Судебная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание

Важным элементом правового государства, помимо господства права является разделение властей.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………3

2.Глава 1.
1.Судебная власть…………………………………………….5
2.Форма проявления функций судебной власти

3. Глава 2.

2.1 Органы судебной власти в РФ…………………………..12

2.2 Суды общей юрисдикции……………………………….13

2.3 Конституционный суд РФ………………………………16

4. Заключение…………………………………………………….26

5. Список использованной литературы………………………..28

Работа состоит из  1 файл

теория гос-ва и права.docx

— 46.42 Кб (Скачать документ)

     К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов  РФ и мировые судьи, являющиеся судьями  общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Вышестоящим судом по отношению к мировым судьям выступает  районный суд.

     К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов  РФ и мировые судьи, являющиеся судьями  общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Вышестоящим судом по отношению к мировым судьям выступает  районный суд.

     Подавляющее число судов в нашей стране — это суды входящие в систему  судов общей юрисдикции. Они рассматривают  все без исключения уголовные  дела и подавляющую часть гражданских  дел (рассмотрение споров между физическими  лицами или с их участием), административных и иных дел. 

     Суды  общей юрисдикции 

     Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные  суды общей юрисдикции и суды общей  юрисдикции субъектов Российской Федерации.

     К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

- Верховный  Суд Российской Федерации;

- верховные  суды республик, краевые и областные  суды, суды городов федерального  значения, суд автономной области  и суды автономных округов;

- районные  суды;

- военные  суды;

- специализированные  суды.

     К судам общей юрисдикции субъектов  Российской Федерации относятся  мировые судьи.

     Систему судов общей юрисдикции можно  представить и несколько иначе, разбив ее на три звена:

  1. основное звено - районные (городские) суды;
  2. среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;
  3. высшее звено - Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере их образования, вероятно, будут дополнять основное звено.

   Районный  суд является основным звеном судебной системы и до образования мировых  судов, именно районный суд рассматривал более 90% уголовных и гражданских дел. Помимо этого районные суды рассматривают все административные дела, отнесенные к компетенции судов.

     Судьям  районных (городских) судов при разрешении дел приходится применять нормативные  акты различного уровня и разной юридической  силы, начиная от Конституции и  федеральных конституционных законов  до инструкций министерств и ведомств, постановлений органов местного самоуправления. Большое количество нормативного материала, не всегда логично  изложенного, зачастую затрудняет осуществление  правосудия. В этой связи большое  значение принимают центральный  законодательный акт  страны – Конституция и принцип прямого действия Конституции.

     Верховный суд РФ — высшая судебная инстанция  судов общей юрисдикции. В Верховном  Суде РФ — 115 судей. Верховный Суд  РФ действует 'в составе Пленума, Президиума, судебных коллегий по гражданским, уголовным делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии.

     Верховный Суд РФ может рассматривать дела по первой инстанции в кассационном и надзорном порядке. Главное  назначение всех звеньев судов общей  юрисдикции — отправление правосудия. Но кроме того, закон возлагает  на них выполнение и ряда других функций. Так, основной задачей Пленума  является обсуждение на своих заседаниях результатов изучения и обобщения  судебной практики по отдельным категориям дел или общим вопросам, касающихся применения законодательства судами общей  юрисдикции страны. По результатам  обсуждения Пленумом принимается постановление, в котором судам даются общие  рекомендации по применению законодательства в целях единообразного его применения на территории всей страны.

     Наряду  с государственными органами других ветвей власти Верховный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам его ведения 9.

     В настоящее время Верховным Судом  РФ право законодательной инициативы используется достаточно широко. Это  связано с активной реализацией  концепции судебной реформы, формированием  законодательной базы и значительными  изменениями в законодательстве.

     Помимо  использования права законодательной  инициативы с учетом статуса высшего  судебного органа страны для судов  общей юрисдикции и места в  системе государственной власти Верховный Суд РФ принимает активное участие в работе над созданием  законов в комитетах и комиссиях  Государственной Думы и Совета Федерации.

     Верховный Суд РФ решает в пределах своих  полномочий вопросы, вытекающие из международных  договоров, например договоров о  правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных  Россией с некоторыми зарубежными  странами.

     Хоть  мировой судья и выступает  только в качестве суда первой инстанции, статус мирового судьи точно такой же, какой статус у судьи Конституционного суда. У всех судей у нас в России единый статус, и все судьи принимают решение именем Российской Федерации. И решение любого судьи, хоть это мировой судья, хоть это судья Верховного суда, имеют одинаковую силу. У судей имеется то, что называется подсудностью, и в Конституции четко сказано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела тем судьей, к подсудности которого это относится. Поэтому часто люди, думая, что их дело нужно отправлять не меньше, чем в верховный суд, при этом просто теряют время.  

