Требования, предъявляемые к применению норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание

Для освещения требований, предъявляемых к применению правовых норм, необходимо разобраться в самом понятии - правовые нормы.
Право - это система общеобязательных норм. Нормы, из которых образуется право, выражаются в законах, иных признаваемых государством источниках и являются общеобязательными, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения1.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Применение права: понятия, основные стадии, правоприменительные акты. . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Законность и справедливость в применении правовых норм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Обоснованность и целесообразность в применении правовых норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Эффективность правоприменения. . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . 28

Работа состоит из  1 файл

repetitor_info_e6d0465d.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

Метод "черного  ящика" позволяет изучать действенность юридических норм в зависимости от социальных условий, в которых они функционируют, имея в своем распоряжении сравнительно ограниченную информацию. Количество этой информации находится в прямой зависимости от успеха в поиске социальных переменных, которые в обобщенной форме достаточно полно отражали бы общественные процессы, протекающие в сфере правопорядка. Таким обобщенным показателем является общественное положение людей, и поскольку эффект юридической нормы всегда опосредован их поступками, социальная характеристика населения является вместе с тем и характеристикой общественной среды функционирования законов: иначе как через человеческое поведение, право не действует. Место человека в социальной структуре, как известно, определяет и его место в системе общественного разделения труда, и отношение к средствам производства, и способ получения и размер причитающейся ему доли общественного продукта и его личностные характеристики (общее и специальное образование, квалификация, уровень культуры и т.п.). В такой познавательной ситуации, зафиксировав эффекты юридической нормы посредством регистрации числа ее нарушений и подвергнув классификации правонарушителей по их социальному положению, можно определить действенность правового запрета относительно различных социальных групп, а следовательно и относительно тех общественных условий, в которых живут люди. Метод "черный ящик" позволяет изучать эффекты этих условий, не изучая самих условий.

Однако как  бы ни изучалось действие правовой нормы, выявить ее реальную эффективность можно будет лишь в том случае, если исследование охватит не только саму норму (предмет правоведения), но и социальные условия ее функционирования (предмет социологии). Истинный эффект юридической нормы - результат взаимодействия ее требований, обращенных к населению, с условиями его жизни, а стало быть, и с ее социальными характеристиками. Отсюда следует вывод, важный для теории управления общественными процессами в сфере правопорядка: повышение эффективности принимаемого закона возможно не только путем совершенствования его самого, но и путем изменений в социальной среде его функционирования. Более того, изменения социальной среды, т.е. общественного бытия, в конечном счете не могут не сказываться более важными по сравнению с изменениями в самой правовой системе.

Теория постоянно  ищут конкретные пути повышения эффективности  права, пытаясь четно определить условия, от которых последняя зависит. На этом пути отечественной наукой достигнуты известные успехи. В частности, теоретические разработки ряда авторов привели к выводу, что непременными предпосылками правовых запретов являются:

    1. своевременность, правильность и полнота отражения в законе свойств общественно опасного деяния, объявленного правонарушением;
    2. соответствие содержания закона содержанию норм нравственности и уровню правосознания;
    3. соответствие юридических требований социально-экономическим и политическим закономерностям общества;
    4. учет того обстоятельства, что процесс того регулирования поведения людей юридическими средствами связан с социальными (в первую очередь экономическими) факторами, оказывающими воздействие на человеческие поступки;
    5. стабильность законодательства и единообразие его применения;
    6. сочетание применения правовых санкций с мерами общественного воздействия;
    7. информированность населения о содержании правовых норм, в частности о санкциях;
    8. сознание людьми неотвратимости наказания;
    9. стабильность правовой политики и др.

Подытоживая эти  предпосылки действенности права, можно утверждать, что с позиции  современной науки юридические нормы действенны тогда, когда они соответствуют объективным условиям и закономерностям развития общества, в котором они функционируют, когда их содержание соответствует общественному сознанию населения, в первую очередь принципам нравственности и уровню правосознания, и когда нормы данной отрасли права действуют согласованно с нормами права других его отраслей.

