Верховный суд РФ – высший орган судов общей юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:56, контрольная работа

Описание

Согласно ст. 126 Конституции Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Содержание

Введение
Правовое положение и статус Верховного Суда Российской Федерации
Конституционно-правовой статус судей Верховного Суда Российской Федерации.
Задачи Верховного Суда Российской Федерации.
Структура Верховного Суда Российской Федерации.
Юрисдикционно-разъяснительная деятельность Верховного Суда Российской Федерации.
Юрисдикционно-контрольная деятельность Верховного Суда Российской Федерации.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

верховный суд.docx

— 36.83 Кб (Скачать документ)

К ведению Пленума Верховного Суда относится рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, представлений  Генерального прокурора и министра юстиции РФ, в том числе дача разъяснений по вопросам судебной практики. Помимо того Пленум Верховного Суда утверждает по представлению Председателя Верховного Суда составы судебных коллегий, палат  и секретаря Пленума Верховного Суда; утверждает по представлению  Председателя Верховного Суда Научно-консультативный  совет при Верховном Суде РФ; рассматривает  и решает вопросы о внесении представлений  в порядке осуществления законодательной  инициативы; заслушивает сообщения  о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий об их деятельности; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов участвующих  в голосовании членов Пленума  при условии присутствия на заседании  не менее двух третей его состава. Постановления Пленума подписываются  Председателем Верховного Суда РФ и  секретарем Пленума.

Президиум Верховного Суда РФ является не только вторым после  Пленума органом Верховного Суда, управомоченным решать вопросы организации  его деятельности, но также высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесённым к ведению судов  общей юрисдикции. Его состав включает 13 человек, в том числе Председателя Верховного Суда, его заместителей, а также ряд судей Верховного Суда, назначаемых Советом Федерации  по представлению Президента РФ, основанному  на представлении Председателя Верховного Суда и положительном заключении высшей квалификационной коллегии судей.

К ведению Президиума Верховного Суда РФ относятся: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также  в связи с новыми или вновь  открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения  судебной практики, анализа судебной статистики; рассмотрение вопросов организации  работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим  судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых  других полномочий, предоставленных  ему законодательством.

Постановления Президиума принимаются  простым большинством голосов участвующих  в заседании членов Президиума и  подписываются Председателем Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ по гражданским и уголовным  делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда. При этом с учетом состава  коллегий в конкретный период времени  и их загруженности Председатель Верховного Суда в необходимых случаях  может своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения деле в составе другой коллегии.

Судебные коллегии по уголовный  и гражданским делам Верховного Суда РФ выступают в качестве судов  надзорной инстанции при пересмотре решений, постановленных соответственно мировыми судьями, районными судами в качестве первой или апелляционной  инстанции, а также судами республик  РФ, краевыми (областными) и приравненными  к ним судами, выступавшими в качестве первой (если это решение не обжаловалось в кассационном порядке), второй или  надзорной инстанции.

Указанные коллегии выступают  также в качестве судов кассационной инстанции, проверяя законность и обоснованность решений, приговоров, определений и  постановлений, вынесенных по первой инстанции  судами на уровне субъектов РФ. В  этом качестве действует и входящая в состав Судебной коллегии по уголовным  делам Кассационная палата, управомоченная проверить в кассационном порядке  приговоры и иные решения, принятые в связи с рассмотрением уголовных  дел судами республик РФ, краевыми (областными) и приравненными к  ним судами с участием присяжных  заседателей.

Применительно к приговорам и иным решениям судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, а также Военной коллегии Верховного Суда, выступающих в качестве суда первой инстанции, полномочиями по их проверке в связи с кассационными  жалобами или представлениями наделялась Кассационная коллегия Верховного Суда РФ. Соответствующие поправки уже внесены в ГПК РФ. Согласно принятому федеральному закону "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" взамен Кассационной коллегии ВС РФ создается Апелляционная. Она рассматривает дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены коллегиями ВС РФ. Апелляция на решения судов субъектов Федерации подается в ВС РФ, районных судов - в суды регионов. Пересмотр вступивших в силу решений в надзорном порядке возложен на Президиум ВС РФ. Производство в судах апелляционной инстанции по гражданским делам начнется с 1 января 2012 г., по уголовным - с 1 января 2013 г.

Судебные коллегии по гражданским  и уголовным делам, равно как  и Военная коллегия Верховного Суда РФ, осуществляют также пересмотр  вступивших в законную силу судебных решений в порядке возобновления  производства ввиду новых или  вновь открывшихся обстоятельств.

Важной составной частью компетенции указанных органов  Верховного Суда РФ является рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел в качестве суда первой инстанции. Согласно ст. 27 ГПК Верховный Суд как суд первой инстанции рассматривает гражданские дела: об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ; об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их остановки; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий референдума; по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховной Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.

