 году комиссии действовали в 463 уездах 47 губерний Европейской России, в трёх остзейских губерниях комиссий не было, но работы производились командируемыми чиновниками.

Информация о работе Аграрная реформа Столыпина П.А. и ее результат