Сущность и назначение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:39, контрольная работа

Описание

В данной работе говориться о многообразии понимания права, а так же рассказывается какую роль право играет в формировании рыночных отношений.

Содержание

Введение
Многообразие в понимании права
Сущность и назначение права
Роль права в условиях формирования рыночных отношений в Российской Федерации
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Теории государства и права.docx

— 64.77 Кб (Скачать документ)

Едва ли не самым трудным  в наше время является слежение за быстро меняющимся законодательством в области права. Такие изменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и свободы человека в области социально-экономических и культурных взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством

Экономические, социальные и культурные права и свободы  имеют важнейшее значение для  жизни человека. Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и  свобод, входящих в эту группу, отражая  проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. В своей  совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. В вопросах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также - дать ему силы для духовного развития и проявления своих способностей.

Свобода хозяйственной деятельности - это свобода для каждого заниматься желаемым видом экономической деятельности, в желаемом месте и в желаемое время.  Ограничения (разрешение, запрещение) действуют только на основе положений закона.

Профессиональная свобода - это свобода выбирать профессию и род занятий исходя из собственных наклонностей. Ограничения возможны только на основе закона (например, ограничения и необходимость получения разрешения исходя из принципа общественного блага).

Свобода договоров предусматривает  право отдельных субъектов заключать договоры в соответствии с собственной целью и по собственному желанию, Для рыночноорганизованного правового и экономического порядка это означает, прежде всего, свободу заключать трудовые соглашения, договоры подряда, покупки, найма аренды, займа и организации хозяйственного товарищества.

Свобода объединений является особым случаем свободы договоров. Она прежде всего позволяет участникам экономической жизни создавать объединения (коалиции) для реализации своих интересов. Это имеет экономическое значение прежде всего для работников по найму, которые могут объединяться в профсоюзы, а так- же и для союзов работодателей. Эти объединения, кроме того, могут от имени своих членов заключать коллективные договоры об оплате и условиях труда (тарифные соглашения).

Свобода конкуренции является частным случаем свободы хозяйственной деятельности. Она дает право каждому предпринимателю вступать в конкуренцию с ними предпринимателями. Это означает, что предприниматель должен иметь свободный доступ на рынок, что он не может быть бойкотирован и что он может так же осуществлять свою экономическую деятельность вопреки интересам других предпринимателей (иметь, например, более благоприятные цены). Но принцип конкуренции предполагает также отбор участников рынка, причем предприниматели, производительность которых не удовлетворяет требованиям рынка, должны выбыть из борьбы.

По своему юридическому содержанию данные права не одинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, право на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации. Различия в юридическом содержании порождают различную степень массовости пользования этими правами - те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, то есть не зависят от гражданства их субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и в конце концов погибнет.

Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и  свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и  гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как  в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находиться не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск о реализации такого права только на основе его конституционного закрепления. Причина, на мой взгляд, достаточно ясна: отсутствует конкретный ответчик, так как данное право не порождает ни для каких лиц  каких - либо прямых обязанностей. Получается, что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. США, например, официально поддерживает позиции, согласно которой рассматриваемые права являются пожеланиями, а не обязанностью.

Такой подход проявился при  принятии в ООН Международных  пактов о правах человека. Если  положения  Пакта о гражданских правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав» ( ч.1 ст.2 ). Следовательно, реализации прав ставиться в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно. Сохраняются различия в механизме имплементации этой группы прав по сравнению с гражданскими и политическими правами - Комитет по правам человека  обладает большими возможностями контроля за обеспечением гражданских и политических прав, чем Комитет по второй группе прав.

В своем развитии многие нормы конституционного права достигли действительно большого прогресса при формировании истинно демократического государства. Это не значит, что конституционный строй России «списан» с западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества.

 

 

Список использованной литературы

 

1.Ведякин В.М. Правовое регулирование рыночных отношений. - Самара, 1992

2.Государственное право Российской Федерации: Курс лекций. Под редакцией академика О.Е. Кутафина. Москва, 1993 г.

3.Емельянов  С.А. Право: Определение понятия. - М.,  1992.

4.Конституция Российской Федерации. Москва, Издательство " Юридическая литература ", 1993 г.

5.Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 1992.

6.Лифшиц А.С. Краткий курс по энциклопедии права. По произведениям проф. Л.И. Петражицкого. - СПб., 1908.

7.Права человека. Основные международные документы: Сборник. Москва, Издательство " Международные отношения ", 1994 г.

8.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995. С. 100.

9.Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 1996.

10.Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть. // Советское государство и право. 1990. № 2.

 

 

1 Цит. по: Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995. С. 100.

2 Спиридонов Л.И. Указ. соч. С. 100.

3 Следует отметить, что обе эти тенденции зародились еще в первой стране классического права - в Древнем Риме.

4 См.: Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание // Советское государство и право. 1990. № 2. С. 24.

5 Цит. по: Мушинский В.О. Указ. соч., с. 24.


Информация о работе Сущность и назначение права