Вступление России в ВТО: "за и против"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:58, реферат

Описание

Всемирная торговая организация (ВТО) является межгосударственным представительным совещательным органом, основная задача которого состоит в проведении многосторонних переговоров в области международной торговли товарами и услугами, реализации достигнутых соглашений и урегулировании возникающих противоречий в области торговли между странами – членами организации (144 страны). Целью и стратегией ВТО является установление единых правил и снижение технических барьеров в международной торговле.

Работа состоит из  1 файл

глоб.docx

— 45.86 Кб (Скачать документ)

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: «ЗА» И «ПРОТИВ» 

Всемирная торговая организация (ВТО) является межгосударственным представительным совещательным органом, основная задача которого состоит в  проведении многосторонних переговоров  в области международной торговли товарами и услугами, реализации достигнутых  соглашений и урегулировании возникающих  противоречий в области торговли между странами – членами организации (144 страны). Целью и стратегией ВТО  является установление единых правил и снижение технических барьеров в международной торговле. Либерализация  торговли, согласно классической политэкономии, призвана стимулировать процессы мировой  глобализации и интеграции через  рост международной торговли, более  эффективное распределение факторов производства и использование странами своих конкурентных преимуществ, что, в конечном итоге, должно привести к  устранению экономических дисбалансов  в мире, росту ВВП и благосостояния граждан всех стран. Таким образом, членство в ВТО представляется значительным шагом на пути встраивания страны в мировую экономическую систему. Однако процесс вступления в ВТО предполагает принятие определенных обязательств, как области внешней торговли, так и во внутренней экономической политике, обеспечивающих единые условия хозяйствования для производителей всех стран-членов ВТО. Последствия принятия подобных обязательств для страны, желающей вступить в ВТО неоднозначны, и, поэтому, на первом этапе членства страна использует особый, более благоприятный режим внешней торговли, способствующий адаптации экономики и во многом определяющий эффективность присоединения к Всемирной торговой системе (ВТС). Условия «режима благоприятствования» и продолжительность адаптационного периода устанавливаются в ходе многосторонних переговоров со странами, входящими в ВТО.

Для большинства  членов ВТО, являющихся малыми открытыми  экономиками с высокой степенью зависимости от внешней торговли и ограниченными ресурсами, выгоды от интеграции в мировую экономику  в долгосрочной перспективе почти  очевидны. Россия не является малой  открытой экономикой, и ведущиеся  в настоящий момент переговоры по вступлению России в ВТО вызывают острый общественный диалог внутри страны. Существует ряд исследований по оценке качественных и количественных последствий  вступления России в ВТО. Методология  количественных оценок последствий  либерализации мировой торговли основана на равновесных вычислительных моделях. Результаты эмпирических расчетов практически во всех случаях прогнозируют значительный экономический рост в  долгосрочной перспективе при небольших  краткосрочных издержках. Это связано  с тем, что подобные модели базируются на тех же предпосылках конвенциональной экономической науки, что и сама идея создания и функционирования ВТО. Предполагается, что в долгосрочной перспективе после либерализации  внешней торговли и последующей  реструктуризации экономики при  высокой мобильности факторов производства устанавливается более эффективное  распределение производственных ресурсов, достигается минимальный естественный уровень безработицы, увеличиваются  реальные доходы населения за счет роста производительности труда  и снижения цен на импорт, сальдо внешнеторгового баланса приближается к нулю. Однако статистические данные за последние десятилетия показывают, что при качественном скачке уровня мировой глобализации и снижения торговых барьеров, отставание неразвитых стран в уровне благосостояния от промышленно развитых стран только увеличилось. Также условие о  сбалансированном балансе внешней  торговли, с одной стороны, труднодостижима на практике; с другой стороны, широко критикуется в неклассической экономической науке с точки зрения целесообразности.