Подытоживая изложенное, можно утверждать, что уровень  общественной активности населения - важное социальное условие эффективности права10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В рассмотренных  выше вопросах раскрыто понятие, сущность и основные формы реализации права.

Рассмотрен  процесс применения права, его стадии и акты. Установлено наличие законности и целесообразности в применении правовых норм. Проанализированы и раскрыты проблемы эффективности правоприменения.

Но, ни одна даже самая совершенная юридическая  система не в состоянии охватить все возможные случаи, с которыми могут встретиться правоприменительные  органы в процессе своей деятельности. Вместе с тем, сталкиваясь с проблемой, не предусмотренной действующим правом, они не должны уклоняться от ее решения, ссылаясь на отсутствие надлежащих нормативных актов, их неполноту или противоречивость. Выход из сложившегося положения становится возможным благодаря свойству правовой системы саморазвития и, восполняя отсутствующие структурные элементы в соответствии с функциональными потребностями права, удовлетворять нужды общества, стремящегося к стабилизации и сохранению целостности, а поэтому нуждающегося в урегулированию всех дезорганизующих его конфликтов. В результате появляется аналогия закона и аналогия права11. Аналогия права заключается в том, что субъект применения права разрешает индивидуальное, конкретное дело, исходя из общего духа (общих начал, принципов, смысла) законодательства. Применение аналогии закона  допустимо при выполнении необходимых требований и условий:

    • необходимо удостовериться, что соответствующей нормы нет, а также в наличии существенного сходства (однородности, схожести в основных, важнейших признаках) общественных отношений: урегулированного нормой права, с одной стороны, и неурегулированного нормой права - с другой;
    • каждый случай применения аналогии должен быть обоснован, чтобы исключить произвол в правоприменительной деятельности.

Применение  аналогии недопустимо, если использование  аналогии запрещается в предусмотренных  законом случаях12.

Суть юридических  институтов аналогии закона и права  раскрыта, например, в части 3 ст. 10 ГПК  РФ. В ней определяется, что "в  случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд применяет закон, регулирующий сходное отношение, а при отсутствии такого закона исходит из общих начал и смысла советского законодательства". В российском уголовном праве институт аналогии отсутствует. В связи с постоянным совершенствованием и развитием законодательства применение права по аналогии стало редким исключением даже для тех отраслей права, где оно допускается.

Общество в  процессе своего развития порождает  средства собственной стабилизации - в конечном счете юридическую норму. Иными словами, в понимаемой таким образом юридической системе всегда может быть найден источник права (правовая норма) для разрешения любого дела.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев С.С., Теория права, М., 1994.
  2. Бабаев В.К., Теория современного советского права, Н.Новгород, 1991.
  3. Клименко С.В., Пособие для поступающих в юридические вузы "Основы государства и права", М., 1996.
  4. Левченко И.П., Реализация норм права, М., 1994.
  5. Лазарев В. В., Общая теория права и государства, М., 1994.
  6. Спиридонов Л.И., Теория государства и права, М., 1995.
  7. Хропанюк В.Н., Теория государства и права, М., 1995.
  8. УПК РФ, Комментарии.

1 Алексеев С.С., Теория права., 1994., с. 123.

2 Спиридонов Л.И., Теория государства и права., М., 1995., гл. 9.

3 Левченко И.П., Реализация норм права., М., 1994., с. 8.

4 Бабаев В.К., Теория современного советского права., Н.Новгород., 1991., с. 109.

5 Левченко И.П., Реализация норм права., М., 1994., с. 17.

6 Спиридонов Л.И., Теория государства и права., М., 1995., гл. 15., п. 7.

7 УПК РФ., Комментарии., с. 301.

8 Хропанюк В.Н., Теория государства и права., М., 1995., с. 262.

9 Левченко И.П., Реализация норм права., М., 1994., с. 17.

10 Спиридонов Л.И., Теория государства и права., М., 1995., гл. 14.

11 Спиридонов Л.И., Теория государства и права.,  М., 1995., с. 242.

12 Левченко И.П., Реализация норм права., М., 1994., с. 20.


Информация о работе Требования, предъявляемые к применению норм права