Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Целью изучения данной проблемы является рассмотрение исторических типов государств с точки зрения различных подходов (формационный и цивилизационный) и сделать выводы и преимуществах и недостатках каждого из типов государств.
Исходя из цели исследования, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:
Изучить понятие «типология государства». Рассмотреть сходства и различия понятий «типология» и «классификация».
Рассмотреть исторические типы государств, с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.
Описать выделяемые типы государств.

Содержание

Введение. 3
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ. 5
ВИДЫ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ. 10
Типы государств согласно формационному подходу. 13
Типология государств в цивилизационном подходе. 19
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ПЕРЕХОДНОЕ ГОСУДАРСТВО. 22
Заключение. 30
Список использованных источников. 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Типология государств. 1 курс..docx

— 78.97 Кб (Скачать документ)

Более конкретно процесс эволюции государства и права в современной России можно рассмотреть с учётом ряда определённых факторов.

    1. Становление новой государственности в России идёт параллельно с реформированием экономических отношений. На эволюцию функций государства, изменение его механизма,  структуры решающее воздействие оказали признание в законодательном порядке различных форм собственности, условий для конкуренции, ориентация регионов (республик, краев, областей) на развитие своего экономического потенциала. Как следствие этого —  была деформирована жесткая государственно-властная иерархия, основанная на плановой экономике.
    2. Официальный курс Российского государства в условиях переходных преобразований характеризуется эволюционностью,  т.е.  осуществлением постепенных,  а не кардинальных революционных изменений.  Об этом свидетельствуют приватизационная,    налоговая,  таможенная политика,     осуществление судебной, военной реформ и др.
    3. Органическое сочетание в государственно-правовом механизме переходного периода элементов старого (постоянный рост численности служащих,  бюрократизм)  и нового (плюрализм мнений,  соответствие организации деятельности органов государственной власти конституции, законами, и подзаконным нормативно-правовым актам).
    4. Существенные изменения в сфере системы права, его действия. Это проявляется: а) в увеличении объёма правового регулирования (изменение круга регулируемых правом общественных отношений); б) в усилении роли закона, в сравнении с иными нормативно-правовыми актами,  в регулировании общественных
    5. отношений; в) в наличии многих коллизионных норм, т.е. норм, изданных по одному вопросу, но противоречащих друг другу, и др.
    6. Переходное состояние общества обусловливает необходимость создания новых государственных органов (Совет безопасности,  Государственный совет, Полномочные представители Президента в специальных округах) и внесение изменений в деятельность существующих государственных структур (Совет Федерации и др.). Отметим также существование различных, дублирующих друг друга государственных органов (Правительство и администрация президента и др.).
    7. Переходное государство в России характеризуется некоторой рассогласованностью баланса между законодательной, исполнительной, и судебной властями, доминированием в этом соотношении  исполнительной власти. Такое положение объясняется объективными и субъективными факторами, прежде всего, природой и характером исполнительной власти. Имеется в виду её действенность, т.е. мобильность,  оперативность,  способность к быстрой концентрации усилий,  возможность использования финансовых и иных средств.  В числе субъективных
    8. предпосылок важное значение имеют профессиональные,        организационные и личные качества людей, реализующих исполнительную власть.
    9. Обнаруживается несовпадение формальной,  писанной конституции с реальной, жизненной «конституцией» — самой жизнью со всеми её сложностями и противоречиями  (Конституционные положения,     характеризующие Россию как
    10. правовое государство, об альтернативной военной службе и др.). Имеет место так же отрыв многих федеральных и иных законов от реальной действительности (закон о приватизации и др.), это порождает утрату доверия к ним со стороны населения.
    11. Перестройка трудовых отношений в изменившихся условиях на новый «партнёрский», конкурентноспособный настрой.
    12. Введение в систему образования и медицинского обеспечения, которые до этого были в исключительном ведении государства, наряду с публичными (государственными) элементами частных структур (вузы, поликлиники, действующие на коммерческой основе и др.).
    13. Деятельность,  свойственная для любого государства, направленная на сохранение,  поддержание экономического,  политического,  социального,  военного потенциала страны, по защите национальных государственных интересов, по усилению гарантий, обеспечению и защите прав и свобод граждан.
    14. Специфика переходного периода Российского государства определяется и тем, что ему достались многие нерешённые общественные проблемы,  перешедшие от государственности прежнего «застойного» периода. Названное положение объясняет,  в частности,  то,  что темпы преобразований в экономической сфере значительно ниже, чем в области политической.
    15. Внутренние изменения,  происходящие в России на пути перехода от социализма к капитализму,  неизбежно ведут к изменениям и в отношениях с внешним миром. Характер этих изменений определяется следующими факторами: а) ослаблением позиций Российского «переходного» государства и оказание ему в этой связи развитыми Западными странами материального и иного содействия в проведении экономических и иных преобразований в России; б) сохранение Российским «переходным» государством самостоятельности во всех сферах жизни и обеспечения своей внешней независимости.

