Теории происхождения государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:00, контрольная работа

Описание

Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Работа состоит из  1 файл

новое по игипзс.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

6.ЗАКОНЫ  МАНУ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

В Древней Индии  понятие “право” было неизвестно.  Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э.   Законы Ману состоят из 2685 статей , написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя.  Здесь подробно описывается происхождение , согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны , привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАСТОВОГО  СТРОЯ В ЗАКОНАХ МАНУ.

Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр , людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки.

В период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и владением и охране частной собственности уделялось большое внимание. Было 7 способов возникновения права собственности - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ “давность владения” - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу. Основной вид собственности - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиболее важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный). Община стремилась ограничить частное землевладение.  

7.Античный полис как тип государственного устройства. Спарта.

Сущность  античного полиса.

три периода:

1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI –

IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в  Греции.

2. Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного иЧерного морей (Великая греческая колонизация).

3. Классический период (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры.

-община основная  ячейка общества, 

-греческие общины  оказали влияние на политическую  жизнь страны, систему ценностей,  отчасти даже на особенности  литературы, искусства, философии, 

- община-полис,  включающая в себя не только  сельское население(как на востоке), но и городское. Членом общины модно было стать при двух условиях:

- если человек  является греком по национальности;

- если он был  свободным и владел частной  собственностью.

Все члены общины - свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности.

Полис не только занимается внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов.

Полис (т.е. коллектив  граждан) имел право верховной собственности  на землю. Кроме частных участков земли он распоряжался также не поделенной, свободной землей, и это укрепляло  позиции полиса как политического образования.

Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с  идеей автаркии. В полисе создавалась  особая система идеалов: свободные  граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны процветание полиса во многом зависит от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд. Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялась тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала.

Высокая роль народного  собрания и выборная власть – два  основных фактора, которые создавали  условия для развития греческой  демократии.

-Греческие полисы обычно были небольшими.

Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н.э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н.э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием.

В Спартанском  государстве сложилось классовое  рабовладельческое общество, сохранившее  пережитки первобытнообщинного  строя и военную организацию  общества. Утверждение социального  и политического устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие, социальные группы:

• спартиаты;

• гипомейены;

• периэки;

• илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась  собственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равными, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных".  
 

8.Эволюция  гос. Строя. Афин

Высшая  власть полиса - народное собрание (экклесия) полноправных граждан не моложе 20 лет. Место заседания - агора. Собирались 2-4 раза в месяц. Собрание обладало наивысшими властными полномочиями (законы, должностные лица, война-мир, внутр. и внешн. политика). Голосование тайное, по частным вопросам принимались декреты. Закон вступал в силу после рассмотрения его советом 500. Любой гражданин, недовольный законом мог добиться его отмены. Верховный суд - главный законодательный орган. Гласность. Граждане привлекались к обсуждению и принятию особо важных законов. Эти институты демократии торчали костью в горле афинской аристократии. Совет 500: его члены избирались по жребию народным собранием из граждан не моложе 30 лет. Совет был разбит на 10 пританий. Функции совета 500: высший административный орган, муниципалитет, вопросы благоустройства города, доставка продовольствия в Афины, ведал казной, контроль за должност. лицами, готовил проекты законов, следил за исполнением законов и декретов. Гелиэя - 6 тыс. судей, избираемых народным собранием. Гелиэя оттесняла аристократов от оправления правосудия. Суд был открытый и гласный. Все судьи делились на 10 декастерий. Суд рассматривал уголовные преступления, дела о государственной измене, выносил любое наказание (от штрафа до смерти). Коллегия 10 стратегов - высший орган исполнительной власти. Стратеги избирались открытым голосованием. Стратег должен был иметь определенный возраст, имущ. ценз и военный опыт. Возвышение коллегии стратегов вело к уменьшении роли ареопага. Ареопаг - суд по особо тяжким уголовным делам. Высокий имущественный ценз. При разборе дел запрещалось многословие. Из 9 архонтов привилегии имели 3 - эпоним (рассматривал жалобы граждан), базилевс (культовый, ведал ответственностью за святотатство), полемарх (следил за обрядами жертвоприношений, ставил памятники воинам, ведал преступлениями чужестранцев). Полиция - следила за всем и все докладывала властям. Служить в полиции считалось позором. 
 
