Сущность Российского государства на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:06, реферат

Описание

Общая теория государства и права является общетеоретической юридической наукой. Государство и право неразрывно связаны между собой. Право – это система общеобязательных правил поведения, формально-определенных и закрепленных в официальных документах и поддерживаемых силой государственного принуждения. Государство не может обходится без права, которое служит своему государству, обеспечивает его интересы

Работа состоит из  1 файл

Дом.контр.работа по основе права34.docx

— 43.52 Кб (Скачать документ)

Сущность  Российского государства  на современном этапе  развития

     Общая теория государства и права является общетеоретической юридической наукой. Государство и право неразрывно связаны между собой. Право – это система общеобязательных  правил поведения, формально-определенных и закрепленных в официальных документах и поддерживаемых силой государственного принуждения. Государство не может обходится без права, которое служит своему государству, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть помимо государства, так как лишь государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения. Государство вводит меры принуждения к соблюдению норм права.

     Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным  аппаратом (механизмом) управления обществом  для обеспечения его нормальной деятельности. Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе всё население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления. Государственная власть является суверенной, то есть верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а так же независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство выступает официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

     Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Издание  законов и правил, обязательных для  населения данного государства, осуществляется государственным законодательным  органом.

     Возникновение государства становится возможным только при наличии ряда условий – предпосылок. При этом формирование данного типа социальной организации предполагает достижение ряда целей и решение комплекса задач. Целевые установки, определяемые для конкретного типа государства, наряду с наиболее общими закономерностями формирования и функционирования государственного механизма, принципами взаимоотношения государства, общества, индивидов в совокупности характеризуют социальную сущность (природу) государства. Таким образом, в наиболее общем виде сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.

     В средневековых учениях сущность государства связывается, прежде всего, с божественным волеустановлением.

     Политико-правовая мысль эпохи Возрождения характеризуется  диаметрально противоположным подходом к феномену «государство». Вместо одностороннего и однозначно теологического воззрения  концепции государства и права  этого периода в целом исходили из земных интересов и потребностей человека.

     Данная  тенденция не могла не отразиться и на понимании социальной сущности государства. Как и в эпоху  Античности политико-правовая мысль  Возрождения, а затем и Просвещения  усматривает основное предназначение государства в служении земным интересам, земному благу.

     Новым этапом в исследовании проблемы сущности государства стал марксизм.

     В рамках современного государствововедения широкое распространение получил подход, в соответствии с которым сущность государства усматривается в обеспечении безопасности социума, интересы которого оно выражает.

     Проделанный исторический экскурс позволяет  заключить, что в рамках различных  политико-правовых концепций отмечалось, что государство в своей деятельности стремится к установлению определенного  порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных  социальных групп или общества в  целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.

     Любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной  власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится  о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот  и привилегий в отношении государственных  чиновников, стремится не допустить  усиления недовольства властью, а в  случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп).

     Вместе  с тем наряду с решением сугубо корпоративных (классовых) задач государство  выполняет общечеловеческую миссию, целью которой является реальная забота о нуждах рядовых граждан. Пренебрежение своими обязанностями  по отношению к подвластному населению  неминуемо приводит к кризису  государственной власти, а нередко  и к ее краху.

     Практически любое государство наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет  и общесоциальные задачи

     Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.

     Естественно, что соотношение общесоциального и классового начал государственной деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером – менталитетом и т. д.).

     Сущность  современного демократического государства  предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам  той или иной социальной группы, при этом государство выступает  в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого  поступательного развития общества.

     Большинство государств современного мира являются демократическими. Демократическое  государство - это публично-властным способом устроенное общество, достигшее  в своем развитии стадии цивилизации, т.е. публично-властная организация  народа. Именно государство как публично-властная структура имеет определение "социальное".

     Центральное звено организованной структуры  государства - государственный аппарат. В число его полномочий входит аккумулирование и распределение  национальных богатств, сообразно задачам, решаемым обществом. Однако государственный  аппарат не единственный объект социальной деятельности, монопольно занимающийся ею. Практически все граждане государства  в той или иной форме участвуют  в этой деятельности, создавая всю  массу материальных и социокультурных  благ, которая затем аккумулируется и перераспределяется государственным  аппаратом. Социальная деятельность современного государства, в которую вовлечено и которой охвачено все его население, мотивируется рядом причин. Заниматься ею государственно-организованное общество заставляет необходимость:

      1) поддерживать некий доступный  уровень жизни членов общества;

      2) уменьшать остроту свойственной  любому обществу социальной напряженности,  предотвращать социальные конфликты  и расколы в обществе;

      3) соблюдать общечеловеческие ценности  и международные стандарты цивилизованного  общежития, выполнять международные  договоренности;

     4) выполнять предписания нравственного  долга, претворять в жизнь моральные  установки: альтруизм, милосердие, благотворительность1.

