Внутренние функции современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения. Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций.

Содержание

Соотношение и взаимосвязь государства и права
1.1 Введение
1.2 Три модели соотношения государства и права. Проявления взаимосвязи
1.3 Заключение
Формы государственного правления
2.1 Введение
2.2 Понятие формы правления. Виды форм правления
2.3 Заключение
Внутренние функции современного государства
3.1 Введение
3.2 Понятие и классификация функций государства
3.3Внутренние функции современного государства
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

реферат для обмена.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

  1. Соотношение и взаимосвязь государства и  права

1.1 Введение

1.2 Три модели  соотношения государства и права.  Проявления взаимосвязи

1.3 Заключение

  1. Формы государственного правления

2.1 Введение

2.2 Понятие формы  правления. Виды форм правления

2.3 Заключение

  1. Внутренние функции современного государства

3.1 Введение

3.2 Понятие и  классификация функций государства

3.3Внутренние  функции современного государства

Заключение

Библиография 

 

     
  1. Соотношение и взаимосвязь  государства и  права
 

     1.1 Введение 

     Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения. Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций.

     Как видно даже из определений, государство  и право взаимосвязаны между  собой. Выясним, в чем конкретно  заключается эта взаимосвязь, и каково соотношение этих явлений. 

     1.2 Три модели соотношения  государства и  права. Проявления  взаимосвязи 

     Проблема  соотношения государства и права  достаточно сложна. Существуют две  противоположные теоретические  позиции, сформулированные в литературе. Это тоталитарная (этнически-тоталитарная, по С.С. Алексееву) и либерально-демократическая концепции.

     Согласно  первой, государство выше и важнее права, оно творит право и использует его в качестве инструмента своей  политики.

     Согласно  второй, напротив, право выше и важнее государства, что соответствует естественно-правовой теории.

     Тоталитарная  модель соотношения государства  и права была широко распространена в советской научной и учебной  литературе, так как она уходит корнями в учение К. Маркса. Либеральная модель стала активно утверждаться в нашем общественном сознании последние годы. Однако ни та, ни другая концепция не имеет серьезного научного обоснования. Ошибкой их обеих является противопоставление права и государства. На самом деле право и государство неотделимы друг от друга и существуют в тесной взаимосвязи, в чем мы убедимся путем анализа соотносимых явлений. Вот это и будет третья, реалистическая модель, показывающая, каким образом сосуществуют право и государство на практике.

     Несмотря на то, что право и государство различаются по своей структуре, способам функционирования и т.д., мы можем говорить об их единстве в следующем:

  1. в основе их возникновения лежат одни и те же причины (необходимость закрепления власти над людьми на определенной территории, защиты собственности, упорядочения общественных отношений, выработки явно выраженных требований руководящих к управляемым);
  2. и то и другое являются объективно необходимыми социальными явлениями (единожды возникнув, они будут существовать всегда);
  3. у них общая цель (упорядочение общественных отношений и внесение стабильности в жизнь общества).

     Государство влияет на право следующим образом:

  1. создает право (закрепляет то, что созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний);
  2. поддерживает гармоничность правовой системы;
  3. дает официальное толкование норм права;
  4. реализует нормы права в форме правоприменения;
  5. обеспечивает охрану права.

     Иными словами, основными сферами воздействия  государства на право являются правотворчество  и правореализация. Формальная определенность и общеобязательность – важнейшие свойства права, придаваемые ему именно государством.

     Право, в свою очередь, воздействует на государство:

  1. констатирует (конституционно фиксирует и легализует) существование и деятельность государства;
  2. законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму, принцип и пределы деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц;
  3. является средством осуществления задач и функций государства;
  4. закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.

     С помощью права, таким образом, определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. 

     1.3 Заключение 

     Итак, государство и право нерасторжимы. Они имеют единую социально-экономическую  основу, во многом одинаковую судьбу. Только при активном взаимодействии они  могут полноценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность.

 

  1. Формы государственного правления.
 

     2.1 Введение 

     Форма государства складывается из трех основных элементов: формы правления, формы  государственного устройства и политического (государственно-правового) режима. Рассмотрим первый из этих элементов. Определим  понятие формы правления, ее виды, их основные характеристики и отличия. 