 

9.Этапы  эволюции римского  государства.

1 этап. ДРЕВНИЙ РИМ  В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (8-6 ВВ ДО Н. Э)

Во время начального, так называемого царского, периода  Римом последовательно правили  семь царей:

• Ромул;

• Нума Помпилий;

• Тулл Гостилий;

• Анк Марций;

• Тарквиний  Приск;

• Сервий Туллий;

• Тарквиний  Гордый.

2. Время основания  города Рима (753 г. до н. э)  характеризуется процесса-ми разложения  первобытнообщинного строя у  племен, обосновавшихся у реки  Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было Сельское хозяйство.

Старейшины родов  входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской  общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был  реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать  в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

правом на земельный  надел, закрепленный за ним и его  семьей (будучи, таким образом, участником общей земельной собственности);

правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

правом на получение  от рода помощи и защиты;

правом на участие  в религиозных обрядах и празднествах и т.д.

2 этап. ОБЩЕСТВЕННЫЙ  И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРОЙ ДРЕВНЕГО  РИМА В ПЕРИОД  РЕСПУБЛИКИ (6 В. ДО Н. Э – 27 Г.Н. Э)

Общественный  строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э) развивался по 2 основным направлениям:

борьба плебеев  и патрициев.

Изменение характера  рабства.

Плебеи с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с патрициями:

В сфере экономики  плебеи допускались к общему полю и ограничение долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи.

В политической сфере плебеи добивались допуска  к патрицианским должностям и  в сенат.

В социальной сфере  плебеи требовали отмены запрета брака с патрициями, вхождения в жреческие коллегии.

В своей борьбе плебеи опирались на свое численное  превосходство и регулярно прибегали  к сецессии (право выхода) – т.е. уход из города с угрозой основать свое плебейское государство. Всего сецессией плебеи воспользовались 3 раза:

Первая произошла  через несколько лет после  установления республики и была вызвана  злоупотреблением консулов при разрешении судебных споров о долгах. В результате 1 сецессии плебеи добились права избирать из своего состава своих должностных лиц – 2 народных трибунов. Эти должностные лица получили право вето ("я запрещаю") на решение консулов и сената. Народные трибуны избирались на плебейских собраниях по трибам.

Вторая сецессия произошла в середине 5 века до н.э.

Для предотвращения злоупотребления со стороны консулов плебеи потребовали записи обычаев  и патриции согласились с условием, что будет избрана специальная  коллегия из 10 патрициев – законодателей (децелебры).

Вторая сецессия в 451г. до н.э. децелебры составили 10 досок законов (таблиц) и заявили о необходимости дополнения этих законов и поэтому в следующем году вновь были избраны. После добавления 2 таблиц децелебры отказались сложить с себя полномочия и установили в Риме тиранию. В результате 2 сецессий плебеи добились свержения тирании и восстановления должности консула и народных трибун.

Законы 12 таблиц закрепили запрет браков между патрициями и плебеями. Но через несколько  лет был принят закон, который  разрешал браки между патрициями и плебеями. Большое значение имел закон Петелия, который существенно ограничил долговое рабство. В ответ на это уступки патрициии стали создавать новые потрицианские должности – преторов (цензоров), которые проводили перепись населения и включали новых членов в сенат.

К началу 3 века до н. э плебеи стали избираться на все остальные должности, входить  в Сенат и жреческие коллегии.

Патриции не соглашались признавать в качестве общегосударственных законов решения, принятые на плебейских патрицианских  собраниях – плебесциты. В 287 г. до н.э. был принят закон, по которому плебесциты были приняты общеобязанными.

Информация о работе Теории происхождения государства и права зарубежных стран