     Все эти причины суть объективные, надличностные  необходимости, которые детерминируют  бытие государственно-организованного  общества. Без их осознания, перевода в законы и официальные общеобязательные нормы поведения, воплощения в практические действия людей сохранение, развитие и устойчивость государства практически  невозможны. 

Задачи  уголовного законодательства и его источники

    Понятие уголовного права употребляют в  нескольких значениях, основные из которых - отрасль законодательства, отрасль  права, наука уголовного права.

    Уголовное право как отрасль законодательства - это совокупность норм, которые  определяют понятие и виды преступлений, систему наказаний, порядок и  условия их назначения, а также  освобождения от уголовной ответственности  и наказания.

    Предметом уголовного права как отрасли  права являются те общественные отношения, которые возникают между государством и преступником в связи с совершением  преступления. Уголовное право устанавливает  границы поведения, нарушение которых  определяется как преступление.

    Уголовное право как наука имеет своим  предметом не только действующее  уголовно-правовое законодательство, но и историю его развития, практику применения в России и за рубежом. Уголовно-правовая наука - это совокупность теоретических положений, идей, методов, имеющая свои цели и задачи. Она  связана с другими науками  уголовно-правового цикла: уголовным  процессом, криминологией, криминалистикой, уголовно-исполнительным правом, судебной медициной и судебной психиатрией, а также с психологией, экономикой, социологией и другими общественными  науками.

    Уголовное право как система норм находит  свое закрепление в уголовном  законодательстве. Всеобъемлющим источником уголовного права является Уголовный  кодекс, который основывается на соответствующих  нормах Конституции РФ.

    В 1996 году принят новый Уголовный кодекс Российской Федерации, который введен в действие с 1 января 1997 года. Кодекс состоит из Общей и Особенной частей.

    В Общей части рассматриваются  задачи и принципы уголовного кодекса; его действие во времени и пространстве; общие вопросы, касающиеся преступления и наказания; виды освобождения от уголовной  ответственности и наказания. Отдельные  разделы Общей части посвящены  уголовной ответственности несовершеннолетних и принудительным мерам медицинского характера.

    В Особенной части кодекса дается систематизированный по объектам уголовно-правовой охраны перечень составов преступлений и санкции за каждое из них.

    На  российское уголовное законодательство влияют и международные правовые акты, одни из которых являются обязательными, другие - рекомендательными.

    Для разъяснения положений Уголовного кодекса Пленумом Верховного Суда РФ принимаются постановления. Они  обязательны для судов, хотя и  не являются источниками права. Так, например, Уголовный кодекс устанавливает  ответственность за изнасилование  с тяжкими последствиями. Пленум Верховного Суда в своем постановлении  разъясняет, что под тяжкими последствиями  следует понимать самоубийство, тяжелое  заболевание, прерывание беременности и тому подобное.

    Уголовное право призвано выполнять определенные функции. Предупредительная (или регулятивная) функция заключается в установлении наказания, тем самым сообщая  гражданам об ответственности в  случае совершения преступления. Таким  образом, наличие уголовно-правовых норм с изложением видов противоправного  поведения и санкций за каждый из них выполняет вышеназванную  функцию. Способ уголовно-правовой охраны заключается в установлении запретов совершать общественно вредные  и общественно опасные действия. Ответственность может быть установлена  и за невыполнение определенных обязанностей, т.е. за бездействие. Таким образом, уголовное право охраняет объекты (личность, общество и государство) от преступных посягательств путем  установления ответственности.

    Фактическое нарушение уголовно-правовых запретов обусловливает действие охранительной  функции права. Она включает механизм уголовно-правовой защиты общественных отношений в том случае, если затронуты  наиболее важные интересы личности, общества и государства (жизнь, здоровье, общественная безопасность и т.п.), а также если другие отрасли права (гражданское, административное, трудовое и т.д.) оказались не способны своими методами урегулировать те или иные общественные отношения. Например, отношения между государством и налогоплательщиком регулирует налоговое право. В случае его нарушения мерами административного права можно воздействовать на недобросовестного налогоплательщика, например с помощью штрафных санкций. Если же уклонение от уплаты налога допущено в крупном или особо крупном размере, то это рассматривается в качестве преступления, и регулируются такие отношения с помощью уголовного права, которое предусматривает за это более высокие штрафные санкции, а также другие наказания, в том числе связанные с лишением свободы.

Информация о работе Сущность Российского государства на современном этапе развития