Законность и правопорядок в современной россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 01:57, курсовая работа

Описание

Введение.
Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.
Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл: право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования, строго определены. Эти средства образуют целый, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность все совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.
Представленной работой рассматривается тема: “Законность и правопорядок ”.
Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
1. Понятие, принципы и гарантии законности.
2. Понятие, признаки и гарантии правопорядка.
3. Состояние и пути укрепления законности и правопорядка в современной России.
Исследование данных аспектов темы я и определяю как задачу и цели своей работы.

1. Понятие, принципы и гарантии законности.
Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

2. Понятие, признаки и гарантии правопорядка.
Итак, установлено, что законность - это процесс осуществления законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

3. Состояние и пути укрепления законности и правопорядка в современной России.

Реальное состояние законности и правопорядка в нашей стране далеко от идеала. Дальнейшее развитие государственной деятельности тесно связано с общей задачей укрепления российской государственности. Немаловажное значение имеет серия мероприятий, направленных на борьбу с преступностью, что в наших современных условиях следует рассматривать как центральный аспект проблемы законности и правопорядка.
Обеспечение законности и правопорядка в современном российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организационной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач.

Итак, что же такое правопорядок?
Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права .

Содержание

Введение
Вопрос 1. Понятие, принципы и гарантии законности
Вопрос 2. Понятие, признаки и гарантии правопорядка
Вопрос 3. Состояние и пути укрепления законности и правопорядка в современной России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Законность и правопорядок в современной России.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

     Единство  законности, однако, не означает шаблона  в применении правовых актов, ущемлении  самостоятельности и инициативы мест.

     Законы  предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся  в сфере их временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.

     2. Всеобщность законности.

     Данный  принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись16.

     Высказывается мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству и его органам. Однако если правонарушения граждан приобретают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности, безусловно, нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении несравнима с такой же ролью государственных органов.

     3. Целесообразность законности.

     Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

     Целесообразность  законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, законе выражается высшая социальная целесообразность.

     Изложенное  позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

     В силу формальной определенности закон  не может изменяться одновременно с  изменяющейся жизнью и поэтому нередко  отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. На этом основании они могут нарушаться, то есть по мотивам нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они не мотивировались, терпимы быть не могут, о чем я уже упоминала выше.

     Иначе говоря, с точки зрения целей правового  регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

     Итак, благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.

     Нужно различать законность как систему  формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.

     Несмотря  на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не оставались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, то есть гарантии законности. Гарантировать законность - значит сделать ее незыблемой.

     Гарантии  законности - это объективные условия  и субъективные факторы, а также  специальные средства, обеспечивающие режим законности17.

     Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства, обеспечивающие режим законности.

     Общие условия, то есть объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

     Общие условия подразделяются на:

     1. Экономические условия. Условиями,  обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и так далее.

     2. Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть, то есть устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

     3. Идеологические условия. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

     4. Социальные условия. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

     5. Правовые условия. Состояние законности  как политико-правового явления  обусловлено состоянием самого  права, системы законодательства18.

     Специальные средства законности - это юридические  и организационные средства, предназначенные  исключительно для обеспечения  законности. Среди них можно выделить  юридические и организационные  средства (гарантии).

     Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве юридической формы, не сливаясь, однако, с ними.

     Выделяются  следующие юридические гарантии (средства):

     - средства выявления правонарушений;

     - средства предупреждения правонарушений;

     - средства пресечения правонарушений;

     - меры защиты и восстановления  нарушенных прав, устранения последствий  правонарушений;

     - юридическая ответственность;

     - правосудие.

     Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних спецподразделений (для борьбы с оргпреступностью, коррупцией и др.).

     Таким образом, законность — обусловленная закономерностями общественного развития и государственного строительства политико-правовая форма, характеризующая процесс реализации идеи социальной справедливости путем формирования гражданского общества и правового государства, что предполагает указание на необходимость строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми субъектами действующего законодательства.

 

      2. Понятие, признаки и гарантии правопорядка.

     Итак, установлено, что законность - это  процесс осуществления законов. Режим законности означает такое  состояние общественной жизни, при  котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие  им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается  правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

     Итак, что же такое правопорядок?

     Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления  предписаний правовых норм всеми  субъектами права19.

     В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового порядка. В этой связи можно выделить следующие предпосылки правопорядка:

     а). Нормы права - это нормативная  предпосылка правопорядка, первичное  звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок.

     б). Правоотношения - элемент механизма  правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

     в). Акты реализации юридических прав и  обязанностей являются завершающей  предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений  реально  воплощаются в их поведении, достигают  своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует         правовой порядок.

     Элементы  правопорядка.

     Содержание  правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

     Структура правопорядка - это единство и одновременное  разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

     Правопорядок  есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные  нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

     Особенность правопорядка как специфической  системы общественных отношений  выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и  в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Информация о работе Законность и правопорядок в современной россии