Управление социально-экономическим развитием муниципального образования на примере муниципального образования Клинский район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по дифференцированному управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований в рыночных условиях

Содержание

Введение............................................................................................................................................3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально – экономическом развитии муниципального образования.....................................5
1.1Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления...............................................................................................................5
1.2Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................................................................................................7
1.3Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................9
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Клинского района..............................12
2.1 Современное состояние социально – экономического развития и управления
Клинского района..........................................................................................................12
2.2 Перспективы и пути совершенствования социально – экономического
развития и управления муниципальным образованием на примере Клинского
района..............................................................................................................................22
2.3 Прогноз социально – экономического развития Клинского района........................26
Заключение.......................................................................................................................................28
Список литературы.....

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГМУ.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

     1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления.

     Деятельность местных властей в сфере экономики, учитывая ограниченность ресурсов, заключается в ускорении нужных процессов, а не в прямом участии в деятельности отдельных предприятий. Процесс формирования конкретной местной экономической политики заключается в подготовке стратегии экономического развития города и концепции местной экономической политики.

     Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.

     Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют:

     а) муниципальное имущество;

     б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;

     в) имущество, находящееся в государственной собственности и преданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

     Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, а вторая часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет, согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальную казну муниципального образования.

     Финансовые средства муниципального образования, т.е. совокупность денежных средств, находящихся в его распоряжении, включают:

     а) средства местного бюджета

     б) муниципальные внебюджетные средства

     в) финансовые ресурсы муниципальных предприятий

     г) средства, заимствованные на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты)

     Самостоятельность местных бюджетов муниципальных образований обеспечивается, во-первых, тем, что они утверждаются и исполняются соответственно представительными и исполнительными органами местного самоуправления, во-вторых, наличием собственных источников доходов, в-третьих, правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств.  Тем не менее, местные бюджеты не автономны и являются звеном консолидированных бюджетов субъектов РФ. В этом смысле они сопоставляют часть бюджетной системы РФ.6

     Следует рассмотреть более подробно отдельные виды доходов местных бюджетов в условиях действия закона о местном самоуправлении 2003 г.  Органы местного самоуправления обладают возможностью проводить определенную политику на территории муниципального образования, реализуя ее через земельный налог на имущество физических лиц и земельный налог. Но влияние на местное социально-экономическое развитие посредством только двух названных налогов недостаточно. К ним следовало бы добавить налоги на малый и средний бизнес, являющийся одной из важнейших основ местного самоуправления в соответствии с законодательством.

     В соответствии со ст. 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ установлены фиксированные нормативы зачисления в местные бюджеты доходов от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами ( с разбивкой по категориям муниципальных образований):

  • в бюджеты поселений: налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога;
  • в бюджеты муниципальных районов: налога
 

1.3 Механизм  управления социально-экономическим  развитием муниципального образования.

     Реформа местного самоуправления наделила местное  сообщество значительной долей независимости в финансово-экономическом аспекте, обеспеченной самостоятельностью формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, наличием собственных доходов, правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств, наличием муниципального имущества.7

     Как самостоятельный субъект социально-экономических  процессов каждое муниципальное  образование реалиями развития государства  поставлено в условия динамичной конкуренции с другими субъектами за привлечение ограниченных ресурсов. Для того чтобы обеспечить свою привлекательность для «владельцев» данных ресурсов, субъект должен обладать стабильностью, устойчивостью социально-экономического положения, что невозможно без выработки цели и основных направлений развития муниципального образования. Реализация основного предназначения муниципального образования, заключающегося в обеспечении благосостояния местного сообщества, эффективном решении вопросов местного значения, также невозможна без целенаправленного социально-экономического развития.

     Б.Б. Педанов определяет социально-экономическое  развитие муниципального образования  как управляемый процесс качественного  изменения социальной и экономической  сфер, не ухудшающий состояние окружающей среды и приводящей к улучшению условий жизни населения, т. е. дающий возможность местным сообществам более полно удовлетворять свои потребности с меньшими затратами.

     Соответственно, сущность управления социально-экономическим  развитием муниципальных образований состоит в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на все субъекты хозяйствования и социально-экономические процессы, обеспечивающие рост качества жизни граждан на основе эффективного использования потенциала территории и гармонизации интересов государства, населения, экономических субъектов и отдельной личности.

