Верховный суд РФ – высший орган судов общей юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:56, контрольная работа

Описание

Согласно ст. 126 Конституции Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Содержание

Введение
Правовое положение и статус Верховного Суда Российской Федерации
Конституционно-правовой статус судей Верховного Суда Российской Федерации.
Задачи Верховного Суда Российской Федерации.
Структура Верховного Суда Российской Федерации.
Юрисдикционно-разъяснительная деятельность Верховного Суда Российской Федерации.
Юрисдикционно-контрольная деятельность Верховного Суда Российской Федерации.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

верховный суд.docx

— 36.83 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ЛИПЕКЦИЙ  ФИЛИАЛ

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА, УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине Правоохранительные органы РФ

на  тему: «Верховный суд РФ – высший орган судов общей юрисдикции»

 

Выполнила:

студентка 1 курса, группы ЮЗВ-11-1

заочной формы обучения

Клыкова Н.С.

Проверил:

к.ю.н., доц. Яковлев Н.А.

Работа принята:

«___»____________2011 г.

Специалист  по УМР________И.В.Макеева

Оценка _______ _____________

(подпись  преподавателя)

«___»____________2011 г.

 

Липецк 2011

План

Введение

  1. Правовое положение и статус Верховного Суда Российской Федерации
  2. Конституционно-правовой статус судей Верховного Суда Российской Федерации.
  3. Задачи Верховного Суда Российской Федерации.
  4. Структура Верховного Суда Российской Федерации.
  5. Юрисдикционно-разъяснительная деятельность Верховного Суда Российской Федерации.
  6. Юрисдикционно-контрольная деятельность Верховного Суда Российской Федерации.

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Согласно ст. 126 Конституции  Верховный Суд Российской Федерации  является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции; осуществляет в  предусмотренных Федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей  юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В Российской Федерации Верховный  Суд впервые был учрежден в  соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым на сессии ВЦИК 31 октября  1922 г. и введенным в действие 1 января 1923 г.

На Верховный Суд возлагался судебный контроль над всеми без  исключения судебными местами РСФСР; рассмотрение в кассационном порядке  дел, решенных губернскими судами; рассмотрение в порядке надзора всех дел, разрешенных  любыми судами республики; рассмотрение судебных дел по первой инстанции.

Правом дачи судам разъяснений  по вопросам судебной практики Верховный  Суд РСФСР не обладал. Таким правом был наделен Верховный Суд  СССР, созданный в 1924 г., и лишь после принятия в 1958 г. Основ законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве в СССР такое полномочие получили и верховные суды союзных республик. В ст. 58 Закона РСФСР от 8 июня 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" было указано, что пленум Верховного Суда республики рассматривает материалы изучения судебной практики и судебной статистики... и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР".

Итак, впервые такое право  закреплено и в ст.126 Конституции  Российской Федерации 1993 г., за исключением положения, что эти разъяснения являются руководящими.

 

  1. Правовое положение и статус Верховного Суда Российской Федерации

 

Деятельность Верховного суда РФ, его статус, правовое положение, устанавливается Конституцией Российской Федерации, Конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", федеральным конституционным законом "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".

Говоря о правовом статусе  Верховного Суда, нужно отметить, что  придание Верховному Суду Российской Федерации статуса высшего судебного  органа не имеет абсолютного характера: оно ограничено сферой его компетенции - дела, подсудные судам "общей  юрисдикции". Следовательно, по делам  о проверке конституционности законов  и иных нормативных актов, а также  по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти  дела рассматривают соответственно Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации и арбитражные  суды субъектов Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно  вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам - верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским  судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов. На деле это означает, что  Верховный Суд Российской Федерации  обладает полнотой юрисдикции, т.е. он правомочен на основании поступающих  к нему протестов и кассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные  на уровне высших судебных инстанций  субъектов Федерации, и выносить по ним окончательные постановления  или определения. Верховный Суд  Российской Федерации является третьим  звеном общегражданского правосудия, если иметь в виду, что на региональном (областном) уровне соответствующие  высшие судебные инстанции осуществляют пересмотр дел, поступающих к ним по кассационным жалобам или протестам прокуратуры от низшего звена судебной системы.

 

  1. Конституционно-правовой статус судей Верховного Суда Российской Федерации.

 

Правовое положение судей  Верховного Суда РФ, как и судей  других судов, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ "О  статусе судей" от 26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями). Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Все судьи обладают единым статусом. В соответствии с высоким  статусом судей к ним предъявляются  определенные требования. Самые общие  из них сформулированы в ст. 119 Конституции  РФ. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее пяти лет.

Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и  ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих  полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Закон также требует, чтобы  на должность судьи назначались  лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен  и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей Верховного Суда РФ могут быть граждане, достигшие 35 лет, имеющие стаж работы по юридической  профессии не менее 10 лет и соответствующий  жизненный опыт.

Порядок назначения судей  Верховного Суда РФ. Конституция РФ устанавливает (ч. 1 ст. 128), что судьи  Верховного Суда РФ назначаются Советом  Федерации по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей  входят Председатель Суда, его заместители  и члены Суда.

Судья, впервые назначенный  на должность, приносит присягу. Делается это в торжественной обстановке на собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом Российской Федерации.

Отсюда единые требования для отбора на должность судьи  Верховного Суда РФ . Отбор осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий требованиям Конституции  РФ, вправе быть допущенным к сдаче  квалификационного экзамена. Экзамен  принимается комиссией, состоящей  при органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности  судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

В решении вопросов назначения судей Верховного Суда важную роль играют квалификационные коллегии, которые  избираются съездами и собраниями судей. Квалификационные коллегии рассматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса. В этих целях создана Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда РФ. Положение об организации и деятельности этой коллегии утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

 

3. Задачи Верховного Суда Российской Федерации

Верховный Суд РФ выполняет  следующие функции:

  1. В качестве суда надзорной инстанции пересматривает вступившие в законную силу решения любого Российской Федерации, включая и свои собственные решения;
  2. В качестве суда второй инстанции проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых (областных) и приравненных к ним судов;
  3. Осуществляет возобновление производства по рассмотренным судами делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств;
  4. Рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские, уголовные, административные и иные дела особой сложности или особой значимости.

Принимаемые Верховным Судом  РФ по рассматриваемым им делам решения  не могут быть пересмотрены ни другими  судами, ни иными органами. Эти решения, не имея обязательного значения для  других судов, решающих аналогичные  вопросы, служат для них определённым ориентиром в части истолкования закона при рассмотрении конкретных дел.

Роль Верховного Суда РФ как высшего судебного органа страны проявляется и в его  полномочии давать разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения, обеспечивая единство толкования и  применения законов в соответствии с Конституцией и формируя соответствующим  образом правоприменительную практику, тем не менее, не имеют для судов  и иных органов, применяющих законы, обязательного значения.

Обладая как высший судебный орган этими, а также некоторыми другими специфическими для органов  судебной власти полномочиями (выступать  с законодательной инициативой, обращаться как в связи с производством  по конкретному делу, так и в  порядке общего нормоконтроля с  запросами в Конституционный  Суд РФ и др.), Верховный Суд  РФ, однако, не обладает административной или дисциплинарной властью в  отношении других судов общей  юрисдикции; от него в настоящее  время непосредственно не зависит  и решение вопросов, связанных  с финансированием нижестоящих  судов общей юрисдикции и иным обеспечением их деятельности.

 

4. Структура Верховного  Суда Российской Федерации

В настоящее время согласно ст. 54 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» Верховный Суд РФ действует  в составе:

а) Пленума;

б) Президиума;

в) Кассационной коллегии;

в) Судебной коллегии по гражданским  делам (64 судьи);

г) Судебной коллегии по уголовным  делам с Кассационной палатой (33 судьи);

д) Военной коллегии (8 судей).

В Верховном Суде Российской Федерации действуют общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации  и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок  формирования и деятельности которых  регулируются положением о них, принимаемым  общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется Научно-консультативный  совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации  по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

 Пленум Верховного Суда, не обладая полномочиями по рассмотрению конкретных дел, уполномочен рассматривать главным образом вопросы, связанные с организацией деятельности судов общей юрисдикции и обеспечения единства правоприменительной практики. Президиум Верховного Суда РФ наделён полномочиями как по разрешению конкретных гражданских, уголовных, административных и иных дел в порядке надзора и в процедуре возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, так и по организации судебной деятельности. Коллегии Верховного Суда РФ и Кассационная палата наделяются главным образом правами соответствующих судебных инстанций, управомоченных разрешать конкретные дела.

Пленум Верховного Суда РФ, включающий в свой состав Председателя, заместителей Председателя и всех судей  Верховного Суда РФ, проводит заседания  не реже одного раза в четыре месяца. В заседаниях Пленума в обязательном порядке участвует Генеральный  прокурор РФ; в нем также могут  участвовать министр Юстиции, судьи  других судов общей юрисдикции, а  также судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда, члены  Научно-консультативного совета при  Верховном Суде, представители Министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Информация о работе Верховный суд РФ – высший орган судов общей юрисдикции