Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:19, лекция

Описание

Прокуратура всегда была и остается важным неотъемлемым атрибутом политической системы почти каждой существующей страны. Во избежание искажения «родословной» отечественной прокуратуры необходимо знать исторические корни, закономерность возникновения и развития органов прокуратуры, понять первоначальный генетический код, заложенный основателем при учреждении данного института, поскольку, не зная прошлого, нельзя понять истинный смысл настоящего и цели будущего.

Работа состоит из  1 файл

ТТема 2 - переработать.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

частности, функционируют множество различных  министерств и ведомств, самостоятельных агентств, департаментов и инспекций, выполняющих контролирующие, а некоторые из них - и надзорные функции. Так, Министерство финансов осуществляет надзор и контроль за соблюдением финансовой дисциплины юридическими и физическими лицами, контроль за целевым использованием государственных финансов и государственных внебюджетных фондов; Национальный банк - надзор и контроль за деятельностью банков, а также валютное регулирование и валютный контроль в республике; Комитет по чрезвычайным ситуациям - надзор и контроль за соблюдением нормативных правовых актов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороной, безопасным ведением работ в промышленности и горный надзор; органы внутренних дел - надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Существуют пожарный надзор, санитарный надзор, энергонадзор и т.д.

  Прокурорский  надзор, в отличие от ведомственного контроля представляет собой высший надзор, стоящий над ведомственными надзором и контролем, на которые возложено обеспечение исполнения законов самим ведомством.

  Определяя соотношение полномочий указанных органов и органов прокуратуры, необходимо отметить, что прокуратура в иерархии правоохранительных и контролирующих органов осуществляет надзор за применением законов и этими органами контроля и надзора. Таким образом, прокуратура ввиду всеобъемлемости своей надзорной деятельности в различных сферах правовых отношений и наличия у нее функции координации имеет более широкие полномочия и поэтому высший надзор является всеобщим и надведомственным.

  Как мы уже говорили, прокуратура тесно  связана со всеми ветвями власти, оказывая влияние на их функционирование прежде всего путем осуществления надзора за применением законов. Известно, что высшим представительным органом страны, осуществляющим законодательные функции, является Парламент Республики Казахстан. До принятия Конституции 1995 г. прокуратура была своего рода подконтрольным органом законодательной власти. Генеральный Прокурор Республики Казахстан назначался на должность Верховным

Советом сроком на пять лет. В настоящее  время Генеральный Прокурор назначается Президентом Республики с согласия Сената. По Конституции прокуратура не обладает правом законодательной инициативы. Однако это не лишает ее активного участия в законотворческой деятельности. Она может по своей инициативе направлять в Правительство и Парламент страны информацию о пробелах законодательного регулирования отдельных областей общественной жизни, о состоянии законности в республике и указывать на недостатки законодательства, предлагать меры по их устранению, а также оказывать влияние на законотворческий процесс путем участия при подготовке законопроектов, в работе комитетов и парламентских слушаниях.

  Взаимодействие  прокуратуры с органами исполнительной власти осуществляется в разных формах - путем участия по согласованию в правительственных программах, инициативы по изданию постановлений Правительства, затрагивающих конституционные и другие права граждан. Прокуратура, как самостоятельный государственный институт, осуществляет надзор за законностью в деятельности исполнительной ветви власти, правовых актов Правительства, министерств и ведомств, местных исполнительных и представительных органов, органов контроля и ведомственного надзора, их должностных лиц.

