Аграрная реформа Столыпина П.А. и ее результат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:37, контрольная работа

Описание

Для аграрной России, 87% населения которой числилось на 1897 год крестьянским, основным социальным вопросом оставался крестьянский вопрос. В эти годы русская деревня входила в пик разорения. Тяжесть налогового бремени, громадные выкупные платежи, неадекватная ценовая политика, все это вело к истощению средств широких крестьянских масс. Увеличение численности аграрного населения приводило к росту перенаселенности и крестьянского малоземелья, при низком уровне техники и агрикультуры, влекущими за собой массовое «оскудение» деревни. Голод в аграрных регионах превратился в настоящее бедствие для страны: массовые голодовки стали явлением обычным, повторяясь в среднем каждые три года.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………...….4
2. Столыпин П.А (1862-1911)…………………………………………………………………………………………………………..……5
3.Предпосылки аграрной реформы :
3.1Крестьянская реформа 1861г……………………………………………………………………………………….…7
3.2 Итоги реформы 1861г……………………………………………………………………………………………..…….8
3.3 Подготовка аграрных преобразований
3.3.1 Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности…10
3.3.2 Прощение долгов по ссудам из продовольственного капитала………….…..11
3.3.3 Отмена выкупных платежей………………………………………………………………..….…11
3.3.4 Учреждение землеустроительных комиссий……………………………………..…….12
3.3.5 Аграрные законопроекты в Первой и Второй Думах……………………..………..13

4. Столыпинская аграрная реформа
4.1 Общее описание аграрной реформы…………………………………………………………………...…13
4.3Цели реформы…………………………………………………………………………………………………………..14
4.4 Ход реформы
4.4.1 Этапы и сроки проведения реформы…………………………………………...…..14
4.4.2 Превращение крестьян в землевладельцев………………………………….…16
4.4.3 Переселение крестьян…………………………………………………………………….…19
4.4.4 Крестьянский банк. Покупка земли……………………………………………….….19
4.4.5 Кооперативное движение…………………………………………………………..…….20
5. Итоги реформы…………………………………………………………………………………………………………………………….…20
5.1 Экономические…………………………………………………………………………………………………...21
5.2 Социально- политические……………………………………………………………………………….….22
6. Используемая литература……………………………………………………………………………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 99.04 Кб (Скачать документ)

 

Контрольная работа

Тема: «Аграрная реформа Столыпина П.А. и ее результат»

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Оглавление:

1.Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………...….4

2. Столыпин П.А  (1862-1911)…………………………………………………………………………………………………………..……5

3.Предпосылки аграрной реформы :

                   3.1Крестьянская реформа 1861г……………………………………………………………………………………….…7

                     3.2 Итоги реформы 1861г……………………………………………………………………………………………..…….8             

                     3.3 Подготовка аграрных преобразований

                                   3.3.1 Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности…10

                                    3.3.2 Прощение долгов по ссудам из продовольственного капитала………….…..11

                                    3.3.3 Отмена выкупных платежей………………………………………………………………..….…11

                                    3.3.4 Учреждение землеустроительных комиссий……………………………………..…….12

                                    3.3.5 Аграрные законопроекты в Первой и Второй Думах……………………..………..13

 

4. Столыпинская аграрная реформа

                        4.1 Общее описание аграрной реформы…………………………………………………………………...…13

                       4.3Цели реформы…………………………………………………………………………………………………………..14

                         4.4 Ход реформы

                                             4.4.1 Этапы и сроки проведения реформы…………………………………………...…..14

                                              4.4.2 Превращение крестьян в землевладельцев………………………………….…16

                                              4.4.3 Переселение крестьян…………………………………………………………………….…19

                                              4.4.4 Крестьянский банк. Покупка земли……………………………………………….….19

                                              4.4.5 Кооперативное движение…………………………………………………………..…….20

5. Итоги реформы…………………………………………………………………………………………………………………………….…20

                             5.1 Экономические…………………………………………………………………………………………………...21

                            5.2 Социально- политические……………………………………………………………………………….….22

6. Используемая литература……………………………………………………………………………………………………………...23

 

                                                       

                                                                          

 

                                                                        

1.Введение: 

Для аграрной России, 87% населения  которой числилось на 1897 год крестьянским, основным социальным вопросом оставался  крестьянский вопрос. В эти годы русская деревня входила в  пик разорения. Тяжесть налогового бремени, громадные выкупные платежи, неадекватная ценовая политика, все  это вело к истощению средств  широких крестьянских масс. Увеличение численности аграрного населения приводило к росту перенаселенности и крестьянского малоземелья, при низком уровне техники и агрикультуры, влекущими за собой массовое «оскудение» деревни. Голод в аграрных регионах превратился в настоящее бедствие для страны: массовые голодовки стали явлением обычным, повторяясь в среднем каждые три года.

