Унитаризм, федерация, конфедерация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание

Больше внимания в моей работе уделено федеративному устройству и его проблемам. Это не случайно. В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.

Содержание

Введение 3
I. Форма государственного устройства: понятие, виды и значение для формы государства 6
II. Унитарное государство 8
1. Понятие и признаки 9
2. Виды унитарных государств 10
III. Федеративная форма государства 12
1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации 12
2. Виды федераций 16

IV. Конфедеративная форма государственного устройства 22
1. Понятие, признаки и особенности конфедерации 22
2. Межгосударственные и союзные образования 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Список нормативно-правовых актов 32

Работа состоит из  1 файл

право.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

 Созданы органы СНГ: Совет  глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический совет, Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге и другие. Постоянно действующий орган СНГ – Координационно-консультативный комитет в Минске. Структуру межгосударственных органов см. в схеме 2.

Примером более  тесного взаимодействия и примером союзного государства можно считать  Союзное государство Белоруссии и России, договор о создании которого был подписан 8 декабря 1999 года. Он стал завершающим в серии документов, являющихся правовой основой этого образования (2 апреля 1996 года был подписан договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, а через год – Договор о Союзе Белоруссии и России). 

Союз создан в целях обеспечения  мирного и демократического развития, укрепления дружбы, повышения благосостояния народов Белоруссии и России, обеспечения социально-экономического развития обоих государств, проведение согласованной политики в области внешних отношений и обороны, формирования единой правовой системы демократического государства.

В основу деятельности Союзного государства положены принципы суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения своих обязательств. Союз не является закрытым образованием, поэтому любое  государство, являющееся субъектом международного права, разделяющее цели и принципы Союзного государства и готовое принять на себя обязательства, обусловленные членством в нем, может с согласия других государств-участников присоединиться к нему. Договор устанавливает и процедуру выхода: для этого проводится референдум и на основании его результатов государство-участник может принять решение о выходе с уведомлением об этом высшие органы Союзного государства и других участников. Через 18 месяцев после референдума, на котором было поддержано решение о выходе, договор о создании Союзного государства прекращает свое действие в от ношении выходящего государства.

К исключительному  ведению Союзного государства относятся:

  • создание единого экономического пространства;
  • единая валютная, налоговая и ценовая политика;
  • объединенные транспортная и энергетическая системы;
  • система технического обеспечения вооруженных сил;
  • бюджет и управление собственностью Союзного государства и др.

В сферу совместного ведения  Союзного государства и государств-участников:

  • принятие в состав Союза других государств;
  • совместная оборонная политика;
  • гармонизация законодательства государств-участников;
  • охрана окружающей среды;
  • развитие образования и науки;
  • борьба с преступностью и др.

Союз не только обладает международной  правоспособностью, но и имеет другие атрибуты суверенного государства: герб, флаг, гимн. В союзном государстве устанавливается собственное гражданство, которое автоматически получает каждый гражданин государства-участника Союза.

Для реализации задач  Союза государства-участники создают соответствующую систему органов: Высший Государственный Совет, Парламентское собрание и Совет Министров Союза.

Высшим органом  является Высший Государственный Совет, состоящий из глав государств, глав правительств, руководителей палат парламентов государств-участников. Организация работы Высшего Государственного Совета и ведение некоторых дел от имени Союза возложено на Председателя, функции которого поочередно выполняют главы государств-участников.

 Представительным  органом Союза является Парламент Союзного государства, состоящий из Палаты Союза (куда входят по 36 представителей от обеих палат парламент Беларуси и России) и Палаты Представителей (в нее входят 28 депутатов от Республики Беларусь и 75 депутатов от России, которые непосредственно избираются от своих стран). Помимо принятия нормативных актов Союза (которые являются обязательными к исполнению), Парламент заслушивает послания Высшего Государственного Совета и отчеты Совета Министров, принимает бюджет Союзного государства. Как и другие представительные органы, Парламент регулярно проводит свои заседания, утверждает регламент, образует из числа своих членов постоянные и временные комиссии. Совет Министров – постоянно действующий исполнительный орган, председатель которого назначается Высшим Государственным Советом. В его состав входит равное число представителей от каждого из государств. Все решения принимаются по принципу «одно государство – один голос». Структура органов управления см. в схеме 3.

 

 

 

Заключение

Из сделанного мной исследования о формах государственного устройства можно сделать некоторые выводы:

1. В чистом виде не существует определенно унитарного, федеративного или конфедеративного государства. Так Испания и Великобритания, государства, считающиеся эталонами унитарного устройства, имеют свои специфические особенности, связанные с политическими, культурными и историческими традициями этих стран. Тоже самое можно сказать и в отношении Соединенных Штатов Америки, государства с федеративной формой устройства. Очень многие общие признаки федерации, сформулированные в теории государства и права, не просматриваются в Федерации США, хотя именно  это государство является одним из  первых стран с федеративным устройством.  