  Взаимодействие  прокуратуры и суда основано на сотрудничестве и взаимном контроле с целью соблюдения законности и повышения эффективности правоохранительной деятельности. Судебная власть действует независимо от других ветвей власти и вместе с законодательной и исполнительной властями образует единую государственную власть, возглавляемую Президентом страны. Взаимоотношение прокуратуры и суда строится на основе конституционного принципа осуществления правосудия, независимости судей и подчинения их только закону. Прокуратура не осуществляет надзор за судом и не посягает на прерогативы судебной власти. Правовая позиция, выраженная в прокурорских актах, не имеет обязывающей и заранее установленной силы, а лишь ставит вопрос об отмене или изменении незаконных судебных постановлений перед вышестоящим судом, тем самым внося важный вклад в

обеспечение законности судебных актов. Эти отношения между судом и прокуратурой представляют собой форму взаимодействия, которая так необходима для обеспечения законности и защиты прав граждан. Изменения во взаимоотношениях суда и прокуратуры ни в коей мере не означают ослабления роли прокуроров в уголовном и гражданском судопроизводстве. Их активное, профессиональное, грамотное участие в судебном разбирательстве является гарантией законности и эффективности осуществления правосудия. Не случайно Президент страны в «Послании народу Казахстана на 2004 г.» обратил внимание на то, что забота государства к нуждам судебной системы должна сопровождаться повышением требовательности к судейскому корпусу и усилением правовых рычагов контроля за деятельностью судов, без вмешательства в процесс отправления правосудия.

 

 
ТЕМА 6. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА  В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

  Вопрос 1. Задачи прокуратуры  в гражданском  процессе на современном этапе развития общества

  Из  истории вопроса. Краткий обзор истории создания, организации и деятельности прокуратуры имеет целью отразить зависимость ее функционирования от происходящих в государстве социально-экономических и политических преобразований.

  Прокуратура как орган российского государства  была создана указом Петра /от 12 января 1722 г., в состав империи которого спустя немного лет вошла и территория нынешнего Казахстана. Данная система органов создавалась в качестве представительства императорской власти для осуществления контроля и надзора за соблюдением законов государственными органами.

  После смерти Петра I (1725) прокуратура была ликвидирована, и лишь в 1730 году эта система вновь была восстановлена, но просуществовала она непродолжительное время.

  В период правления императрицы Екатерины II (последняя треть XVIII века) прокуратура  была восстановлена в правах, и ее роль значительно возросла. Прокуратура становится высшим органом общей компетенции, оставаясь высшим органом надзора [А. Градовский). В последующем надзорные функции прокуратуры расширяются, ее деятельность в этом направлении все более активизируется. Однако к концу царствования императора Александра III прокуратура превращается в сугубо карательный орган. Карательные функции прокуратуры особенно проявились в период до и после революции 1905 г.

  В 1917 г. прокуратура как государственный орган была ликвидирована Декретом Советского правительства о суде № 1. Лишь в мае 1922 г. прокуратура была вновь создана как орган советского государства, что было вызвано необходимостью установления режима законности, выхода из правового беспредела, царившего в стране в ходе и после гражданской войны. Этот беспредел выражался прежде всего в создании различных учреждений (ревтрибуналов, чрезвычайных комиссий и т.д.), которые осуществляли внесудебные преследования, расстрелы на месте без суда и следствия, реквизицию имуще-

  ства. Внеправовое «безумство» настоятельно требовало скорейшего наведения  порядка в государстве (В. Степанков).

  Письмо  В.И. Ленина от 20 мая 1922 г. аккумулировало в себе основные принципы создания и деятельности прокуратуры: единство и централизация прокурорского надзора; независимость его от местных органов и подчиненность только центру. ВЦИК РСФСР 26 мая 1922 г. принял Положение о прокурорском надзоре, которое определяло основные задачи советской прокуратуры: осуществление надзора за соблюдением законов, правильная постановка борьбы с преступностью. Прокуратура входила в состав Народного комиссариата юстиции РСФСР, и народный комиссар юстиции одновременно являлся Прокурором РСФСР.

  Роль  прокуратуры законодательно определялась в соответствии с высказыванием В.И. Ленина о необходимости «продвинуться дальше в усилении вмешательства государства в частноправовые отношения». Применительно к гражданскому процессу это означало, что государство должно иметь максимум возможностей для вмешательства в гражданско-правовой спор. Под воздействием указанных идей и сформировалась концепция участия советской прокуратуры в гражданском судопроизводстве. В соответствии со статьей 2 ГПК РСФСР 1923 г. прокурор вправе как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс.