Трудность оценки возможных  последствий вступления в ВТО  заключается в том, что негативные последствия в виде спада ВВП  и роста безработицы, краткосрочны, а позитивные результаты либерализации  торговли, вызванные более эффективным  размещением ресурсов, отнесены на более поздние периоды. Следовательно, эффективность от вступления ВТО  во многом обуславливается продолжительностью периода спада и адаптации  и времени наступления экономического подъема экономики, более эффективно встроенной в мировую экономическую  систему. Эти параметры зависят  от принятия ряда реформ в сфере  внутренней экономической политики. С другой стороны, реформирование экономики, необходимое для достижения положительного результата при вступлении в ВТО, стимулирует экономический рост и без вступления в ВТО.

К негативным последствиям вступления России в ВТО можно  отнеси потерю доли внутреннего рынка  российскими предприятиями вследствие более высокой конкуренции со стороны иностранных фирм. Это  влияние будет тем больше, чем  выше тарифы на импорт продукции в  данной отрасли и чем выше доля внутреннего рынка в объеме выпускаемой  продукции отечественными производителями. Вступление в ВТО представляет наибольшую опасность для предприятий следующих  отраслей: авиастроение, автомобилестроение, черная металлургия, пищевая промышленность, связь, сфера услуг, банковский сектор. В целом российские предприятия, производящие высокотехнологичную  продукцию с большой добавленной  стоимостью, не выдерживают конкуренцию  с западными производителями. К  причинам такого отставания можно отнести  высокую степень изношенности оборудования, высокую энергоемкость продукции, низкое качество управленческого персонала  и неудовлетворительную организацию  управления производством, загруженность  непроизводственными активами социальной сферы, низкий уровень инвестиций. Относительно небольшой уровень капитализации  российских предприятий не позволит противостоять зарубежным гигантам на внутреннем рынке, и предприятия  окажутся под угрозой быть скупленными. В данной ситуации предприятия должны прилагать усилия по укрупнению и  межотраслевой интеграции согласно производственным связям.

Надежды на рост экспорта продукции перерабатывающих предприятий  с большой долей внутреннего  продукта в цене в результате открытия зарубежных рынков могут не оправдаться. Такие предприятия сейчас не способны привлечь достаточный для модернизации уровень иностранных инвестиций. Скорее всего, инвестиции придут в добывающие отрасли, которые могут увеличить  экспорт за счет снижения квот и  тарифов. Так же иностранный капитал  будет использовать такое конкурентное преимущество России, как низкий уровень  заработной платы, будут организованны  «отверточные производства», не требующие  затрат на дорогое современное оборудование. В этом смысле не стоит ожидать  быстрый рост заработной платы до уровня промышленно развитых стран. Любой рост номинальной заработной платы, превышающий рост производительности труда, является инфляционным и, в конечном итоге, мало влияет на реальную зарплату. Как показывает опыт развитых стран, рост реальной зарплаты и опережающий  рост производительности труда являются основой стабильного экономического развития страны.

Либерализация внешней  торговли подразумевает рост числа  безработных в стране из-за увольнений на неконкурентоспособных предприятиях. Предполагается, что после реструктуризации экономики уровень безработицы  должен снизится вслед за ростом числа инвестиций в экономику и переходом рабочей силы в другие отрасли, регионы. Но, ввиду низкой мобильности рабочей силы и недоразвитости институтов рынка труда в России, это повлечет за собой увеличение региональных диспропорций в экономике и уровне жизни населения.

Страны-члены ВТО  при вступлении России будут требовать  скорейшего «подтягивания» уровня внутренних цен на энергоносители к мировым  ценам. В долгосрочной перспективе  такие меры должны повысить конкурентоспособность  предприятий через более эффективное  использование энергетических ресурсов. Россия уже объявила курс на сближение  внутренних и мировых цен на энергоносители, но форсированный рост внутренних цен  на энергоносители, опережающий меры по поддержке и реструктуризации предприятий, будет иметь негативный инфляционный эффект на макро-уровне и  вызовет снижение платежеспособности предприятий на микро-уровне.

Позитивными последствиями  вступления России в ВТО в краткосрочной  перспективе можно назвать выгоды предприятий от возможности защиты своих интересов от несправедливых антидемпинговых ограничений. По оценкам  МЭРТ потери России вследствие количественных ограничений экспорта по результатам  антидемпинговых расследований  составляют около $ 2 млрд. в год. Наибольшую выгоду по этому параметру получат  ведущие предприятия черной и  цветной металлургии. Хотя для защиты интересов экспортеров одного лишь вступления в ВТО может оказаться  недостаточно; например, членство в  ВТО без статуса рыночной экономики  не позволит России защититься от дискриминационных  мер на рынке США.