Столыпинская аграрная реформа явилась итогом длительной предварительной работы правительства по разработке вариантов аграрного развития. К концу XIX века эти варианты были представлены противостоящими друг другу программами. С одной стороны, ведомством Министерства финансов все активнее проводился курс на ускоренную индустриализацию и развитие железнодорожного строительства за счет выкачиваемых из деревни средств. Промышленный рост и увеличение сети железных дорог рассматривались правительством в качестве предпосылки к росту народного благосостояния за счет расширения внутреннего рынка, стимулирующего развитие товарности крестьянского хозяйства и обуславливающего необходимость его модернизации.

С другой стороны, Министерство внутренних дел, в ведении которого находилось земское и крестьянское управление, и потому, наиболее близко знакомое с реальным положением дел  местного хозяйства, и Министерство земледелия и государственных имуществ отстаивали линию на сбалансированное развитие экономики с вложением  средств в развитие сельского  хозяйства и связанные с ним  отрасли: элеваторное дело, поддержка  мелкой кустарной (преимущественно  сельскохозяйственной) промышленности, постановка сельскохозяйственного  кредита и страхового дела, развитие образования и медицинского обслуживания и т.п. Так в качестве альтернативы дорогостоящей программе железнодорожного строительства комиссия МВД по разработке мер к поднятию сельского хозяйства России в этот период подготовила материалы по совершенствованию судоходства на реках, благоустройству торговых портов и улучшению местных сухопутных транспортных магистралей, обеспечивающих перевозку сельскохозяйственной продукции. Огромное значение программой уделялось созданию по всей России государственной сети элеваторов, практически решающей для крестьянина проблему сбыта хлеба и высвобождающей его от власти перекупщика. Одновременно на элеваторную систему предполагалось возложение обязанности обеспечения крестьян семенным материалом и содержания хлебных запасов на случай возможных неурожаев, а также создания системы крестьянского кредитования под будущий урожай. В целях наиболее адекватного учета местных нужд предлагалось «увеличить основные капиталы земств».

Противники  вложения средств в сельское хозяйство, и прежде всего С.Ю.Витте, стремились доказать, что причины хозяйственного упадка деревни кроются не в недостатке денежных средств, а в правовой неустроенности крестьян, в их сословном неполноправии, неотрегулированности земельного режима и тех негативных явлениях, которые обусловливались общинным строем деревни. Таким образом, отстаивая правильность предшествующего экономического курса, наносился удар по ведомственным интересам МВД, в компетенции которого и находились все эти вопросы, указывался и принципиально иной путь решения крестьянской проблемы.

Итак, к концу XIX века выявились два противоположные подхода к разрешению аграрной проблемы. Сторонники осуществления широкой программы аграрных преобразований выступали за пересмотр всей финансово-экономической политики государства («от промышленности к сельскому хозяйству») при сохранении прежней попечительской политики в отношении крестьянского населения. Сторонники же сохранения прежнего экономического курса, выступающие против вложения средств в сельское хозяйство, настаивали на изменении преимущественно правового положения крестьянства, ликвидацию его сословных и имущественных ограничений, ликвидацию общины, в которой они видели основной источник экономической отсталости, архаических пережитков в крестьянских правоотношениях, землепользовании, формах хозяйствования и т.п.

Оба направления  обозначили основные проблемы аграрного  развития и определили магистральные  направления будущего модернизационного процесса. Однако единой концепции аграрного реформирования выработано не было. Проблема модернизации в полном объеме во всей ее сложности и многоаспектности не была осмыслена правительством. На первый план в 90-е годы была поставлена задача индустриального (преимущественно казенного или ориентирующегося на казенные заказы) развития, подчиненного военно-политическим и фискальным интересам. При этом перекрывались каналы для развития других форм предпринимательства, ограничивались возможности роста мелкой кустарной промышленности, играющей ведущую роль в удовлетворении потребительских нужд основной массы сельского и городского населения. Чинились препятствия общественной инициативе по развитию кооперативных форм производства. Игнорировалась очевидная потребность в создании системы мелкого кредита. Ограничивались финансовые возможности органов местного самоуправления (земства держались фактически на «голодном пайке»). Тем самым душились все те предпосылки к развитию внутреннего рынка, которые создавались государством через посредство широкого промышленного и железнодорожного строительства.

