Закон как источник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:10, реферат

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время общественные отношения, быстро меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых в России, проявляются не только проблемы обновления, улучшения законодательства, но и возникает широкий круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать новые экономические и социальные программы. В нашей стране взят курс на формирование правового государства, поэтому необходимо формирование принципиально новых правовых институтов, отвечающих его критериям. В связи с этим повышается роль в государственной и общественной жизни основного источника права – закона, устанавливающего легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов.

Содержание

1.Содержание………………………………………………………………………………………..1
2.Введение…………………………………………………………………………………………….2 - 4
3.Понятие закон…………………………………………………………………………………… 5 - 6
4.Признаки закона……………………………………………………………………………….7 - 8
5.Виды законов в РФ…………………………………………………………………………….9 - 11
6.Заключение……………………………………………………………………………………….12 - 13
7.Список использованной литературы……………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

закон как источник права.docx

— 27.59 Кб (Скачать документ)

Подзаконные нормативные  акты - это принятые компетентными  органами или должностными лицами государства  на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они

1) принимаются на  основе закона,

2) принимаются во  исполнение закона,

3) не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных  актов Российской Федерации в  порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

указы Президента;

постановления Правительства;

акты министерств  и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений  соответствующих администраций;

акты органов местного самоуправления;

локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подводя итог, следует  подчеркнуть следующее: 
 

1)  Закон регулирует  наиболее важные общественные  отношения и подкрепляется силой  государственного принуждения. В  романо-германских правовых системах  закон обладает верховенством,  т.е. является основной, базовой  формой права и обладает высшей  юридической силой. Законы схожи  между собой по месту и роли  в системе права, юридической  силе, способу принятия, но тем не менее между ними есть существенные отличия, что позволяет их классифицировать по определенным критериям.

2)  В зависимости  от значимости содержащихся норм  в законах, в Российской Федерации  различают конституционные и  текущие законы. Эти законы, в  свою очередь, различаются по  сфере действия: общефедеральные  и законы субъектов федерации.  По предмету правового регулирования  выделяют законы: конституционные,  административные, уголовные, гражданские  и т.п.

3)  Центральное  место в правовой системе отводится  конституции, которая является  нормативно-правовым актом, обладающим  высшей юридической силой в  государстве, которая закрепляет  государственный строй, основные  права и свободы, определяет  форму государства и систему  высших органов государственной  власти; отличается относительной  стабильностью; является базой  для текущего законодательства, а также отличается особым  порядком принятия и изменения.

4)  Законодательный  процесс регламентированный законодательством  особый порядок осуществления  совокупности действий, составляющих  законодательную деятельность парламента. В РФ законотворчество состоит  из нескольких стадий: законодательная  инициатива; обсуждение законопроекта;  принятие закона и его опубликование.

В то же время целый  ряд конкретных вопросов, связанных  с соотношением закона и подзаконного акта остается мало разработанным.

Правовое регулирование  в современных государствах, в  виду высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений, осуществляется не только одними лишь законами, но и другими видами нормативных  правовых актов, призваны развивать  и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. Эти  нормативные правовые акты условно  объединяют понятием «подзаконные нормативные  правовые акты». Они развивают и  конкретизируют положения законов  и содержат значительную часть всех правовых предписаний.

Различные виды подзаконных  нормативных правовых актов имеют  различную юридическую силу, различную  форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархической зависимости  от закона. Они также как и законы обязательны для исполнения, но их юридическая сила не имеет того верховенства, как это характерно для законов.

Но, несмотря на это, закон объективно признается основным источником права. Он регулирует все  наиболее важные, принципиальные общественные отношения. Это вызвано такими существенными  преимуществами закона, как устойчивость, стабильность, большая четкость изложения  материала, длительность существования  и действия. Помимо этого, закон наделяется большей юридической силой по сравнению с другими правовыми  актами. Остальным же источникам права  отводится хотя и существенная, но все же вторичная роль. Они обладают меньшей юридической силой.

Благодаря своим  преимуществам, закон выступает  главным регулятором общественных отношений и гарантом законности и правопорядка. Таким образом, можно  сделать вывод, что закон, как  источник права, имеет исключительно  большое значение для укрепления законности в правовом государстве.

Список использованной литературы: 

1.Алексеев С.С. Теория права. – М.: БЕК, 1995

 2.Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2003.

3.Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева – М.: Юрист, 2004г.

4.Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. А.Ю. Ларин. – М.: Книжный мир.2005

5.Теория государства и права: Н.М. Марченко – Издательство Проспект,2008.

Информация о работе Закон как источник права