Переход государства и правовой системы из одного качественного состояния в другое отличается сложностью, представляет собой ряд взаимообусловленных стадий, каждой из которых свойственны определённые черты. В научной литературе выделяют три этапа переходного периода Российского государства:

    1. Первый этап представляет собой начальную ступень образования переходной власти. Он включает: завладение определённой (элитной) группой реальными и главными рычагами государственной власти; декларирование основных принципов стратегии коренных преобразований; демонтаж наиболее оппозиционных институтов прежнего строя; закладывание основ новой правовой системы;  формирование новых, нередко временных органов переходной власти и др.20
    2. Второй этап — это конституирование нового строя, его своеобразное юридическое оформление.  В это время принимается конституция страны,  проводятся выборы в новые органы власти. С помощью конституционного законодательства, и, прежде всего, посредством самих конституций (федеральной и иных) создаются условия для нового конституционно-государственного общественного строя. Как видно, в конституциях всех постсоветских государств в косвенной форме содержится отказ от прежней концепции государства,  государственной власти и общественного строя. И одновременно в прямой форме декларируется и закрепляется новая концепция. Посредством конституционного законодательства переходного периода создаются условия для становления и развития экономической основы нового государственного строя.
    3. Третий этап - этап устойчивого функционирования государства,        ориентированного на новые принципы организации функционирования государственной и общественно – политической жизни. Можно сказать, что основной целью заключительного переходного этапа является формирование правового государства — одного из существенных достижений человеческой цивилизации.

Правовое государство – это такая форма организации деятельности государственной власти,  которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделения властей и взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина,  взаимная ответственность государства и личности.

В юридической литературе предлагаются иные, как правило,  более лаконичные формулировки правового государства. По мнению А.В. Малько,   «правовое государство – такая организация политической власти, которая основана на праве, им ограничивается и через него реализуется»21. А.В. Якушев отмечает: «Правовым называется такое государство, чьё функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение,  обеспечение и защита прав и свобод человека»22. В интересующем нас аспекте отметим:  понятие «правовое государство»  используется для обозначения желаемой перспективы, определённого идеала современной России в переходном состоянии. Принятие Конституции Российской Федерации 1993    г.  можно рассматривать как своеобразный ориентир реализации идеи правовой государственности.

В юридической литературе высказано мнение о том, что по ряду формальных юридических признаков Российская Федерация относится к республике смешанного типа23. К основным признакам смешанной  (парламентско-президентской республики) относятся: а) президент (глава государства) избирается в результате всенародного голосования и наделён реально большими полномочиями; б)  наряду с президентом есть должность премьер-министра,  которому также принадлежит ключевая роль в механизме государства, в осуществлении государственной политики; в) и президент и парламент (Государственная дума) участвуют в формировании правительства; г)  правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка); д) исполнительная власть как бы «раздваивается» между двумя центрами: президент и его администрация с одной стороны, и премьер – министр и правительство – с другой. Как видно, названные признаки присущи форме правления в современной России. Известно, что форма государственного устройства — это территориальная организация государственной власти. Согласно ст. 1 Основного закона страны, Россия есть федеративное государство с республиканской формой правления24.