     2.2 Понятие формы  правления. Виды  форм правления 

     Формой  правления называется организация  верховной государственной власти, порядок образования ее органов  и их взаимоотношения с населением.

     В категорию верховной государственной власти входят: глава государства, законодательный орган, правительство.

     По  положению главы государства  формы правления подразделяются на монархии и республики. Это две  основные формы государственного правления.

     Монархия (от греческого monarchia – единовластие) – это такая форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.. Она характеризуется следующими признаками:

  1. наличие монарха, пользующегося своей властью пожизненно, иными словами, бессрочность осуществления власти;
  2. наследственный порядок преемства верховной власти главой государства;
  3. представительство государства монархом по собственному, непроизводному праву, а не по мандату (поручению).

     Монархии, в свою очередь, подразделяются на абсолютные и ограниченные.

     Абсолютной  считается такая монархия, при  которой вся полнота власти сосредоточена  в руках главы государства, монарха, конституция и парламент отсутствуют, а разделения власти на ветви не существует. К ним относятся, например, современные Саудовская Аравия и Бруней.

     Ограниченная (или, по-другому, конституционная) монархия предполагает ограничение власти монарха  каким-либо представительным органом. Таковыми являются в настоящее время Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др..

     Следует отметить, что ряд современных  государств с монархической формой правления (Кувейт, Бахрейн) приняли  конституции и сформировали парламенты, но при этом по своей сути они  остаются абсолютными монархиями, так как конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а решения парламента носят лишь рекомендательный характер.

     Отличительным признаком абсолютной монархии, в  отличие от монархии вообще, является отсутствие юридической ответственности главы государства. Признаки ограниченной монархии таковы:

  1. правительство формируется из представителей партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  2. лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;
  3. в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует, является символической;
  4. законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  5. правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

     Монархия  была господствующей формой правления  на протяжении длительного периода  истории. В рабовладельческий период существовали деспотии (характеризовавшиеся  полным бесправием подданных по отношению к монарху или даже к его слуге) и теократии (при сосредоточении политической и жреческой власти в руках монарха). В феодальный период – представительные монархии (при котором власть монарха ограничивалась сословно-территориальным представительством), затем абсолютные. В буржуазный период – конституционные. На сегодняшний момент монархия в специфических формах сохраняются в трети стран мира.

     Республика (от латинского res publica – общественное дело) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики таковы:

  1. выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти;
  2. осуществление государственной власти от имени народа;
  3. юридическая ответственность главы государства в случаях предусмотренных законом.

     В зависимости от того, кто формирует  правительство и кому оно подотчетно и подконтрольно, республики делят на президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные.

     Президентской называется республика, президент которой  непосредственно при определенном парламентском контроле формирует  правительство, и оно несет перед  президентом ответственность за свою деятельность. Такая форма правления существует, например, в США, Бразилии, Аргентине, Боливии и др..

     Парламентская – такая республика, парламент  которой прямо, преимущественно  из своего состава, формирует правительство, и оно несет перед парламентом  ответственность за свою деятельность. В качестве примеров можно назвать Германию, Италию, Индию, Турцию, Израиль.

     Смешанная республика содержит в себе элементы президентской и парламентской. Таковыми являются Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др..

     Характерные особенности этих трех видов республик занесем в таблицу: 

Критерий Президентская Смешанная Парламентская
Порядок избрания президента Всенародным голосованием. Внепарламентский путь Парламентом
Порядок образования правительства Правительство формируется президентом при парламентском контроле Правительство формируется президентом из лидеров  партии и должно получить вотум доверия  парламента Правительство формируется парламентом из партии
Ответственность правительства Перед президентом. Перед парламентом и президентом Перед парламентом. Парламент может выносить вотум  не-доверия прави-тельству или его  члену.
Право роспуска пар-ламента президен-том  
Нет
 
Есть
Наличие премьер-министра  
Нет
 
Есть
Объем полномочий президента Глава правительства  и государства Глава государства. Исполнитель-ная власть при-надлежит президенту и прави-тельству Полномочия  прези-дента номинальны
 

     Президентская республика имеет тенденцию к  президентскому авторитаризму, а парламентской  присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. В этом смысле можно предполагать, что смешанный вид республики в некотором роде предпочтительнее остальных.

Информация о работе Внутренние функции современного государства