Требования, предъявляемые к применению норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание

Для освещения требований, предъявляемых к применению правовых норм, необходимо разобраться в самом понятии - правовые нормы.
Право - это система общеобязательных норм. Нормы, из которых образуется право, выражаются в законах, иных признаваемых государством источниках и являются общеобязательными, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения1.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Применение права: понятия, основные стадии, правоприменительные акты. . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Законность и справедливость в применении правовых норм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Обоснованность и целесообразность в применении правовых норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Эффективность правоприменения. . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . 28

Работа состоит из  1 файл

repetitor_info_e6d0465d.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

Министерство внутренних дел

Юридический институт

Пермский факультет

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по теории государства  и права

Тема: Требования, предъявляемые

              к применению правовых норм

 

 

 

 

Курсовую работу выполнил:

слушатель 1 курса, заочного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

  1. Применение права: понятия, основные стадии, правоприменительные акты. . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
  2. Законность и справедливость в применении правовых норм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
  3. Обоснованность и целесообразность в применении правовых норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
  4. Эффективность правоприменения. . . . . . . . . . . 16

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для освещения  требований, предъявляемых к применению правовых норм, необходимо разобраться  в самом понятии - правовые нормы.

Право - это система  общеобязательных норм. Нормы, из которых образуется право, выражаются в законах, иных признаваемых государством источниках и являются общеобязательными, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения1.

Правовые нормы придают обязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основу нормативного функционирования общества. В нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, права, свободы и обязанности граждан. Право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Охранительная функция правовых норм направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения.

Право лишь тогда  выполняет свою социальную функцию регулятора общественных отношении, когда осуществляется в реальной действительности. Жизнь норм права заключается не только и не столько в их наличии, сколько в функционировании, реализации. Лишь в движении права от возможности к действительности, в воплощении правовых предписаний в реальных поступках и действиях людей обнаруживается его назначение, действенность и эффективность. Реализация права - это активное, социально-полезное и юридически значимое действие. Требования, предъявляемые к применению правовых норм, отражены и закреплены в Конституции Российской Федерации, законах и подзаконных актах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение права: понятие, основные стадии,

правоприменительные акты

 

Применение  права происходит в том случае, если юридическая ситуация не реализуется сама собой, а требует вмешательства органов государственной власти. Например, совершение преступления - юридический факт, с которым норма уголовного права связывает реализацию санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. Применение санкций образует исключительную прерогативу государства. Реакция государства на правонарушение - не единственный пример правоприменительной деятельности. Она имеет место и когда суд разрешает спор о праве гражданском, когда государство принимает решение о назначении дня референдума или выборов Президента; когда государство издает правовой акт об образовании, реорганизации или ликвидации исполнительно-распорядительных органов или о назначении на должность того или иного лица; когда государственные органы награждают орденами отличившихся граждан; когда на основании тех или иных юридических норм гражданину назначается пенсия, выдается ордер на жилплощадь и т.д. Как видно из приведенных примеров, а их число можно умножить, правоприменительная деятельность проявляется в самых разнообразных формах.

Все эти различные  юридические действия можно объединить в единое явление, обозначаемое понятием "применение норм права"2. Что же их объединяет? Во-первых, применение юридических норм выступает на авансцену жизни права лишь в тех случаях, когда они не могут реализоваться либо из-за правонарушения, либо из-за того, что субъективные права и обязанности не посредственно не вытекают из закона. Во-вторых, правоприменение предполагает распространение на отдельные жизненные обстоятельства (казусы) юридических норм. Иными словами подведение отдельных жизненных случаев под общие правила поведения - юридическую норму. В-третьих, правоприменение во всех своих формах выражается в принятии постановлений (вынесений) по конкретному делу компетентными органами государственной власти.

Обобщая вышеизложенное, применение права можно определить как властную деятельность по разрешению юридических дел, которая завершается  индивидуальным решением, принимаемым  на основе юридических норм.

В теории правоприменения, наиболее развернутой логической структурой правоприменительного процесса является деление его на следующие стадии:

    1. Установление и изучение фактических обстоятельств, сбор и процессуальное закрепление добытых фактов; их исследование, то есть установление их достоверности и достаточности.
    2. Выбор и анализ нормы права (выбор нормы права, рассчитанной на данное фактическое обстоятельство; проверка подлинности текста нормы права; проверка правил действия норм права в пространстве, во времени и по кругу лиц).
    3. Толкование нормы права (установление смысла и содержания нормы права).
    4. Принятие решения (определение юридических последствий для субъектов рассматриваемых отношений).
    5. Вынесение акта применения нормы права и обеспечение его исполнения3.

В сфере правоприменения  основным средство фиксации результата уяснения смысла и содержания указанных  высказываний (суждений, умозаключений, выводов) является акты правоприменения. Акты применения права характеризуют  результат правоприменительной деятельности и отражают ее основные свойства: они принимаются компетентными органами, имеют государственно-властный характер, содержат индивидуально-конкретные правовые предписания, обладают юридической силой и обеспечиваются государственным принуждением, порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения, служат средством государственно-властного преобразования общественных отношений.

Правоприменительный акт — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.

Правоприменительные акты представляют самостоятельную ценность по причине их особой роли, необходимости и полезности в механизме правового воздействия на общественные отношения. Ценность правоприменительных актов состоит также и в том, что они реализуют определенные социальные цели вместе (одновременно) с нормативными правовыми актами. Результативность в достижении стоящих перед правоприменительными актами целей (мера этой результативности) свидетельствует об их эффективности. Она может быть высокой, значительной, средней степени, недостаточной, низкой. Выявление эффективности правоприменительного акта связано со сложным делом определения всех целей акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями, учетом неизбежных издержек.

Эффективность правоприменительных актов проявляется в том, что они приносят определенный результат совместно с другими средствами (в том числе нормативными) социального (в том числе правового) воздействия. Но эффективность правоприменительных актов следует прежде всего видеть в выполнении ими своих собственных целей, своей роли в общей системе средств воздействия на поведение людей.

Полная эффективность  правоприменительных актов достигается тогда, когда все его цели — и ближайшие, и отдаленные, и конечные — выполнены с наименьшим ущербом для общества, с меньшими экономическим затратами, в наиболее краткий срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законность и справедливость

в применении правовых норм

 

Законность - строгая  и неуклонное соблюдение норм права. Законность, как явление зародилось вместе с государством и правом, поскольку любое гражданское общество, государство в своей деятельности опирается на право, а поэтому заинтересованно в соблюдении правовых норм. Законность не существует вне времени, вне пространства, вне общества, она всегда является порождением того или иного общественного строя. Требование законности прогрессивны, если их реализация способствует развитию общества, и наоборот реакционны, если речь идет об исполнении антидемократического законодательства4.

Соблюдение  законности означает, что необходимо применять норму права, прямоотносящуюся к рассматриваемому случаю, делу, строго следовать ее точному смыслу, не выходить за ее пределы. Правовые нормы должны применяться всегда, когда имеются обстоятельства, предусмотренные нормой права5.

Законность, как  она понимается в современной  российской науке права - "Это  конституционный принцип государства, заключающийся в том, что все  организации и граждане в своей  деятельности точно и неуклонно  исполняют законы и основанные на них подзаконные акты".

В свете развиваемой  нами концепции права предложенное определение законности нуждается  в существенной корректировке.

Во-первых, речь в нем должна идти не только о  соблюдении законов и основанных на них подзаконных актов, поскольку  ими не исчерпываются все формы выражения права. Речь должна идти об исполнении права в самом широком смысле слова.

Во-вторых, характеристика законности как неуклонного и  точного исполнения юридических  норм всеми субъектами по существу сводит ее к общеобязательности, являющейся объективным свойством права. И хотя  этот признак безусловно присутствует и в характеристике законности, он не образует ее специфического отличия. Общеобязательны и приказ начальника, и приговор суда, и, конечно же, юридическая норма. Следовательно, суть законности названное свойство не раскрывает.

В-третьих, указание в определении на то, что законность - принцип государства, означает, что  она якобы присуща исключительно  правоприменительной деятельности органов государственной власти или ее должностных лиц. Такая трактовка связана с пониманием права лишь как публично-правового явления. Спору нет, соблюдение юридических требований в данной сфере особенно важно, ибо одно из сторон публично-правового отношения всегда выступает субъект, который обладает властью над всеми остальными участниками этого отношения, властными полномочиями не обладающими. Здесь возникают огромные, и, как свидетельствует исторический опыт, даже практические безграничные возможности для произвола государственных чиновников использования ими публичной власти, которой они наделены для выполнения общих дел, в своих личных, корыстных интересах, Вот почему в отечественной юриспруденции сформировалось специальное понятие "законность в узком смысле слова", которым обозначается соблюдение юридических норм одними только должностными лицами и органами государства. Именно ее имеют в виду, когда говорят о нарушениях законности в фашисткой Германии или СССР в период культа личности И.Сталина. Соответственно понятие "законность в широком смысле слова" обозначает "точное и неуклонное исполнение юридических норм всеми субъектами общественной жизни" если только они обладают праводееспособностью.

Итак, законность - это правовой режим общественной жизни, заключающийся в неуклонном соблюдении юридических норм всеми ее правоспособными участниками.

С точки зрения современной теории права, состояние  законности во многом и от субъективных факторов. Их действие иногда называют гарантиями законности. К их числу  следует отнести:

    1. Обеспечение соответствия закона праву, в частности, путем установления особого порядка издания законодательных актов, при котором основные принципы права были бы закреплены в Конституции и нормативные акты не могли бы вступать с ними противоречия.
    2. Верховенство закона по отношению к гражданам и государству, равенство перед законом граждан и государством.
    3. Разделение властей, обеспечивающее независимость правосудия и административной юрисдикции.
    4. Процедуры правоприменительной деятельности, обеспечивающие права субъектов.
    5. Безусловное право субъектов на судебную защиту своих прав.

После сказанного определение законности как правового  режима общественной жизни, заключающеюся  в неуклонном соблюдении юридических  норм всеми ее праводееспособными субъектами приобретают более глубокий смысл.

Итак, появление  в ходе селективной эволюции правовых норм, юридические факты, вызывающие к жизни правоотношения, реализация субъективных прав и обязанностей его  участников, дающая людям конкретные блага, правоприменительная деятельности государства, устраняющая все препятствия на пути осуществления права, и, наконец, законность, обеспечивающая подчинение праву, поведения всех его субъектов, - таковы этапы жизни права, его взаимодействия и осуществления.

Эффектом его  реализации является правопорядок6.

В качестве примера законности в применении правовых норм рассмотрим ст. 301 УПК РФ.

Приговор суда должен быть законченным и обоснованным.

Суд основывает приговор лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены на судебном заседании.

Приговор суда должен быть мотивирован.

Законность  приговора означает, что по своей  форме он соответствует закону, а  по своему содержанию основывается на материалах дела, которое было расследовано и рассмотрено судом в точном соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Законность означает также, что судом правильно применен уголовный закон, все иные законы и подзаконные акты. Понятие законности приговора включает и его обоснованность поскольку требование его обоснованности сформулировано в уголовно-процессуальном законе. Из этого следует, что необоснованный приговор всегда оказывается незаконным.

Информация о работе Требования, предъявляемые к применению норм права