Государства отличаются друг от друга не только определёнными формами правления и государственного устройства,  но и своими режимами. Государственный режим —        это система приёмов,     методов,  способов осуществления государственной власти в обществе25.

В юридической литературе высказано суждение о том, что у существующего ныне государственного режима России есть элементы авторитаризма26. Назовём в этой связи следующие общие признаки авторитарного режима: а)  в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов; б)  представительные органы власти действуют, но не играют ведущей, приоритетной роли в обществе; в) отсутствие единой идеологии; г) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни; д) доминирование исполнительной власти в системе иных ветвей власти; е) выборы в представительные органы власти отличаются в значительной степени формальным характером; ж) органы государственной власти видят в основном свою роль не в защите конституционных прав граждан, а, прежде всего, в службе президенту, его окружению и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Только с помощью изучения теоретических аспектов данной проблемы, можно сказать, что типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит разделение объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Типология государств – это их специфическая классификация, осуществляемая с позиции двух подходов – цивилизационного и формационного.

Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Признавался только анализ общественной жизни только как составной части классовой общественно-экономической формации.

Учения цивилизационного подхода напротив, больше опираются  на своеобразие культуры, религии, этническое самосознание, экономику, но, не вводя  её в ранг единственно возможного подхода к данному вопросу. Такой подход не обращает внимания на важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития. Цивилизационный подход по своей сущности к изучению типов государств тоже не безупречен, но способен заменить подход формационный, но в определённом сочетании они, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

Сущность переходного  периода позволяет утверждать о  наличии специфических черт государства  данного типа, что позволяет отграничивать  его от стабильно функционирующих  государств. Исследование содержания переходного государства связано  с изучением вопросов социальной природы общества, политической структуры  общества,  функций и задач  государства на данном этапе развития. Наблюдается постоянная ситуация нестабильности, периодически возникают кризисы в процессе оформления власти и выбора моделей развития государства, складывается новая стратификация общества на базе новых экономических укладов, возникают новые социальные слои и т.д. Переходное государство отражает трансформацию политической и правовой систем общества, гражданских институтов.

Исходя из исследования, можно сделать вывод, что на данный момент, в Российской Федерации, посредством конституционного законодательства переходного периода, создаются условия для становления и развития экономической основы нового государственного строя. Идеальной перспективой развития Российской Федерации могла бы  послужить схема перехода от социалистического государства, к правовому государству. Принятие Конституции Российской Федерации 1993г.  можно рассматривать как своеобразный ориентир реализации идеи правовой государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

Нормативно-правовые акты:

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г.// Российская газета. - 1993.- 25 декабря.

Книги:

    1. Алексеев С.С. Государство и право / Алексеев С.С. - М.: Проспект, 2010. – 152с.
    2. Типология и классификация в социологических исследованиях/под ред. В.Г.Андреенкова. – М.: Наука, 1982.
    3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Венгеров А.Б. - М.: Новый Юрист, 2001. – 520с.
    4. Гегель Г. В. Ф. Философия права. Перевод  Столпнера Б.Г и Левиной М.И/под ред. Керимова Д.А. и Нерсесянца В.С. – М.: Мысль, 1990. – 390 с.
    5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Данилевский Н.Я. – М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. – 816с.
    6. Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. и др. Большой юридический словарь/ Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. и др.  - М.: Инфра-М, 2001. – 790с.
    7. Ильин И.А. Теория права и государства: Учебник для ВУЗов / Ильин И.А. - М.: Зерцало, 2008. – 552с.
    8. Каган М.С. Системное рассмотрение основных способов группировки. – В книге: Философские и социологические исследования / Каган М.С. – Л.: ЛГУ, 1977. (Учёные записки кафедр общественных наук Вузов Ленинграда). – 104с.
    9. Каск Л.И. Функции и структура государства / Каск Л.И. – Л.: ЛГУ, 1969.  – 168с.
    10. Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2001. – 520с.
    11. Ленин В.И. Полное собрание сочинений / Ленин В.И. – М.: Издательство политической литературы, 1975. – 37992с.
    12. Малько А.В. Теория государства и права / Малько А.В. – М.: Юристъ, 2000. – 304с.
    13. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в тридцати девяти томах. В сорока двух книгах /Маркс К., Энгельс Ф. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. – 25160с.
    14. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник для ВУЗов./ Марченко М.Н. – М.: Проспект, 2011. – 768с.
    15. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства / Нерсесянц В.С. - М.: Инфра-М, 1999. – 552с.
    16. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для ВУЗов / под ред. Нерсесянца В.С. – М.: Проспект, 2002. – 832с.
    17. Общая теория государства и права. Академический курс - М.: Норма, 2010. – 632с. 
    18. Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности / Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. – М.: Международные отношения 2009. – 456с.
    19. Современная западная социология. Словарь. -  М.: Издательство политической литературы, 1990. – 432с.
    20. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 720с.
    21. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов / Черданцев А.Ф. – М.: Юрайт-М, 2002. – 422с.
    22. Якушев А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. / Якушев А.В.  – М.: Приор-издат, 2009. – 192с.

