Закон как источник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:10, реферат

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время общественные отношения, быстро меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых в России, проявляются не только проблемы обновления, улучшения законодательства, но и возникает широкий круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать новые экономические и социальные программы. В нашей стране взят курс на формирование правового государства, поэтому необходимо формирование принципиально новых правовых институтов, отвечающих его критериям. В связи с этим повышается роль в государственной и общественной жизни основного источника права – закона, устанавливающего легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов.

Содержание

1.Содержание………………………………………………………………………………………..1
2.Введение…………………………………………………………………………………………….2 - 4
3.Понятие закон…………………………………………………………………………………… 5 - 6
4.Признаки закона……………………………………………………………………………….7 - 8
5.Виды законов в РФ…………………………………………………………………………….9 - 11
6.Заключение……………………………………………………………………………………….12 - 13
7.Список использованной литературы……………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

закон как источник права.docx

— 27.59 Кб (Скачать документ)

                                                      Содержание

1.Содержание………………………………………………………………………………………..1

2.Введение…………………………………………………………………………………………….2 - 4

3.Понятие закон…………………………………………………………………………………… 5 - 6

4.Признаки закона……………………………………………………………………………….7 - 8

5.Виды законов  в РФ…………………………………………………………………………….9 - 11

6.Заключение……………………………………………………………………………………….12 - 13

7.Список использованной  литературы……………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Испокон веков в  любом государстве возникала  необходимость регулирования общественных отношений, в связи с чем принимались соответствующие правовые решения. Наиболее важные и устойчивые общественные отношения регулировались законами, занимающими ведущее место в правовой системе.

Исторически закон  пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Русская Правда на Руси и др.).

Каждое государство  устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который формулируется  в правовых нормах, образующих правовое поле, охватывающее большинство сфер человеческой деятельности. Человек  постоянно соприкасается с зафиксированными в этих нормах (правилах) требованиями, запретами и дозволениями. Закон, выступая гарантом прав и свобод человека, принуждает его к соблюдению, исполнению и применению установленных в  нем положений.

По мере стремительного развития и усложнения социальных отношений  государство расширяет границы  своего регулирующего воздействия.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что в  настоящее время общественные отношения, быстро меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических  реформ, проводимых в России, проявляются  не только проблемы обновления, улучшения  законодательства, но и возникает  широкий круг вопросов, неурегулированных  правом, без которых невозможно реализовать  новые экономические и социальные программы. В нашей стране взят курс на формирование правового государства, поэтому необходимо формирование принципиально  новых правовых институтов, отвечающих его критериям. В связи с этим повышается роль в государственной  и общественной жизни основного  источника права – закона, устанавливающего легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов.

Существует множество  видов форм (источников права), но на протяжении столетий закон является важнейшим основанием, где содержатся правовые нормы и откуда берутся  сведения о содержании этих правовых норм. Многозначность этого понятия (форма права, источник права) проявляется  в том, что принято выделять источник:

1)  В материальном  смысле (общественные отношения,  формы собственности, способ производства  материальной жизни)

2)  В идеологическом  смысле (материалы, откуда мы познаем право)

3)  В формально-юридическом  смысле (причины юридической обязательности  нормы)

Именно в формально-юридическом  смысле мы можем употреблять понятия  «форма» и «источник» вместе.

Проблема закона как источника права в условиях современной России имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Нарушения законности, прав и свобод граждан, имевшие место в не столь  далеком прошлом, явились, в том  числе, и следствием отступления  от принципа верховенства закона. Создавая законы, неспособные прижиться в  обществе, противоречащие друг другу  и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет  свой авторитет, снижает степень  общественного доверия.

Не менее важным является сам процесс законотворчества, начиная от выработки первоначальной концепции правового акта, разработки проекта и его обсуждения с  учетом мнений и интересов различных  социальных групп, адаптации в существующую правовую систему, до практического  применения правового акта.

В результате правотворческой  деятельности государства воля законодателя находит свое выражение в правовом акте и становится обязательной для  исполнения. Из года в год количество принимаемых законов в Российской Федерации увеличивается, но не обеспечивается необходимым качеством (только за 10 лет (1994–2002) вступили в действие свыше 1200 федеральных законов, принятых Государственной  Думой). В этом числе – 13 кодексов РФ: Налоговый Бюджетный кодекс, части первая и вторая Гражданского кодекса, Семейный кодекс, Уголовный, Уголовно-исполнительный, части первая и вторая Налогового кодекса, Уголовный, Арбитражный процессуальный кодекс, Водный кодекс, Воздушный кодекс, Градостроительный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта, и Лесной кодекс (Приложение 1). Эта внушительная цифра – главное свидетельство того, что заложенная в Конституции схема законотворчества вполне работоспособна.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Для того чтобы успешно  выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. Такой  формой, с помощью которой воля становится правовой нормой, обозначают термином «источник права». Закон  как источник права известен с  древнейших времен. В Древнем Риме уже в 5 веке до н.э. существовал «Закон 12 таблиц», который являлся кодификацией римского национального права.

