Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание

Законность и правопорядок - являются объектом пристального внимания ученых – юристов. В результате чего, в теории государства и права сложилась две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.

Содержание

Введение
Глава I. Законность – понятие, основные принципы, требования и гарантии.
1.1. Признаки, требования и принципы законности.
1.2. Гарантии законности: понятие и виды.
Глава II. Правопорядок: понятие, структура, функции.
2.1. Соотношение правового и общественного порядка.
Глава III. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и
государственной дисциплины.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН Законность и правопорядок .docx

— 41.24 Кб (Скачать документ)

5. Недопустимость противопоставления  законности и целесообразности. Потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушает требование закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с точки зрения более полезными и нужными для данного случая.

6. Предотвращение и эффективная  борьба с правонарушениями важное требование законности. Правовое государство создаёт необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищённость населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Решения конституционного суда являются окончательными, к опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким  образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического процесса.

Исходя из этого, законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс  совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем  строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния  правомерности в системе социальных отношений.

В качестве подтверждения  сделанных выводов относительно содержания понятии законности могут  быть использованы ее принципы. Принципы – это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения  и внутреннего убеждения субъектов  по поводу необходимости соблюдения законов. Они обусловлены закономерностями общественного развития.

В юридической литературе приводится различное количество принципов. Наиболее адекватно суть рассматриваемого явления  отражают следующие принципы: 1) единство законности; 2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 5) взаимосвязь  законности и культурности. [4]

Единство законности –  основополагающий принцип. Значение этого  принципа состоит в выравнивании правового регулирования социальных отношений независимо от видов нормативно-правовых актов, участников правоотношений и  характера объектов воздействия. Здесь речь идет о стремлении достичь равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения в жизнь данного принципа зависит реальное состояние законности.

Гарантированность основных прав и свобод граждан это принцип  не только законности, но и права. Роль данного принципа в повышении  уровня законности заключается в  значимости личных и групповых интересов, их реализации в повседневной жизни.

Неотвратимость наказания  за совершенное правонарушение –  суть этого принципа заключается  в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести соответствующее деянию наказание.

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Данный принцип позволяет участникам отношений  в соответствии с нормами права  принять наиболее правильное решение  и вариант поведения применительно  к фактическим обстоятельствам  и в рамках закона.

Взаимосвязь законности и  культурности. Общая и правовая культура являются морально-этнической основой  законности, а законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.

1.2. Гарантии законности: понятие и виды.

 

Гарантии законности это  – это обусловленная закономерностями общественного развития система  условий, средств и предпосылок, обеспечивающая процесс реализации законности и формирующая такую  упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению общества к демократии.

Гарантии законности в юридической  литературе подразделяют на две группы: общие и специальные. Экономические, политико-идеологические, нравственно  – духовные гарантии относятся к  общему виду гарантия. К специальным  гарантиям – относят юридические. [5]

Определяющее значение среди  общих гарантий имеют экономические  и политические: различные формы  собственности и соответствующий  им способ производства, бескризисное развитее экономики, уровень занятости  населения в общественно полезном труде, состояние политической системы, идеология, уровень стабильности в  обществе, состояние культуры. Именно неблагополучие в этих сферах создает  благоприятную среду для развития преступности.

Нравственно-духовные гарантиями законности - являются благоприятная  морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующие на основе законов.

Поэтому нравственно –  духовные начала в любом процессе играю важную роль, так как в  государстве, в котором господствует волюнтаризма, где игнорируются нормы  морали и права, исторические традиции и обычаи, то данная страна движется к политической и экономической  деградации.

Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических мер  по укреплению законности. Последние  являясь непосредственным способом обеспечения законности, в то же время производны о первых; специальные  гарантии должны быть, закреплены в  нормативно-правовых актах.

Юридические гарантии законности – это обусловленная особенностями  социально-экономического строя система  условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.

В связи с изменением форм собственности новое гражданское  законодательство России в значительной мере изменяет условия обеспечения  законности в сфере имущественных  отношений путем введения обычая делового оборота. Это позволяет  в рамках специально – юридических  гарантиях дополнительно выделить два самостоятельных типа: Правовые, которые предусмотрены действующим  законодательством и являются обязательными  для всех и договорные, которые  обусловлены нормативными актами, регулирующими  сферу договорных отношений, распространяются только на участников договорных отношений.

В научной литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав юридических  гарантий законности. В качестве наиболее значимых можно назвать: полноту и эффективность юридических норм; эффективность мер юридической ответственности и защиты, способствующая восстановлению нарушенных прав; высокий уровень надзора за реализацией требований законности; высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка; постоянное совершенствование юридической деятельности; развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения в государстве.

Глава II. Правопорядок: понятие, структура, функции.

 

Правопорядок – есть порядок, основанный на праве. То есть это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права  правопорядок не мыслим. Само это понятие  слагается их двух слов «право» и  «порядок», наиболее точно передающих суть этого явления. Назначение права  – вносить определенный порядок  во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений».[6]

Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в  значительной мере зависят от того, как трактуется право. Если под правом понимать только высокие, но абстрактные  идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, то и понятие правопорядка будет весьма расплывчатым и неустойчивым. В этом случае создается впечатление, что нет обязательности соблюдения норм права, а достаточно всего лишь поддерживать определенные взгляды  или идеи.

Если же под правом понимать исходящие от публичной власти конкретные, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности, то появляется реальная возможность установления в обществе твердого правопорядка, стабильности. Когда все члены  общества действуют в соответствии с определенными правовыми нормами, то это и есть правопорядок.

Установление твердого правопорядка является одной из основных задач  современной России. В одном из президентских посланий Федеральному Собранию российской Федерации, так  и называется «Порядок во власти –  порядок в стране». В нем, в  частности говорится: « России нужен  порядок, однако при этом необходимо ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его  наводить. Абсолютное большинство возникающих  у нас проблем порождено, с  одной стороны пренебрежением к  правовым нормам, с другой – неумелыми  действиями власти. В этих условиях порядок в стране начинается только в наведения порядка в самом  государственном организме. Не повысив  качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена «зоной особого внимания», приоритетом  номер один. У этого приоритета есть простое короткое имя – правовой порядок. Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из этого вытекает ответ и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок – начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления, начиная с верхних эшелонов».[7]

Мысль сформирована вполне четко  – России нужен не полицейский  порядок, а демократический, и соответственно методы его достижения должны быть демократическими.

Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество степень  правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.

Формирование правового  порядка участвует все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового порядка.

1. Нормы права - это нормативная  предпосылка правопорядка, первичное  звено механизма правового регулирования,  моделирующее "идеальный" правопорядок.

2. Правоотношение - элемент  механизма правового регулирования,  обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

3. Акты реализации юридических  прав и обязанностей являются  завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное  поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели правового регулирования.

Структура правопорядка - это  единство и одновременное разделение урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная  система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Правопорядок не тождественен законности: они соотносятся между собой  как цель и средство. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен  только правовыми средствами. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов не может быть назван правовым. [8]

Особенность правопорядка как  специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается оно только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

 

2.1. Соотношение  правового и общественного порядка.

 

Необходимо различать  два понятия «правопорядок» и  общественный порядок», так как они  соотносятся между собой как  часть и целое. Если правопорядок, как сказано выше основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок  предполагает соблюдение не только правовых, но и всех социальных норм, действующих  в обществе. Это результат общесоциальной регуляции, которая включает в себя и правовую.

Информация о работе Законность и правопорядок