Федеральными законами к  подсудности Верховного Суда РФ может  быть отнесено рассмотрение также других дел и иных вопросов, при условии  прямого указания на это в соответствующих  законах. Так, в частности, на Верховный  Суд возлагаются полномочия по решению  вопросов, связанных с выполнением  обязательств по международным договорам  РФ.

Помимо того коллегии Верховного Суда РФ изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, осуществляют другие полномочия, предоставленные  им законодательством в целях  формирования единообразной правоприменительной  практики.

Председатель Верховного Суда непосредственно руководит  работой Верховного Суда РФ, осуществляя  при этом как сугубо организационные, так и процессуальные полномочия.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ содействуют Председателю в  руководстве деятельностью Верховного Суда, обладая при этом и своей  собственной компетенцией. Они могут  председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда; приносить  в пределах и порядке, установленных  законом, представления на решения, определения и постановления  по гражданским делам; в случаях  и порядке, установленных законом, приостанавливать исполнение решений, приговоров, определений и постановлений  по судебным делам; осуществлять в соответствии с распределением обязанностей руководство  работой судебных коллегий и структурных  подразделений аппарат Верховного Суда; осуществлять другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его права и  обязанности осуществляет первый заместитель  Председателя, а при его отсутствии – другой заместитель, указанный  Председателем.

Секретарь Пленума Верховного Суда РФ, являясь судьей Верховного Суда, помимо выполнения судейских  обязанностей осуществляет организационную  работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола  и производит действия, необходимые  для доведения принятых Пленумом постановлений до сведения судей  всех судов.

Научно-консультативный  совет - совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно-обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики. В его состав входят заместители Председателя Верховного Суда РФ, председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ, члены Верховного Суда РФ, а также практические работники правоохранительных органов и представители научных организаций. Опираясь на изучение и обобщение судебной практики, Научно-консультативный совет способствует разрешению спорных вопросов, которые возникают в практике судов по применению действующего закона, дает по проектам постановлений Пленума Верховного Суда РФ соответствующие рекомендации. Деятельность этого органа регулируется Положением о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ, утвержденным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 1968 г. № 45 с изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 10.

Федеральным Законом от 8 января 1998 г. был создан Судебный департамент при Верховном Суде РФ, который является федеральным государственным органом и призван осуществлять организационное обеспечение деятельности всех судов общей юрисдикции в РФ, т.е. мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

 

5. Юрисдикционно-разъяснительная  деятельность Верховного Суда Российской Федерации

По традиции на Верховный  Суд Российской Федерации возлагается  еще одна функция - обеспечение единообразия в судебной практике. Это достигается  путем вынесения принципиальных решений по наиболее сложным делам, требующим авторитетного толкования со стороны высокочтимых судебных учреждений.

Так, например, постановления  Пленума Верховного Суда публикуются  в Бюллетене Верховного Суда (БВС) и доводятся до сведения нижестоящих  судов. В настоящее время такие  постановления имеют как разъяснительный, так и рекомендательный характер, но жестко не связывают суд при  вынесении аналогичных или сходных дел, поскольку каждое из них имеет свою специфику.

Некоторые из таких постановлений  имеют значение субсидиарных правоположений. Например, таковым является Постановление  №8 Пленума Верховного Суда от 31 октября  1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в котором, в частности, зафиксированы следующие положения:

"Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции  Российской Федерации, Конституция  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется  на всей территории Российской  Федерации. В соответствии с  этим конституционным положением  судам при рассмотрении дел  следует оценивать содержание  закона или иного нормативного  правового акта, регулирующего рассматриваемые  судом правоотношения, и во всех  необходимых случаях применять  Конституцию Российской Федерации  в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет  непосредственно Конституцию, в  частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при  условии принятия Федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности  человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к  выводу, что Федеральный закон, действовавший  на территории Российской Федерации  до вступления в силу Конституции  Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к  убеждению, что Федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, противоречит Конституции  Российской Федерации, а Федеральный  закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции  Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие  правоотношения. Наличие решения  Конституционного Суда Российской Федерации  о признании неконституционной  той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его  части.

 

6. Юрисдикционно-контрольная  деятельность Верховного Суда Российской Федерации.

Особое место в деятельности Верховного Суда и возглавляемых  им нижестоящих судов общей юрисдикции отныне приобретает юрисдикционно-контрольная  деятельность над подзаконными актами и действиями должностных лиц  государственного аппарата. Так, в вышеупомянутом Постановлении №8 Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. записано:

Информация о работе Верховный суд РФ – высший орган судов общей юрисдикции