 

2.Столыпин П.А. (1862-1911) :

 

 

 

Политический  и государственный деятель России. Из старинного дворянского рода, крупный  помещик. Окончил Петербургский  университет. С 1884 г. служил в Министерстве внутренних дел. Был предводителем  дворянства в Ровно, в 1902 г. — губернатор Гродненской губернии, с февраля 1903 г. по апрель 1906 г. — Саратовской. Подучил широкую известность  и личную благодарность Николая II за подавление крестьянского восстания  в Саратовской губернии. 26 апреля 1906 г. назначен министром внутренних дел, а с июля 1906 г. одновременно председателем Совета министров. Выполняя волю дворянства и буржуазии, возглавляемое Столыпиным правительство разогнало думу и произвело переворот, изменив избирательный закон. Этот акт знаменовал конец первой буржуазно-демократической революции в России и создавал такую Государственную думу, в которой правительство, опираясь то на правооктябристское, то на октябристско-кадетское большинство, могло проводить политику бонапартистского лавирования. Учитывая опыт революции, Столыпин пришел к выводу о необходимости реформировать социальную опору царизма в деревне, провести аграрную реформу, которая должна была создать значительный слой деревенских кулаков.

Такая реформа, которая вошла в политическую историю России как столыпинская реформа, началась с издания указа царя 9 ноября 1906 г. и прекращена постановлением Временного правительства от 28 июня 1917 г. Основополагающими актами реформы были указ 9 ноября 1906 г. и принятый на его основе III Государственной думой закон 14 июня 1910 г., ознаменовавшие коренной переворот аграр-но-политического курса

самодержавия. Столыпинская реформа была попыткой самодержавия провести объективно назреваемую ломку остатков крепостничества в интересах помещиков и крепостническими методами. Содержанием реформы были насильственное разрушение общины и насаждение личной крестьянской земельной собственности. Основными рычагами реформы являлись землеустройство, деятельность Крестьянского поземельного банка и переселенческая политика.

Реформа не привела к коренным сдвигам  в социальной структуре российской деревни. Крестьяне ответили на столыпинское "землеустройство" стихийными бунтами протеста против произвола властей и полиции, против "новых помещиков" — кулаков. Аграрное движение периода столыпинской реформы непосредственно сказалось на результатах крестьянской борьбы в 1917 г.

 

В борьбе с революцией Столыпин был сторонником  политики репрессий под лозунгом "сначала успокоение, а потом  реформы". Но глубокие социально-экономические  противоречия в России, обостренные  самой столыпинской аграрной реформой, исключали "успокоение". Явно обнаружился крах проводимой им политики.

1 сентября 1911 г. в Киеве Столыпин был  смертельно ранен агентом царской  охранки.

 

 

 

 

 

 

3.Предпосылки аграрной  реформы 

 

 

 

 

 

 

3.1. Крестьянская реформа 1861г

« В каком году - рассчитывай,

                                                                                                 В какой земле - угадывай,

                                                                                                  На столбовой дороженьке

                                                                                              Сошлись семь мужиков:

                                                                                                Семь временнообязанных

                   Подтянутой губернии,                  

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,             

                                                                                            Из смежных деревень -

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова,

Неурожайна тож.»                 

  Некрасов Н. А.

 

 

 

Реформа 1861 г. была стартовым событием для  России. Ведь что вообще есть любая  реформа, как не реакционнейшая попытка путем структурной перестройки продлить агонию отжившего строя во имя сохранения власти существующей элиты, являющейся тормозом общественного развития? Это совершается против интересов большинства народа, ценой его обнищания и погибели. 
      Не были исключением и реформы, начатые Александром II.

Став императором, Александр II сразу же занялся перестройкой всей  общественно-политической и административной системы в России.  Самой  
главной его реформой была крестьянская реформа.  Еще в 1856 году на одном  
из собраний в Москве Александр II сказал свою знаменитую фразу: "Лучше  
отменить крепостное право сверху, чем дожидаться того времени, когда оно  
само начнет отменяться снизу...", имея этими словами в виду возможность  
крестьянского восстания.  Известия о начале крестьянской реформы вызвали  
энтузиазм в широких кругах русского общества.  
    Манифест об освобождении крестьян был подписан 19 февраля 1861 года.  За  
свою крестьянскую реформу Александр II был назван "Царем Освободителем". 

Вместе  с тем, ряд современников и  историков называли эту реформу  «крепостнической» и утверждали, что она не привела к освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причем ущербный и несправедливый. 

Информация о работе Аграрная реформа Столыпина П.А. и ее результат