Статьи:

    1. Рейнинг Г.Р. Тип и типология: определение и основные свойства. / Рейнинг Г.Р. // СМиПЛ. – 1997. - №6. - С. 23.

Диссертации:

    1. Прокофьева О.В. Проблемы переходного государства (Теоретический анализ): дис…кан. юрид. наук. / Прокофьева О.В. - Ульяновск, 2005. 165с.
    2. Сорокин В.В. Государственность переходного периода (Теоретические вопросы): дис…кан. юрид. наук / Сорокин В.В. - Екатеринбург, 1999. 201c.

 

Ресурсы Интернет.

    1. Афанасьев П.Г. Тип и типология: определение и основные свойства. – Режим доступа: http://www.grig.spb.ru/library/works/difintype.html – загл. с экрана.
    2. Страхов Н.Н. О книге Н. Я. Данилевского "Россия и Европа". – Режим доступа: http://www.europestory.ru/floras-186-1.html - загл. с экрана.

1 Философский словарь/под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд.– М.: Республика, 2001. – С. 582.

2 Типология и классификация в социологических исследованиях/под ред. В.Г. Андреенкова. – М.: Наука, 1982 - С. 148

3 Каган М.С. Системное рассмотрение основных способов группировки. – В книге: Философские и социологические исследования/Каган М.С. – Л.: ЛГУ, 1977. (Учёные записки кафедр общественных наук Вузов Ленинграда). - С. 89.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в тридцати девяти томах. В сорока двух книгах. Т. 1./Маркс К., Энгельс Ф. – М.: государственное издательство политической литературы, 1954. - С. 627.

5 Каск Л.И. Функции и структура государства/ Каск Л.И. – Л.: ЛГУ, 1969. - С. 47.

6 Гегель Г. В. Ф. Философия права. Перевод  Столпнера Б.Г и Левиной М.И/под ред. Керимова Д.А. и Нерсесянца В.С. – М.: Мысль, 1990. С. 370.

7 Там же. С. 374.

8 Данилевский Н.Я. Россия и Европа/ Данилевский Н.Я. – М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. – С. 586.

9 См.: Энгельс Ф. Анти-Дюринг/ Энгельс Ф. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2007г.

10 Ленин В.И. Избранные произведения в четырёх томах/ Ленин В.И. – М.: Издательство политической литературы, 1984.

11 Основы теории государства и права, - М., 1982, С. 23

12 См.: Тойнби А.Дж. Постижение истории/ Тойнби А.Дж. - М.: Айрис-Пресс, 2010.

13 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 24/ Ленин В.И. – М.: издательство политической литературы, 1975. - С. 17.

14 Общая теория права и государства/под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2001. - С. 286.

15  Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в тридцати девяти томах. В сорока двух книгах. Т. 2./Маркс К., Энгельс Ф. – М.: государственное издательство политической литературы, 1954. - С. 137.

16 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник для ВУЗов./ Марченко М.Н. – М.: Проспект, 2011. - С. 107.

Информация о работе Типология государств