Виды правотворчества, органы правотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 01:02, контрольная работа

Описание

Целью исследования является изучение общей характеристики современного правотворчества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить общую характеристику правотворчества, его понятие, виды и принципы;
- выявить стадии правотворческого процесса в России;
-исследовать проблемы правотворчества в России на современном этапе;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика правотворчества: его понятие, виды и принципы
Понятие правотворчества ………………………………………………..5
Виды правотворчества…………………………………………………….7
Принципы правотворчества ………………………………………………9
Глава 2 Правотворчество в России
2.1 Муниципальный служащий. Классификация должностей…………… 11
2.2 Перспективы развития правотворчества в России……………………. 16
2.3 Проблемы правотворчества в России …………………………………...17
Заключение …………………………………………………………………...20
Список литературы …………………………………………………………. 21

Работа состоит из  1 файл

ПТГП!!!.docx

— 40.95 Кб (Скачать документ)

 

 

2.3 Проблемы правотворчества в России

Правотворчество относится к числу юридических  категорий, имеющих в равной мере научное и практическое значение. Его надлежащая организация -- необходимое условие качества и эффективности результатов правотворчества -- законов и подзаконных актов.

Оптимальная характеристика всякого объекта  включает нужное соотношение его  количественных и качественных показателей. В равной мере это справедливо  и применительно к системе  законодательства. Между тем в  течение ряда десятилетий, когда  идея о безусловном соответствии воле народа любого принятого правового  акта считалась аксиоматической, вопрос о качестве законов, да и об их необходимом  количестве, если и обсуждался, то преимущественно  как проблема прикладного порядка. Чаще всего он сводился к вопросам законодательной техники, понимаемой в узком смысле этого слова. В  законодательной технике есть много  недостатков.

Во  времена СССР немало правовых актов, но значению не уступающих законам, принималось  на уровне правительства, а в ряде случаев в виде совместных постановлений  партийных и советских органов. В конце 1980 г. Этот порядок стал преодолеваться, так что законодательный процесс  получил гораздо большее распространение. В РФ эта тенденция продолжается, однако само качество законов оставляет  желать много лучшего. Вот некоторые  типичные недостатки, присущие нынешней законодательной технике11 Власенко Н.А. Правила законодательной техники  в нормативных правовых актах  субъектов Российской Федерации. /Под  ред. В.М.Баранова. М. 2001 с. 93:

- принятые законы лишены сведений  относительно их авторов, разработчиков,  инициаторов, которыми могут быть  отдельные лица, коллективы, организации.  В ряде случаев это затрудняет  не только их наименование, но  что не менее важно понимание,  толкование, пользование. Как известно  в конце закона или другого  нормативно-правового акта присутствует  лишь подпись президента, либо  должностного лица. Кроме того, анонимность  снижает ответственность указанных  лиц за должную разработку  законов, способствует представлению  на рассмотрение в законодательные  учреждения проектов законов  в сыром виде. К сожалению, в  недоработанном виде они нередко  поступают и на окончательное  утверждение;

- название некоторых законов неоправданно  растянуты, поэтому ссылаться  на их титулы бесполезно. Так титул известного закона «О монетизации льгот» №122 занимает полстраницы. Одно это делает его наименование непередаваемым, к тому же изложено оно таким языком, который невозможно понять ни с первого, ни с третьего чтения. Законодатели нередко забывают, что законы пишутся не для одних исполнителей, но прежде всего для народа. Поэтому язык закона должен быть понятен простым людям, а не только специалистам;

- невразумительность закона. Например, в главе 4 земельного кодекса  об отводе земель для «предварительного  согласования» в отношении земельного  участка, предназначенного для  застройки. Объяснение этому понятию  не дается, остается неясным существует  ли «окончательное согласование»,  а если существует, то в каком  порядке оно производится, относится  согласование только к выбору  земельного участка или также  к предварительному утверждению  проекта строительства;

- присутствие в законах ненужного  материала. Основным содержанием  законов должны быть права  и обязанности - как материальные, так и процессуальные. Практика  допускает внесение в законы  общих деклараций, хотя возможность  «вывода» из них путем толкования  прав и обязанностей является  спорной. Но многие законы содержат  несколько указанную правовую  материю, сколько «учебный материал»,  служащий для того, чтобы сами  законодатели смогли уяснить  себе предмет регулирования и  задачи регулирования, которые  они перед собой ставят. Тем  самым они путают закон с  пояснительными законами, и др. документами.  Нередко статьи закона содержат  только идеи на тему о том,  как «должно быть». Но при  всём этом не указывается, кто  и как должен осуществить эти  идеи и каковы санкции в  случае неисполнения (ненадлежащего  исполнения). Такие статьи по сути являются декларациями о намерениях и не должны загромождать текста закона;

