Законодательные (представительные) органы субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:01, реферат

Описание

Выборы законодательных органов субъектов РФ. В ходе выборов используются разные системы – мажоритарная система абсолютного и относительного большинства в их разном сочетании, одномандатные, многомандатные, территориальные (муниципально – территориальные и национально – территориальные), единые избирательные округа ( для всей территории субъекта или муниципального образования).

Работа состоит из  1 файл

реферат законодательвые органы субъектов РФ.docx

— 26.81 Кб (Скачать документ)

Уральский Государственный Экономический  Университет

Кафедра: Государственного и муниципального управления

 

Выполнила:                                                                                                                                               Проверил:

Студентка 1 курса                                                                                                                                    Профессор кафедры ГМУ

ГМУ-11                                                                                                                                                        Уфимцев.В.В

Искандарова Ирина


 

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ

 

 

Выборы законодательных  органов субъектов РФ. Основные положения, относящиеся к выборам, содержаться в федеральном законодательстве. Законодательство субъектов РФ должно ему соответствовать. Поэтому в субъектах РФ действуют те же общие положения о выборах, что при выборов федеральных органов. Вместе с тем есть и определенные особенности. Некоторые из них развивают федеральное законодательство, другие иногда противоречат ему.

В субъектах РФ действуют  три вида законов, регулирующих выборы в законодательные собрания:

  1. Законы о выборах законодательного собрания ( Ивановская обл. и др.);
  2. Единые избирательные кодексы, регулирующие все виды выборов и отзыва депутатов ( Республика Башкортостан, Белгородская обл.);
  3. Законы, регулирующие в обобщенном порядке только некоторые стадии выборов (Республика Коми, Вологодская обл.);

В ходе выборов используются разные системы – мажоритарная система  абсолютного и относительного большинства  в их разном сочетании, одномандатные, многомандатные, территориальные (муниципально – территориальные и национально – территориальные), единые избирательные округа ( для всей территории субъекта или муниципального образования). Используется также соединение мажоритарной и пропорциональной систем. Часть депутатов или депутаты одной палаты ( при двухпалатной структуре законодательного органа) избираются на основе пропорционального представительства по единому избирательному округу ( в некоторых субъектах при применении ротации), а другая часть – на основе мажоритарной системы ( обычно – относительного большинства и в одномандатных округах). Какую-либо определенную тенденцию в развитии той или иной избирательной системы в субъектах РФ установить трудно. Одни субъекты отказываются от использования смешанной системы и переходят к мажоритарной, другие, напротив, вместо мажоритарной вводят смешанную.

Законодательные органы субъектов  РФ избираются обычно на 4 года (кое-где  на 5 лет). Выборы назначаются иногда главой исполнительного органа власти ( Иркутская обл.), но доминирующим является назначение выборов самим представительным органом. Для финансирования выборов помимо источников, упомянутых в федеральном законодательстве, возможно привлечение банковских кредитов.

Принципы избирательного права, зафиксированные в законодательстве субъектов РФ, соответствуют федеральному законодательству, хотя в законах  калужской области, например, не упомянут принцип всеобщего избирательного права, а в законах Башкортостана  и Татарстана говориться, что в выборах не принимают участия граждане, находящие на стационарном лечении в психиатрических больницах.  Обычно граждане приобретают активное избирательное право с 18 лет, а пассивное – с 21 года, но в Ульяновской области и то и другое право предусматривается с 18 лет. Иногда для пассивного избирательного права предусматривается определенный срок проживания в субъекте РФ ( Хакасия). В Республике Ингушетия введен образовательный ценз для пассивного избирательного права при избрании в законодательный орган ( необходимо высшее образование) и установлен предельный возраст ( 65 лет). В Воронежской области активным избирательным правом обладают лица без гражданства, а также имеющие статус беженцев или вынужденных переселенцев. Для коренных малочисленных народов иногда устанавливаются дополнительные гарантии – резервированные места (квота) в законодательном собрании (например, три «национальных депутата» в Ямало-Ненецком автономном округе).

Выдвижение кандидатов осуществляется гражданами, инициативными группами, но 2001г. – главным образом партиями. В большинстве субъектов РФ используется процентный принцип сбора подписей избирателей в поддержку выдвинутого кандидата для его регистрации ( 3% – Бурятия, Ставропольский край, Томская область и др.), не менее 10%– Дагестан) от общего числа зарегистрированных избирателей, что противоречит федеральному законодательству, в соответствии с которым максимальное количество требуемых подписей  не должно превышать 2% от общего количества избирателей субъектов РФ. Иногда устанавливается фиксированный показатель ( 2.5 тыс. подписей в Ингушетии). Кандидат вправе назначить своих представителей в качестве членов избирательной комиссии с совещательным голосом, доверенных лиц ( в Рязанской области – до пяти, в Красноярском крае – до 10).

Избирательные бюллетени в большинстве субъектов РФ печатаются только на русском языке. В Республике Марий Эл можно печатать все бюллетени на двух или более языках, а Башкортостане бюллетень печатается на русском, татарском и башкирском языках, в Ненецком автономном округе – на русском и ненецком языке, в Хакасии – на государственных языках (русском и хакасском).

Во многих субъектах РФ выборы считаются состоявшимися  независимо от количества проголосовавших ( Хабаровский край, Белгородская, Ленинградская  области и др.). в большинстве субъектов требуется участие в выборах 25% и более избирателей, не менее 30% ( Карачаево-Черкесия и Адыгея), 35% (Башкортостан, Татарстан), 50% ( Республика Алтай, Хакасия). При определении результатов выборов применяется мажоритарная система абсолютного большинства ( Дагестан, Красноярский край), относительного большинства (большинство субъектов РФ). При пропорциональной системе везде используется 5%-ый заградительный барьер ( в Корякском автономном округе ранее действовал 25%-ый  барьер). При определении результатов выборов по пропорциональной системе применяется естественная квота (избирательный метр).

В Татарстане членами парламента по должности длительное время являлись все главы районной и городской  администрации, глава администрации  президента, премьер-министр. Такой  порядок отменен недавно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Конституционное право России (учебник) автор: В.Е.Чиркин.                   (глава 11. Федеральное Собрание РФ и Законодательные субъекты        Федерации. (§ 7. Законодательные органы субъектов РФ)).

 


Информация о работе Законодательные (представительные) органы субъектов РФ