     Основными субъектами управления социально-экономическим  развитием муниципальных образований  на уровне местного самоуправления являются:

  • органы государственной власти
  • органы местной власти
  • население
  • хозяйствующие субъекты

      Субъекты  управления социально-экономическим  развитием должны отслеживать динамику изменений в различных сферах, осуществлять прогнозирование и  выявлять тенденции для своевременного принятия решений по предотвращению депрессивных процессов в социальной, экономической и экологической сферах. Привлечение населения и хозяйствующих субъектов органами власти к совместному обсуждению и решению вопросов местного значения создает условия для формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.  Совершенствование механизма управления должно быть направлено на устранение экономических диспропорций между муниципальными образованиями. Для каждого типа муниципального образования необходимо разрабатывать свою стратегию социально-экономического развития. Существующие социально-экономические отношения в муниципальных образованиях не направлены на объединение и координирование усилий членов местного сообщества. Разнополярность интересов и несогласованность действий многочисленных общественных институтов приводят к нарушению взаимосвязей между различными хозяйствующими субъектами. Социально-экономические отношения не имеют достаточно устойчивых, общепризнанных и предсказуемых норм поведения, регулируются индивидуальными решениями, которые часто противоречат интересам населения муниципального образования. Эффективное объединение усилий и имеющихся ресурсов заинтересованных сторон (власти, бизнеса, населения) для решения местных проблем требует формирования и развития корпоративных социально-экономических отношений. Используемые на практике отдельные элементы корпоративного управления требуют обобщения и систематизации опыта, разработки модели и стратегий формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. В этой связи целесообразна разработка системы стратегий формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Она  включает в себя:

  • стратегию «социально-производственной корпорации» для сельского и городского поселения, ориентированную на формирование некоторых корпоративных институтов, направленных на продвижение товаров и услуг небольших предприятий (как правило, сельскохозяйственных), от деятельности которых зависит уровень благосостояния населения сельского и городского поселения;
  • стратегию «межмуниципальной корпорации» для муниципального района, направленную на объединение социально-производственных корпораций городских и сельских поселений в пределах одного муниципального района, имеющих единую цель социально-экономического развития муниципального района, формирующую условия для межмуниципального сотрудничества сельских и городских поселений;
  • стратегию «территориальной корпорации» для городского округа, ориентированную на формирование корпоративных институтов путем кооперирования активно развивающихся представительств и филиалов крупных областных финансовых, производственных и общественных объединений с имеющейся собственной социальной и экономической инфраструктурой с целью развития данного городского округа;
  • стратегию «ассоциации корпораций» для городского округа-мегаполиса, направленную на объединение активно развивающихся в крупном городе производственных, финансовых и иных корпораций, в том числе органов территориального общественного самоуправления для
  • достижения единой цели социально-экономического развития города.8

Глава 2. Анализ социально – экономического развития Клинского района

2.1. Современное состояние социально – экономического развития и управления Клинского района.

      
 Общие данные: Клинский муниципальный район расположен в северо-западной части Московской области,  занимает площадь в 200,1 тыс.га. Численность населения, согласно данным последней Всероссийской Переписи населения,  составляет 126, 9 тыс.чел. Северная часть района расположена на Волго-Шошинской низменности, характеризующейся равнинным рельефом. Южная часть района лежит в пределах Клинско-Дмитровской возвышенности и характеризуется холмистым рельефом, расчлененным глубокими балками. Основная река района - Сестра. Более 50%  площади района занимают живописные леса, а  часть территории  района проходит по границе с Завидовским государственным заповедником.

      Административное деление: Границы территории муниципального района и входящих в его состав городских и сельских поселений установлены законом Московской области «О статусе и границах Клинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» от 28.02.2005г. №80/2005-03. В состав территории муниципального района входят муниципальные образования:

     городское поселение Высоковск,

     городское поселение Клин,

     городское поселение Решетниково,

     городское поселение Воздвиженское,

     городское поселение Воронинское,

     городское поселение Зубовское,

     городское поселение Нудольское,

     городское поселение Петровское.

Траспортные артерии: По территории района проходят важные транспортные магистрали России — Октябрьская железная дорога и автомагистраль М10  E 105 «Москва—Санкт-Петербург», а также «Большое московское кольцо» А108.

Ресурсы:  Район с избытком обеспечен природным газом, электроэнергией,  водоснабжением. Имеются значительные земельные ресурсы:  на территории района есть свободные площадки под строительство, обеспеченные подъездными путями и  объектами инженерной инфраструктуры. Возможны варианты аренды и продажи  земли.

      Клинский  муниципальный район Московской области является одним из крупнейших промышленно-хозяйственных центров  Подмосковья. Он является лидером по объемам промышленного производства, входит в число лучших в агропромышленном секторе области, достиг высоких результатов благоустройстве территории района, успешно работает над решением вопросов социальной направленности.

  На 1.01.2009 года численность постоянного населения Клинского муниципальный  района составила 126,1  тыс. чел., в том числе

Городское население –  94,8  тыс. чел. (75,3% от общей численности),

Сельское  население –  31,3  тыс. чел. (24,7% от общей численности).

      На  территории района зарегистрированы 245 крупных и средних предприятия, 1043 предприятий малого бизнеса и около 3000 индивидуальных предпринимателей.

За 8 месяцев 2009 года крупными и средними предприятиями  отгружено товаров собственного производства и оказано услуг на сумму 23,2 млрд.рублей. Рост в действующих ценах к соответствующему периоду прошлого года – 110,6% .

      По  объемам отгруженной продукции  Клинский  район занимает 5-ое место  среди районов Московской области, в то время как по численности  населения, занятого в экономике – только на 20-м.

Информация о работе Управление социально-экономическим развитием муниципального образования на примере муниципального образования Клинский район