- группировка законов в особые  отрасли происходит обычно в  тех случаях, когда законы, имеющие  общий предмет регулирования,  объединяются в кодекс. Например, земельные законы получили очертания  отрасли права с принятием  1922 года Земельного кодекса РСФСР  (и земельных кодексов других  республик). Кодекс помогает пользователю  обозреть в одном документе  всю группу интересующих его  законов, а законодателя проверить  их взаимное соответствие и  найти пробелы. К сожалению,  не принято снабжать кодексы  предметными указателями, хотя  это облегчило бы пользование  ими. Некоторые кодексы, например  гражданский, содержат указание, что нормы гражданского права,  принятые в других законах,  должны соответствовать ГК. Однако  «сверки» соответствующих законопроектов  с ГК часто не происходит. Так,  Минэкономразвития разработало  в 2005 году проект закона об  автономных учреждениях в сфере  медицины, образования, спорта и др. имея в виду добиться их самоокупаемости и освобождения государственного бюджета от их полного финансирования. При этом оно игнорировало, что в ГК нет понятия автономного учреждения, и что в случае признания такового о нем надо упомянуть в ГК. Кроме того, оно не определяет права и обязанности просто учреждений, потребуется разграничить эти структуры от уже известных учреждений. В противном случае неизбежны путаница, ссоры и конфликты на всех уровнях. Для лучшей стыковки законов, имеющих отношение к нескольким отраслям права, практикуется такой прием, как перекрестная ссылка родственных законов друг на друга. Такие взаимные ссылки, явно или подразумеваемо, присутствуют, например, в ГК и земельном кодексе упоминает о потере собственником права на плоды земли, если он передал землю в аренду или в иное пользование. Но здесь Земельный кодекс плохо учитывает варианты гражданских сделок. Он упускает, например, случай передачи земли в доверительное управление - хотя в ГК такой институт предусмотрен. «Забывает» он о случаях наложения ареста на имущество (землю и др.).

Возможен  вариант (заимствования) норм из одного кодекса в другой. Но в ряде случаев  оба этих способа игнорируются. Иногда же отношения, которые могут регулироваться смежными отраслями права, попросту обходя стороной. Так, при составлении  Жилищного кодекса РФ был почти  полностью обойден, «земельный вопрос», хотя немалые проблемы существуют и  с благоустройством домовладений, и  с их границами и с самовольным  размещением во дворах гаражей и  др. объектов, и с сервитутами (правом прохода и проезда посторонних  лиц). Жилищный кодекс не использовал  сам термин «домовладение»; насколько  известно, это было сделано сознательно, чтобы не вторгаться «в смежные отрасли  права». Такая позиция целиком  порочна. Во-первых, никто не запрещал авторам ЖК обогащать земельное  и гражданское законодательство, поскольку новые нормы не входили  бы в противоречие с уже принятыми. А во-вторых, авторы ЖК не учли концепции, двор (равно как и подземельное хозяйство, обслуживающее дом) является принадлежностью жилого дома. Двор составляет с домом хозяйственный комплекс, который принадлежит правовому регулированию как единое целое.

 

Заключение

Правотворчество в правовой сфере - государственная  деятельность, завершающая процесс  формирования права.

Правотворчество, которое основано на определенных принципах - одно из важных направлений любого государства. Оно всегда было, есть и всегда будет важнейшим средством  управления обществом и непосредственно  связано с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Правотворчество представляет собой процесс, состоящий  из следующих стадий:

-выявление  потребности принятия нормативно-правового  акта;

-изучение, анализ общественных отношений,  для регламентации которых необходимо  принять данный акт;

-определение  вида нормативно-правового акта  и вида органов, правомочных  его принять;

-принятие  решения о подготовке нормативно-правового  акта;

-разработка  концепции будущего акта;

-подготовка  рабочей группой проекта нормативно-правового  акта;

-предварительное  рассмотрение проекта акта;

-общественное  обсуждение проекта;

-официальное  рассмотрение проекта нормативно-правового  акта с учетом процессуальных  требований органом, к ведению  которого относится его принятие;

-принятие  правового акта, его оформление  и подписание;

-опубликование  акта и его вступление в  законную силу.

В настоящей работе были исследованы  основные положения правотворчества, изучено его понятие, виды и принципы. А также выявлены стадии правотворческого процесса в российском государстве. Рассмотрены перспективы развития правотворчества в России и определены его проблемы.

 

Список  литературы

1. Конституция Российской Федерации  //Российская газета. 1993. - 25 декабря.

2. Абдулаев М.И. Теория государства и права. - М.: Финансовый контроль, 2004 - 410 с.

3. Большой юридический словарь. / Под  ред. А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских. - М.: Юристъ, 2003. - 268 с.

4. Венгеров А.Б. Теория государства  и права. - М.: Юриспруденция, 2000. - .528 с.

5. Власенко Н.А. Правила законодательной  техники в нормативных правовых  актах субъектов Российской Федерации. /Под ред. В.М.Баранова. - М. ТЕИС, 2001. - 93 с.

6. Казьмин И. Ф. Научная концепция акта о правотворческой деятельности. Проблемы совершенствования законодательства. М.: Норма, 2004. - 134 с.

7. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.: Эксмо, 2001. - 84с.

8. Общая теория права и государства. / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2001. - 520с.

9. Пиголкин А.С. Теория государства и права. - М.: Городец, 2003. - 253с.

10. Правотворческая деятельность субъектов  Российской Федерации: Теория, практика, методика. /Под ред. А.В.Гайды, М.Ф.Казанцева, К.В.Киселева, В.Н.Руденко. Екатеринбург.: 2001. - 76с.

11. Протасов В.Н. Теория права  и государства. Проблемы теории  права и государства. - М.: Новый  Юрист, 1999. - 240с.

12. Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2001. - 776с.

13. Хмелевский С.В. Теория государства  и права. - М.: Per Se, 2003. - 90с.

 


Информация о работе Виды правотворчества, органы правотворчества