  24 июля 1929 г. было принято новое  Положение о прокуратуре Верховного  суда СССР, которое более четко определяло полномочия прокуратуры в области общего надзора за законностью и в области судебного надзора.

  Прокурор  Верховного суда СССР в области судебного  надзора осуществлял:

  наблюдение  за правильным и единообразным применением  об 
щесоюзного   законодательства   в   практике   судебных   учреждений 
СССР и союзных республик с внесением представлений в пленум 
Верховного суда СССР о даче руководящих разъяснений и толкова 
ний верховным судам союзных республик;

  наблюдение  за соответствием постановлений  пленумов Верхов 
ных судов союзных республик общесоюзному законодательству с 
внесением в пленум Верховного суда СССР представлений об опро 
тестовании этих постановлений в Президиум ЦИК СССР в случаях 
противоречия их общесоюзному законодательству или нарушения 
ими интересов других союзных республик;

  осуществление надзора за правильностью применения действую 
щего законодательства в приговорах, решениях и определениях коллегий

  и специальных судебных присутствий  Верховного суда СССР, а также кассационного  присутствия военной коллегии Верховного суда СССР с внесением протестов в пленум Верховного суда СССР;

  - надзор за производством дел  в военных трибуналах и военной

  прокуратуре.

  В течение примерно 12 лет после  Октябрьской революции 1917 г. суд  был поставлен под надзор прокуратуры. Обоснованием этого послужил тезис: «обеспечить четкое проведение судами "классовой линии" при рассмотрении гражданских и уголовных дел». Таким образом, начиная с 1930-х гг., участие прокурора в гражданском процессе стало осуществляться во исполнение задачи по надзору за законностью рассмотрения гражданских дел в судах. Этот порядок сохранялся до середины 1990-х гг.

  Утративший  в конце 1995 г. силу Закон РК от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Республики Казахстан» предусматривал функцию прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах. Действовавший до середины 1999 г. ГПК КазССР закреплял нормы о прокурорском надзоре в гражданском судопроизводстве (ст. 12).

  Задачи  прокуратуры Республики Казахстан на современном этапе. В конце 1980-х - начале 90-х гг., когда началось реформирование всех сфер жизни государства и общества, концепция прокурорского надзора в судопроизводстве стала подвергаться критике. Задача построения правового государства и необходимость становления независимой судебной ветви власти обусловили пересмотр роли и задач прокуратуры в масштабе государства в целом и в отдельных областях общественных отношений.

  Новый подход в концентрированном виде нашел отражение в Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан от 12 февраля 1994 г. Суть его сводится к следующему: построение правового государства требует рационального преобразования прокуратуры республики и системы прокурорского надзора; контроль за судом со стороны прокуратуры должен быть исключен.

  Главными   направлениями   деятельности   прокуратуры   должны

  быть:

  участие в судебном разбирательстве дел;

  представительство интересов государства;

  надзор  за законностью судебных актов.

  Еще Конституция Республики Казахстан 1993 г. признала, что государственная власть в республике основывается на принципе ее раз-

  деления на законодательную, исполнительную и  судебную. Это создало необходимые правовые предпосылки для становления независимой судебной власти.

  Конституция РК 1995 г. исключает надзор со стороны прокуратуры за законностью рассмотрения дел в судах. Надзор за деятельностью суда по отправлению правосудия со стороны каких бы то ни было органов и должностных лиц недопустим, ибо это противоречило бы принципу независимости судей и подчинения их только Конституции и закону.

  В статье 83 Конституции закрепляется:

  Прокуратура от имени государства осуществляет высший над 
зор за точным и единообразным применением законов, указов Прези 
дента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на 
территории республики, за законностью... исполнительного производ 
ства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений 
законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, 
противоречащие Конституции и законам республики. Прокуратура 
представляет интересы государства в суде ...

Информация о работе Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры