Традиционные истоки японского права. Влияние европейского и американского права на формирование политической правовой системы послевоен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 01:55, контрольная работа

Описание

Целью работы является глубокое изучение данного вопроса. Задачи работы – рассмотреть традиционные истоки японского права, и выяснить какое влияние оказало европейское и американское право на формирование политической правовой системы послевоенной Японии.

Содержание

Введение ……………………………………………..…..……….………... стр. 3
Глава 1. Традиционные истоки японского права ……………………….. стр. 4
Глава 2. Становление правовой системы Японии.
Вестернизация японского права …………………………….. стр. 8
Глава 3. Послевоенное развитие японского права.
Влияние американского права ………………………………. стр. 12
Заключение ………………………………………………….….….……… стр. 17
Список используемой литературы ………………………….…..……….. стр. 18

Работа состоит из  1 файл

КР - тема - Япония.docx

— 52.50 Кб (Скачать документ)

Приволжский филиал

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» 
 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ) 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине 

«Сравнительное правоведение» 

      

Традиционные  истоки японского  права.

Влияние европейского и американского  права 

на  формирование политической

правовой  системы послевоенной Японии. 
 
 

                  Выполнил:

                  Студент 6 курса

                  группы 05/з-602

                  заочной формы обучения

                  Отлейкина Е.А. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Н. Новгород, 2010 г.

Содержание.

Введение ……………………………………………..…..……….………... стр. 3

Глава 1. Традиционные истоки японского права ……………………….. стр. 4

Глава 2. Становление правовой системы Японии.

               Вестернизация японского права …………………………….. стр. 8

Глава 3. Послевоенное развитие японского права.

               Влияние американского права ………………………………. стр. 12

Заключение ………………………………………………….….….……… стр. 17

Список используемой литературы ………………………….…..……….. стр. 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Современное право Японии – интересный объект для сравнительного правоведения. В нем переплетаются живущие и поныне традиции внесудебного решения споров с новыми кодексами и процессуальными нормами, которые создавались по образцам сперва французского и немецкого права, а после Второй мировой войны – американского права.

    К какой правовой семье отнести  современное японское право? С одной  стороны, стремительное экономическое  развитие Японии дает основание предположить, что было бы разумно причислять ее правовую систему к правовой семье, основанной на европейских источниках, а не к дальневосточной правовой семье. С другой стороны, многочисленные японские кодексы, скроенные по образцу континентального европейского права, оставались мертвой буквой в условиях правовой действительности этой страны. Создается, однако, впечатление, что в сегодняшней Японии начинает постепенно ослабевать традиционное пренебрежение к статутному праву и отрицание всех форм судебного решения споров. А это означает, что принадлежность японского права к дальневосточной правовой семье вызывает все большие сомнения.

    Над этим вопросом работали многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Воробьев В.М., Давид Р., Еремин В.Н., Инако Ц., Маклаков В.В., Нода И., Овчинников В., Попов К.А., Радуль-Затуловский Я.Б., Саидов А.Х., Сакаэ Вагацума, Тюру Ариидзуми, Салтыкова И.В. и др.

    Целью работы является глубокое изучение данного  вопроса. Задачи работы – рассмотреть традиционные истоки японского права, и выяснить какое влияние оказало европейское и американское право на формирование политической правовой системы послевоенной Японии. 
 
 
 
 

Глава 1. Традиционные истоки японского права.

     Традиционный  образ мысли в Японии, очень  далекий от европейского, в самые  различные эпохи подвергался  влиянию Китая. Однако этот образ  мысли отличается от китайского: он сохранил свою ярко выраженную оригинальность, связанную с национальным характером японцев; определенное влияние в этом отношении оказала также изоляция, в которой японские правители держали страну в течение 250 лет, до 1853 г.

    «Сегуны династии Токугава в течение нескольких веков стремились как можно полнее изолировать страну от внешнего мира: ни один японец не мог покинуть страну, ни один иностранец, за редким исключением, не мог проникнуть в нее. Ситуация стала меняться ко второй половине XIV в., и этот процесс завершился революцией Мэйдзи («просвещенного правления»). Развитие Японии по капиталистическому пути потребовало и модернизации права. Оно шло в основном путем рецепции европейского права»1.

     Романо-германская модель права была реципирована Японией  в конце XIX столетия. В течение сотен лет японское государство сознательно проводило политику изоляции от остального мира.

     Первые  памятники японского права появились  в эру Тайка, начавшуюся в 646 году. В эту эпоху под китайским  влиянием в Японии было введено своеобразное политико-этическое правило, предусматривающее, в частности, порядок периодического распределения принадлежащих государству рисовых полей в зависимости от числа едоков и строгое деление общества на "ранги". Каждый класс должен был выполнять в государстве строго определенную функцию. Обязанности каждого уточнялись в юридических сборниках, именуемых рицу-ре. Составленные по китайскому образцу, эти сборники включают главным образом репрессивные нормы (рицу) и административные нормы (ре). Они комментировались в школах права и управления в воспитательных целях. Сборники эти далеки от понятия субъективных прав, но они приближаются к идее права в той мере, в какой письменно устанавливают обязанности каждого.

     Бессилие  уголовной юстиции, а в связи  с этим отсутствие безопасности и  гражданские войны привели в  конце XII века, в 1185 году, к появлению  наряду с режимом сеньории нового феодального режима. Император был  лишен тогда какой-либо реальной власти, придворная знать (кугэ) также  находилась в упадке. В силу возложенных на него прерогатив священного характера император оставался важным и глубоко почитаемым лицом, но в действительности власть ускользала от него: она перешла к военной касте, которой не знал Китай.

     Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (буке-хо), составлявшему  ее личный статус. Действующий внутри касты "кодекс рыцарства" был основан  на идее абсолютной преданности вассала  своему сюзерену, он исключал какую бы то ни было идею прав и обязанностей юридического характера. Вассал не имел никаких гарантий против произвола сюзерена, суд пэров в Японии никогда не существовал. Считалось оскорбительной даже сама мысль о том, что вассал может иметь права против своего сюзерена. Отношения вассала и сюзерена рассматривались подобно отношениям сына и отца. Между ними не должно существовать никакого договора, ибо такие чувства, как привязанность, верность, самоотверженность, личная преданность, жертва во имя идеи, теряют свой смысл, когда их стремятся поставить в строгие, хотя и разумные рамки.

     Режим унитарного феодализма: упадок рицу-ре. В течение нескольких веков этика  букэ существовала наряду с более  детальной регламентацией, содержавшейся в рицу-ре, так как именно рицу-ре по-прежнему применялись к лицам, не входившим в военную касту. В эпоху сегунов Асикага (1333-1573 годы), сменившую эпоху Камакура (1185-1333 годы), наступил период анархии и гражданских войн, приведший к установлению так называемого феодального унитаризма.

     До  указанного периода в Японии существовали различные классы, каждый из которых имел свой особый статус. Этот режим был заменен в XIV веке единообразной структурой, основанной на строгой иерархии, исключавшей даже мысль о правах низших в отношении высших. Между представителями класса рыцарей отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых обязательств; тем более она отрицалась во взаимоотношениях между помещиками и земледельцами. Эта структура неравенства, не оставлявшая места для понятия субъективных прав, была еще усилена, когда в эпоху сегунов Токугава (1603-1868 годы) Япония стала на путь политики изоляционизма. Как реакция на европейское влияние конфуцианство стало официальной доктриной. В 1597 году была введена политика строгого надзора и доносов. По всей стране были сформированы специальные группы из 5 человек (гонингуми), которые должны были доносить о преступлениях, поддерживать публичный порядок, сообщать полиции о перемещениях граждан, о присутствии в их местности посторонних лиц. Группа несла солидарную уголовную и финансовую ответственность: ее согласие было необходимо для возбуждения судебного процесса; она вмешивалась в семейные дела, привлекая в этих целях советчиков или свидетелей, контролировала использование земель. Следы этого института, наложившего глубокий отпечаток на японское мышление в эпоху Токугава, ощущаются в ряде аспектов и в сегодняшней Японии. Если в эту эпоху и существовало право, в том числе даже писаные нормы, то речь может идти лишь о предписаниях, дававшихся высшими низшим. Низший мог только подчиняться. Народ, постоянно державшийся в невежестве, ничем не был гарантирован от произвола. Не могло быть и речи о праве в отношениях между лицами, принадлежащими к низшим классам, с одной стороны, и к высшим классам - с другой. Идея права отсутствовала и в отношениях между членами одного класса.