И до сих пор, на протяжении длительного времени закон как  форма (источник) права привлекает к  себе внимание многих правоведов. Предпринимались огромные усилия для изучения его природы, признаков, видов, характера, социальной роли и назначения. Вместе с появление государства появлялась и необходимость в законах, которые бы регулировали наиболее важные общественные отношения и подкреплялись силой государственного принуждения.

Закон вместе с обществом  и государством находится в постоянном формировании и развитии, дополняется  и изменяется. Вырабатываются и формируются  взгляды о нем, о его отдельных  характеристиках и чертах. В силу этого вносятся изменения и во взглядах на него, существуют весьма противоречивые определения закона и неоднозначные  о нем суждения. За многие столетия выработалось определенное представление  о данном явлении. Но вместе с тем, это не означает, что о законе известно все, и современным исследователям и ученым в данной области не осталось поле для деятельности.

В узком значении слова «закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важных общественные отношения  с точки зрения интересов и  потребностей населения страны». Или: «в юридическом смысле закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений» Г.Ф. Шершеневич писал, что закон – это «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке». На современном этапе закон представляют следующие дефиниции: закон - это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой». Иногда же закон рассматривается в более широком смысле - как синоним понятия законодательства. В этом случае под законом подразумевают всю совокупность берущих основу от государства в лице всех его законодательных органов нормативно-правовых актов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Признаки закона

1) Закон является  разновидностью нормативно-правовых  актов, следовательно, обладает  всеми признаками нормативных  актов, равно как и правовых  актов, в целом. 

2) Первичный характер  закона означает, что он исходит  от представительного правотворческого  органа, следовательно, в той или  иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным  по отношению ко всем иным  нормативным актам, равно как  и ко всем прочим правовым  актам; все прочие акты производны  от закона, издаются на его  основе. Первичный характер закона  означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания  для функционирования, наоборот, он  сам является основанием для  всех иных актов и всей юридической  деятельности в государстве. 

3) Высшая юридическая  сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона  означает, что все иные правовые  акты издаются, во-первых, на основе  закона; во-вторых, во исполнение  закона; в-третьих, не могут противоречить  закону.

4) Законы принимаются  в особом порядке, подробно  регламентированном конституцией  и законодательными актами. Соблюдение  процедуры принятия закона - необходимое  условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры  ведет к юридической ничтожности  принятого акта. Порядок принятия  закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается  от иных видов правотворчества. 

5) Законы принимаются  высшими представительными (законодательными) органами государства, только  эти органы обладают правом  принимать законы. Этот порядок  должен подчеркнуть значимость  закона, его особую роль и место  в системе правовых актов.  

6) Закон должен  регулировать важнейшие общественные  отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего  значения должно отражаться не  в законе, а в подзаконных актах.  К важнейшим общественным отношениям  относятся, прежде всего, взаимодействие  граждан и органов государства,  полномочия государственных органов,  их классификация и т.д.  

Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют  ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают  особую роль закона в системе нормативных  актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного  и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового  государства. Поэтому столь важно  добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно  ведущим, основным источником права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся  на виды в зависимости от юридической  силы. Классификация законов РФ в  порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:  

1) Конституция 

Конституция является основным законом государства. Она  представляет собой акт наивысшей  юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции  государства. Особое место Конституции  в системе нормативных актов  определяется двумя ее основными  свойствами:

Конституция носит  учредительный характер, т.е. устанавливает  основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного  строя. Положения Конституции находят  свое развитие в отраслевом законодательстве.

Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

2) Федеральные конституционные  законы 

Федеральные конституционные  законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным  Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и  ряд других вопросов. Конституционные  законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической  силой по сравнению с иными  законами.  

3) Федеральные законы 

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие  положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

кодифицированные  законы (кодексы, основы законодательства);

текущее законодательство.

Кодифицированные  законодательные акты обладают преимуществом  по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и  некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

4) Законы субъектов  федерации 

Законы субъектов  федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой  различных видов законов оговорены  в ст. 76 Конституции РФ. Коротко  особенности соотношения федеральных  законов и законов субъектов  федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует  федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к  ведению федерации в целом, и  действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов  федерации.  

Информация о работе Закон как источник права