2. Выбор формы государственного устройства должен быть связан со многими факторами: историческими, экономическими, культурными, религиозными, географическими и др. Формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие  форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте  мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

3. Унитарная форма устройства – традиционна, свойственна государствам с небольшим населением и территорией или с традиционной формой правления (монархии в европейских, ближневосточных и некоторых азиатских государствах). Можно сказать, что страны с унитарной формой государственного устройства слабо развиваются в плане правовых отношений. В таких странах в этом просто нет необходимости. Так в Великобритании уже на протяжении многих столетий действует англо-саксонская система права, основанная на прецеденте, столько же существует унитарная форма устройства.

4. Значение Федерации как формы государственного устройства в настоящее время очень велико. Мною уже было сказано, что федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Но эти показатели, которые делают федеративную форму наиболее эффективной, в вопросе о делении государства, не главные. Главное, на мой взгляд, то, что государства с федеративной формой устройства более динамичны в плане развития правовых отношений, по сравнению с унитарной формой и в разной степени в таких странах, но может осуществляться всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

5. Конфедерация – инструмент  интеграционных процессов между различными государствами. Я поддерживаю идею некоторых правоведов об организации в будущем «Единой Мировой Конфедерации». Однако у меня несколько иной подход к развитию конфедеративных отношений в рамках всего мирового сообщества. В будущем, но не очень близком, сформируется четыре мировые конфедерации. Первая будет создана вокруг США и ее союзников. Вторая будет состоять из России и ее союзников. Третья – из стран мусульманского мира (Палестина, Саудовская Аравия, Афганистан и др.). Четвертая, как и в период «холодной» войны будет составлена из стран, не вошедших ни в один из блоков, который может быть назван блоком «неприсоединенцев». Наиболее вероятно, что в этом блоке будут состоять государства Европы.  Конечно, такая четырехполяность мировых сил неизбежно приведет к Третьей Мировой войне.  Однако не хочется завершать курсовую работу столь пессимистичным прогнозом. И я сделаю ставку на Мировую Федерацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой  литературы.

 

1. Натан  Р., Хаффман Э.: Современный  федерализм: сравнительные перспективы// Международная жизнь. 1991 г. №4.

 

2. Кушнир  А.: Федерация или унитарное государство.// Народный депутат 1992 г. №6.

 

3. Лысенко  В.Н.: Развитие Федерации и Конституция  России (конституционные изменения  как назревшая потребность развития федеративных отношений)// Государство и права. - 1997 г. - №8.

 

4. Пусточаров  В.: Российский федерализм - сегодня  и завтра// Международная жизнь. - 1994 г. - №3.

 

5. Тадевосян Э.В.: О моделировании  в теории Федерализма и проблема  асимметричных Федераций// Государство и право. - 1997 г. - №8.

 

6. Карапетян Л.М.: К вопросу о  «моделях» федерализма (Критический  обзор некоторых публикаций)// Государство  и право. – 1996 г. - №12.

 

7. Хропанюк В.Н. Теория государства  и права. М., 1996 г.

 

8. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Под ред.

Страшуна  Б.А. М.: Бек, 1996 г.

 

9. Юридический энциклопедический  словарь. М.1984 г.

 

10. С.В. Клименко, А.Л. Чичерин.  Основы государства и права.  М. 2000 г.

 

11. Теория государства и права:  курс лекций. Под. ред. Н.И. Матузова и        А.В. Малько. М. 2000 г.

 

12. Алексеев С.С. Государство  и право. М.,1993 г.

 

13. Венгеров А.Б. Теория государства  и права. М.: Юрист, 1994 г.

 

14. Лившиц Р.З. Теория права.  М.: БЕК, 1994 г.

 

15. Мишин А.А., Барабашев Г.А. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М.: Белые альвы, 1996.

 

16. Государственный строй США:  М.,1976.

Список нормативно-правовых актов

 

 

1. Конституция Российской Федерации  (принята на всенародном голосовании  12 декабря 1993 г.)

 

2. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 25-ФЗ "О ратификации Договора о создании Союзного государства"

 

3. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 года.

 

4. Федеративный  договор (Москва, 31 марта 1992 г.)

 

5. Указ  Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной  реформе в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 1, 11 октября, 24 декабря 1993 г.).

 

6. Постановление ВС РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-I "О ратификации  Соглашения о создании Содружества  Независимых Государств".

 

7. Договор  "О создании союзного государства" (Москва, 8 декабря 1999 г.).

 

8. Постановление Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. N 2689-I "О Федеративном договоре".

 

9. Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.).

 

 


Информация о работе Унитаризм, федерация, конфедерация