В целом позитивный эффект от вступления в ВТО будет  достигнут от снижения стоимости  импортного производственного оборудования, несмотря на убытки внутренних производителей инвестиционных товаров в краткосрочном  периоде.

Для многих развивающихся  стран и стран с переходной экономикой, вступивших в ВТО, единственными  инструментами защиты конкурентоспособности  страны стали низкая зарплата и девальвация  обменного курса. Использование  девальвации предполагает одновременное  внедрение пакета сопутствующих  реформ, которые позволят предприятиям использовать конкурентные преимущества от девальвации. В противном случае будет стимулирован рост цен через  спираль «девальвация – инфляция»  и «зарплата – инфляция», что  подрывает доверие к национальной валюте и способствует оттоку капитала. Также, использование девальвации  не позволяет воздействовать на отдельные  отрасли экономики.

По некоторым оценкам, после кризиса 1998 года курс российского  рубля оказался занижен, чем смогли воспользоваться многие предприятия, нарастив в последующие годы объемы выпуска продукции (предприятия  пищевой промышленности, сельское хозяйство…). Но высокий экономический рост в 2000-2002гг. сопровождался еще более  высоким ростом затрат и снижением  эффективности. Такое качество экономического роста не способствует повышению  внешней конкурентоспособности, а, с учетом планов по росту цен на энергоносители, выгоды от заниженного  обменного курса рубля представляются еще более сомнительными.

Очевидно, Россия не может не принимать участие в  процессах глобализации мировой  экономики. Препятствование интеграционным процессам и консервирование  отечественной экономики в «тепличных»  условиях в долгосрочной перспективе  приведет к еще большему технологическому отставанию страны и, в конечном итоге, встраиванию в мировую экономику  в качестве сырьевого придатка и  поставщика дешевого труда. Структура  экономики сейчас такова, что вступление России в ВТО требует беспрецедентных  исключений из принятых в ВТО правил. Результат присоединения к ВТО  всецело будет зависеть от этих исключений и от экономических реформ, принимаемых  в России в течение адаптационного периода. Принятие более решительных  шагов в области промышленной политики, совершенствование законодательства и приведение его в соответствие с международными нормами, установление прозрачности в отношениях власти и  бизнеса действительно могут  стать основой для роста конкурентоспособности  страны и привлекательности для прямых инвестиций. Тогда вопрос о вступлении в ВТО станет объективной необходимостью, а не результатом столкновения интересов различных промышленных групп.  

 Россия и ВТО: за и против

Большинство простых  обывателей не представляют себе на практике, к чему приведет вступление России в ВТО. Вопрос, естественно, неоднозначный, и мы попробуем разобраться в  плюсах и минусах последствий  такого шага.

 

Начнем с небольшого экскурса в историю. Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО) является международной организацией, она была создана в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда. Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. Текущие задачи организации между конференциями возложены на Генеральный Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве. Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров — квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами.

 

А теперь обратимся  к истории отношений России с  ВТО. В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). Но США отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя. В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО. Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными оказались переговоры с США, которые велись в течение шести лет. На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. В принципе, ситуация решается многосторонними переговорами. Однако, чуть позже вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом побыстрее вступить в организацию, однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года. Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли.

 

Однако, теперь вернемся к нашим за и против. Начнем с плюсов. Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются и в настоящее время против России применяется более 90 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. ам. долл. Во-первых, доступ на рынки становится проблемой экономической безопасности страны. После вступления в ВТО Россия смогла бы вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки – снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг, а также получила бы доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО, и к возможности принудительного исполнения решений.

 

Во-вторых, Россия изолирована  от участия в разработке новых  правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются, в результате могут быть приняты  решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны. И у России есть возможность принимать участие  в выработке новых правил международной  торговли, с учетом ее текущих и  стратегических интересов.

Информация о работе Вступление России в ВТО: "за и против"