Конституционный суд Российской Федерации 

     Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

     Порядок образования и деятельности, компетенция  Конституционного Суда определяются Конституцией РФ (ст.125), Законом о Конституционном  Суде Российской Федерации, принятым Государственной  Думой 24 июня 1994г., одобренным Советом  Федерации Российской Федерации 21 июля 1994г. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает  Регламент Конституционного Суда.

     Конституционный Суд Российской Федерации состоит  из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации. Предложения  о кандидатурах на должности судей  могут вносить Президенту: члены  Совета Федерации и депутаты Государственной  Думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы, федеральные  юридические ведомства, всероссийские  юридические сообщества, юридические  научные и учебные заведения.

     Каждый  судья назначается на должность  в индивидуальном порядке, тайным голосованием, большинством голосов от общего числа  членов Совета Федерации.

     Конституционный Суд, подчеркивает в Законе, решает исключительно вопросы права. При  осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и  исследования фактических обстоятельств  во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или  иных органов.

     Закон устанавливает, что судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для  пребывания в должности 70 лет. К числу  правовых гарантий деятельности судьи  относятся: гарантии независимости, принципы несменяемости, неприкосновенности, равенства  прав судей. В Законе четко урегулированы  основания и порядок приостановления  полномочий, прекращения полномочий и отставки судьи Конституционного Суда.

     Конституционный Суд Российской Федерации состоит  из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат  определяется путем жеребьевки.

     Организационными  формами конституционного судопроизводства являются пленарные заседания и  заседания палат Конституционного Суда. Ст. 21 Закона о Конституционном  Суде Российской Федерации определяет перечень вопросов, подлежащих рассмотрению исключительно на пленарных заседаниях, а в ст. 22 – перечень вопросов, рассматриваемых в заседаниях палат.

     На  пленарном заседании судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава  в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя  Председателя и судью – секретаря  Конституционного Суда.

     Председатель  Конституционного Суда: руководит подготовкой  пленарных заседаний, созывает их и  председательствует на них; вносит на обсуждение судьи вопросы, подлежащие рассмотрению; представляет Конституционный  Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными  объединениями; по уполномочию суда выступает с заявлениями от его  имени; осуществляет общее руководство  аппаратом суда и т.д. Председатель Конституционного Суда издает приказы  и распоряжения.

     Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя отдельные  его функции, а также выполняет  обязанности, возложенные на него судом.

     Судья – секретарь Конституционного Суда осуществляет непосредственное руководство  работой аппарата суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседания суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций  и лиц решения, принятые Конституционным  Судом, и информирует Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей и др.

     По  вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает  Регламент Конституционного Суда Российской Федерации. В этом документе устанавливаются: порядок определения персонального  состава палат, порядок распределения  дел между ними; порядок определения  очередности рассмотрения дел в  пленарных заседаниях; особенности  делопроизводства и т.д.

     Также  закреплены общие правила производства в Конституционном Суде. В их содержание входят: принципы конституционного производства (независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон); установление поводов и оснований к рассмотрению дела, общих требований к обращению, перечень документов, прилагаемых к обращению, размеры уплаты государственной пошлины.

     Детально регламентированы порядок предварительного рассмотрения обращений, основания для отказа в принятии обращения к рассмотрению; общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде, права и обязанности сторон и их представителей и т.д.

     Решения, принятые как в пленарном заседании  суда, так и в заседаниях палат, являются решениями Конституционного Суда. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса решения суда именуются постановлением, заключением и определением. Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено Законом. Судьи не вправе воздержаться от голосования или уклониться от голосования.

     Закон о Конституционном Суде закрепляет нормы, устанавливающие особенности  производства в суде по отдельным  категориям дел: о соответствии Конституции  Российской Федерации нормативных  актов органов государственной  власти и договоров между ними; о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации; по спорам о компетенции; о конституционности  законов по жалобам на нарушения  конституционных прав и свобод граждан; о конституционности законов  по запросам судов; о толковании Конституции  Российской Федерации; о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации  в государственной измене или  совершения иного преступления.

     В процессе рассмотрения принципиально  различных видов дел с использованием различных процедур конституционная  юстиция осуществляет следующие  задачи, соответствующие ее природе:

1.Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

  1. федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  2. Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов ее субъектов;
  3. договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  4. Не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Информация о работе Судебная власть