     Как и в Китае, в Японии вызывала отрицательное  отношение категоричность судебных решений и ригористичность правовых норм. Возник целый комплекс норм, которые исходили скорее из соображений приличия и регулировали поведение индивидов в отношениях друг с другом во всех случаях жизни. Эти нормы поведения, схожие с китайскими правилами, назывались гири; были гири отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника, братьев между собой, а вне семьи - гири собственника и фермера, заимодавца и должника, торговца и его клиента, хозяина и служащего, старшего служащего и его подчиненного и т.д. Гири заменяли собой право, а, по мнению некоторых японцев, и мораль. Они автоматически соблюдались не столько потому, что соответствовали определенной концепции морали, сколько под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения гири. Для японцев считалось позорным не исполнить какое-либо гири. Кодекс чести, носящий характер обычая, определял поведение. Все это делало право до недавнего времени бесполезным и даже одиозным.

    Коренные  преобразования японского общества начались в эпоху так называемой революции Мэйдзи, когда в 1868 г. была ликвидирована власть военных правителей страны – сегунов, образовано императорское правительство и в короткий промежуток времени была осуществлена серия реформ в различных сферах общественной жизни. «В ходе реформ были отменены привилегии японских дворян – самураев, провозглашено юридическое равенство четырех сословий (самураев, крестьян, ремесленников и торговцев), за крестьянами признавалось право собственности на землю. Правительство предпринимало разнообразные и энергичные усилия для развития рыночных отношений, в том числе путем заимствования достижений западных стран в области промышленности, образования, торговли. Но эти европейские по своей направленности и по существу преобразования оказались непоследовательными, они сопровождались консервацией ряда средневековых институтов»2.

    Местное японское право было абсолютно не приспособлено для решения новых  задач. Было решено целиком модернизировать  правовую систему страны. Единственным способом быстрой перестройки права являлась рецепция западноевропейских правовых систем. В период с 80-х годов XIX в. до начала XX в. японское правительство ввело в действие ряд важных законодательных актов, составленных по образцу французских и германских кодексов. 
 

    Глава 2. Становление правовой системы Японии. Вестернизация японского права.

    «Япония в течение длительного времени  была закрытой для внешнего мира страной. Только в 1858 г. Она была вынуждена открыть свои порты для иностранных судов, подписав торговые договоры с Россией, США, Францией и Нидерландами и предоставив этим странам огромные привилегии. Пришедший к власти в 1867 г. Император Муцухито (1852-1912) сделал своей целью положить конец традиционному островному изоляционизму страны, находящейся в то время на феодальном уровне развития.

    В конце 70-х гг. XIX в. Началось «приобщение» Японии к европейскому праву. Правящие круги должны были выбрать один из двух путей: воспринять либо европейскую, либо англосаксонскую модель права. Последняя была весьма сложна для японского восприятия. Была выбрана французская модель, которая в то время обладала высокой престижностью (международная роль Франции в эпоху Наполеона I и Наполеона III, распространенность и в других странах мира, простота построения)»3.

    Под руководством французского юриста Г. Буассонада и на основе французских кодификаций разрабатываются проекты нескольких кодексов: Уголовного (1890 г.), Торгового (1890 г.). Надо заметить, что указанные законопроекты господствующей элите японского общества казались слишком демократичными. Она подвергла их острой критике, заявляя, в частности, что Гражданский кодекс издан, а преданность императору и сыновний долг погибли. По этой причине проекты Гражданского и Уголовного кодексов законами так и не стали, а Уголовно-процессуальному кодексу (он получил название закона об уголовной процедуре 1880 г.) и Торговому кодексу (введен в действие по частям в 1893 г. и 1898 г.) была уготована короткая жизнь.

Информация о работе Традиционные истоки японского права. Влияние европейского и американского права на формирование политической правовой системы послевоен